В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Ирхин: `Электронное правительство`: теория и практика Назад
Юрий Ирхин: `Электронное правительство`: теория и практика
Переход к постиндустриальному обществу предполагает неизбежную трансформацию политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи. С конца 80-х гг. новые информационные интегративные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах, стали основой для глобализации, все больше влияют на общественное развитие. Резко (примерно в 1,5 раза в год) возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения растущего числа своих потребностей. В этих условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии реагировать с необходимой скоростью на многообразные изменения окружающего мира. Возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах гибкости, прозрачности, политической нейтральности и т.п. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами). В условиях углубления глобализационных процессов национальные правительства вынуждены реагировать на последние инфо-технологические достижение и тенденции, для обеспечения или поддержки необходимого уровня международного сотрудничества.

Концепция "электронного правительства"
Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование "электронного правительства" (e-Government). Оно рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью, учреждение (институт).
В концепции "электронного правительства" вся система органов исполнительной власти, функционирует как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность правительства должна быть достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг, посредством широко использования централизованных систем Интернета. Все это призвано повысить как качество оказания государством услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства. В целом "электронное правительство" определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.
Прямой перевод словосочетания "e-Govemment" не вполне раскрывает сущность рассматриваемого явления. Точнее было бы говорить об электронной инфраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себе технологии интернет-взаимодействия между органами власти с одной стороны и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структурами и общественными объединениями, с другой. Однако термин "электронное правительство" получил необходимое международное признание, широко используется в научной и управленческой литературе, имеет свои достоинства (лаконичность, целеполагание, инновационность). По аналогии с ним выделяют подсистему "электронных муниципалитетов", используются понятия: "электронный бизнес" - "e-Business" и "электронный гражданин" - "e-Citizen". В рамках "электронного правительства" предполагается взаимодействие (прямое и обратное) внутри государственных структур, между государством и гражданами, государством и бизнесом и т.д.
Процесс становления системы "электронного правительства" можно условно разделить на три основные стадии-направления: "публичность", "участие" и "онлайн-транзакции".
"Публичность" - означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.
"Участие" - подразумевает расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Она предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также форм для обратной связи.
"Онлайн-транзакции" - обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе - предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется "информационная экономика", которая представляет собой новую ступень с точки зрения экономического эффекта, получаемого в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов.
Преимущества "электронного правительства" очевидны - упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении необходимых документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти [1].
Для реорганизации системы государственного управления в парадигме "электронного правительства" необходим ряд условий. Среди них: 1) Принятие соответствующих государственных решений; 2). Достаточный уровень "интернетизации" общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов); 3). Разработка рациональной, концепции "электронного правительства" и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства; 4). Учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь, традиций развития общества, особенностей его управления, бюрократии; 5). "Снятие" узко-технологических подходов при формировании и деятельности "электронного правительства" ("информационные технологии решат все проблемы"), 6). Преодоление возможностей его использования в антиобщественных целях; 7). Рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта.

"Электронное правительство" и общество за рубежом
Создание национальных "электронных правительств" в постиндустриальных странах происходит в русле глубокого реформирования всей системы государственного управления. Речь идет об адаптации администрации к условиям постиндустриального, информационного общества, процессов глобализации. Новое государственное управление предполагает его большую открытость и "отзывчивость"; внесение в государственные службы конкурентных и договорных начал; создание обособленных специализированных управленческих структур с усилившейся ответственностью за результаты деятельности; повышение роли этических требований, демократических ценностей; активное взаимодействие с гражданским обществом, всеми его членами; переориентацию государственных интересов на нужды и потребности граждан и др. Речь идет о становлении современной модели государственного управления, ориентированной на эффективность деловых процессов, разграничение между политикой и практикой, умножение производственных показателей. Она органически включает в себя как исторический, так и инновационный опыт управления, достижения менеджмента, информациологии, теорию и практику "электронного правительства" [2].
При использовании информационно-кибернетических систем в современном государственном управлении учитывается также социально-политическая, экономическая, культурная, ментальная среда (окружение) и иные факторы (протестантская или конфуцианская этика труда, правовые традиции), влияющие на весь характер взаимоотношений "власть-общество".
Глава аппарата советников Премьер-министра Великобритании Майкл Барбер обращал внимание на важность реализации ключевых демократических и управленческих ценностей и принципов в современной государственной службе и "электронном правительстве" [3].

