Александра Очирова: Право учиться без права на здоровьеНазад
Александра Очирова: Право учиться без права на здоровье
Хочу привлечь внимание к теме "Право на образование", которое во всем мире признано одним из главных прав человека и, в этом смысле, к теме образования для всех. Но как быть с реализацией конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов? Сейчас по самой скромной статистике из 5 процентов от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях, то есть более 250 тысяч, детей школьного возраста. При этом более трети не имеют возможности обучаться. В целом по стране в специальных учреждениях, интернатах вынуждены обучаться 70 процентов, или около 200 тысяч, детей с ограниченными возможностями. Понятно, что это не способствует их интеграции в общество.
Это тема наболевшая, а не просто результат изучения докладов и статистических данных. Она основывается на очень многих мнениях и данных наших общественных организаций, собранных, практически, со всей страны. Я с большой тревогой обращаю ваше внимание, что не реализуются цели, поставленные в модернизации российского образования на период до 2010 года для детей с ограниченными возможностями. Не обеспечивается их обучение преимущественно при общеобразовательной школе по месту жительства. А правовая, нормативная и методическая база интегрированного образования, принятая сегодня во всем мире, к сожалению, отсутствует, как отсутствуют и другие образовательные стандарты.
В последнее время в ряде субъектов РФ наметилась тенденция искусственного расформирования специальных коррекционных образовательных учреждений и перевода обучающихся в них детей в обычные школы без создания специальных условий и без учета мнений специальных педагогов и родителей. Все эти тенденции можно обозначить как дискриминацию в образовании детей-инвалидов. Нужно защищать конституционные положения о равноправии граждан и общедоступности образования.
Считаю, нужно обратиться в Государственную Думу с предложением принять в первоочередном порядке закон о внесении изменений и дополнений в Закон РФ об образовании в части, касающейся образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Будет достаточно принять такой закон. Он не нуждается в дополнительном лицензировании, экспертной оценке, потому что написан со знанием дела.