Качества, ориентиры    Содержание
Профессионализм    Высокая компетенция, преданность принципам демократии; честность/отсутствие коррупции; "говорить правду людям"; политическая неангажированность
Открытость    Свобода слова/информации; прозрачность; отчетность и ответственность
Польза для общества    Результативность; действенность; приоритет - интересы граждан; отдача от вложенного - на длительный срок
Средства    Максимальное применение информационных технологий в управлении

Концепция "электронного правительства" была разработана в начале 90-х гг. XX в. в ряде ведущих индустриальных стран. В конце XX в. она была реализована в его начальной стадии ("публичность") в большинстве постиндустриальных стран Запада и Востока. Большинство государств предлагают постоянно обновляющиеся информационные услуги, включающие, в том числе загрузку и распечатку разрешенных официальных бланков и документов на персональные компьютеры интернет-пользователей. Возможности для осуществления собственно интерактивных транзакций через Интернет представляют менее 20 государств. В ряде стран Запада есть специальные государственные должности - уполномоченные наблюдать за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации: в США - главный ответственный по информации (Chief information officer), в Великобритании - электронный посланник (e-envoy).
С конца 90-х гг. в постиндустриальных странах началось использование и более высоких стадий-направлений "электронного правительства" ("участие" и "онлайн-транзакции"). Стратегия компьютеризации функций государственного управления включает в себя задачу перевода большинства видов правительственных услуг в режим "онлайн". Ведущую роль в этом направлении играют официальные системно-сетевые порталы для электронного доступа к государственным услугам.
В рамках деятельности "электронного правительства" в режиме "он-лайн" стали реально доступными и удобными многие виды государственных услуг. Среди них: электронный запрос многих видов информации (документов, законов, постановлений, статистических сведений и о вакансиях, географических карт); оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов), при наличии механизмов персонификации; получение распространенных форм официальных документов, их заполнение и отправка с идентификацией электронной подписи (включая прием налоговых деклараций, постановку на учет в службе занятости); многие запросы в государственные органы, их регистрация, возможность проверки этапов их прохождения, получение ответа с указанием результата и ответственных за его принятие; поступление в вузы на дистанционные, интерактивные формы образования; заявления в полицию (в случае кражи или угона автомобиля).
Первой страной в мире, принявшей Закон об электронных услугах, была Финляндия (2001 г.). Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности органов государственного управления и их клиентов в сфере электронных услуг, о ключевых требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В соответствии с Законом, власти должны предоставлять общественности возможность выбора электронной доставки уведомлений, счетов и других аналогичных документов и сообщений. Органы власти и клиенты могут скреплять свои решения электронной подписью.
Правительством Великобритании в 1999 г. была принята стратегическая программа "Модернизация государственной власти", охватывающая 5 млн. государственных служащих страны. Ее ключевым элементом является внедрение электронной системы управления. В соответствии с ней был создан правительственный портал - "Великобритания он-лайн" (htpp://www.open.gov.uk). Он позволяет всем государственным учреждениям Великобритании предоставлять гражданам электронный доступ ко всем формам документов. Граждане - пользователи интернет-связи - через UK Online могут получать широкий круг актуальной информации, распечатывать различные формы документов в любое, удобное для них время. При использовании технологии электронно-цифровой подписи, формуляры могут заполняться прямо на экране и отправляться по электронным каналам связи.
"Электронное правительство" США представляет "Официальный правительственный веб-портал" (htpp://www.FirstGov.com). Он соединяет сайты федеральных, штатных и местных органов власти, содержит 27 млн.-веб-страниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Классифицированные разделы услуг: "государственные блага", "государственные гранты", "государственные работы", "получение лицензий", "вопросы социальной безопасности", "получение паспортов", "иммиграция", "объявления и заяки потребителей" и др. Портал предоставляет возможности интерактивного диалога в режиме реального времени. (С 2006 г. посольство США в РФ принимает заявки на предоставление виз российским граждан и другие услуги в основном по Интернету).
Канадский правительственный веб-портал называется "Государственная служба Канады" или кратко: "Канадский сайт" (http://www.canada.gc.ca). Он предоставляет централизованный доступ почти к 1000 государственных программ и услуг, дает "возможность канадцам иметь электронный доступ ко всей открытой государственной информации, многим услугам, в удобное для них время и в удобном месте".
Официальный веб-портал Сингапура (http://www.gov.sg). объединяет все сферы жизнедеятельности: государственное управление, бизнес, образование, науку, медицину и даже индустрию развлечений. (На программу государство выделяет до 0,5 млрд долл. в год). Портал подразделяется на четыре взаимосвязанных раздела: "Правительство", "Граждане-резиденты" (постоянные жители), "Бизнес", "Нерезиденты". По всем разделам в режиме текущего времени предоставляется большое количество информационных услуг, действует интерактивная связь. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться (указать пароль, логин и шифр пользователя) и получать необходимую информацию по любому из подразделов. Раздел "Граждане-резиденты", при раскрытии его интерфейса, обозначается как e-Citizen ("Электронный гражданин"): http://www.ecitizen.gov.sg. В службе e-Citizen можно получать информацию и взаимодействовать по направлениям: "Образование, Обучение и Работа", "Семья и Коммунальное развитие", "Здоровье и Окружающая среда", "Домовладение", "Защита и Безопасность", "Kультура и Спорт", "Транспорт и Путешествия".
Официальный веб-портал Финляндии (htpp://www.om.fi) предоставляет большое количество специализированных услуг: заказы и запросы (Агентство по делам потребителей); представление юридических документов (Министерство юстиции); заказ и оплата услуг, связанных с досугом (Национальный совет лесного хозяйства); обратная связь с пользователями в плане их информирования о национальных проектах участия (МИД, Отдел муниципалитетов); уведомления о вакансиях, рабочих местах, и возможностях для получения образования (Министерство труда); уведомление о смене адреса (Центр переписи населения); служба "Виртуальная Финляндия" (МИД) и др.
Деятельность порталов включает не только официальную информацию, но и сведения о предоставлении услуг в соответствии с "жизненными эпизодами", которые имеют место в реальной жизни, когда возникает потребность в целом комплексе государственных услуг. Среди них: поступление в школу, поиск работы или ее смена, появление в семье ребенка, тяжелая утрата, открытие собственного дела и др. Расширяется количество государственных услуг в режиме "он-лайн" и для предприятий. Наиболее распространены: социальные взносы на работников; корпоративные налоги: декларации, извещения; додача данных в статистические бюро; электронные торги и др. В Финляндии 55% всех ведомств дают своим клиентам возможность заполнения бланков заявлений и других формуляров через Интернет. Число интерактивных потребительских услуг в них составляет несколько десятков и имеет тенденцию к увеличению. Ряд услуг предусматривают использование электронного удостоверения личности.
В США службы, занимающиеся внутренними доходами (Internal Revenue Service) располагают самым посещаемым веб-сайтом общественных служб и около 1/3 налоговых поступлений в 2000 г. было собрано посредством Интернет-связи. В штате Аризона, оплата за возобновление права на вождение транспортного средства сократилось с 7 до 1,6 долл. при использовании онлайновый средств. Считается, что ориентированный на потребителя подход имеет большое значение для организации работы государственных служб. В целом происходит становление модели государственного управления, ориентированной на эффективность деловых процессов, идею разграничения между политикой и практикой и умножение производственных показателей. При этом все шире используются ноутбуки и смартфоны, дающие возможность осуществлять "онлайн-транзакции" не будучи привязанным к определенному месту.
Расширяются элементы прямой и обратной связи "государство-общество". В целом, к лучшему меняется управленческое мышление. Проведение реформ в ряде стран улучшилось благодаря информационным технологиям, повышению доверия к правительству, качественной обработке нарастающего потока данных и знаний. За годы введения "электронного правительства" в Великобритании число государственных служащих снизилось со 750 тыс. (в 1976 г.) до 475 тыс. человек (2004 г.). "Электронные правительства" способствуют определенной открытости государства, соответствующей отчетности, снижению уровня коррупции и безответственности чиновников, улучшается финансовое управление. Деятельность "Электронных правительств" предполагает быстрые и глубокие изменения в ряде правовых документов. В Республике Корея за несколько лет было изменено до 40% нормативных актов, регулировавших государственное управление и службу. В целом совершенствуется "документооборот. К руководству государственными службами шире приходят, как правило, молодые кадры управленцев, возможно повышение зарплаты по конечным результатам их труда.
Существуют многочисленные проблемы использования информационно-кибернетических технологий в управлении. Очевидна недостаточность "интернетизации" многих государств, их институтов, граждан. Слаба соответствующая подготовка граждан. Даже если есть необходимая информационная база данных, то, чтобы разобраться в ней, требуется необходимая подготовка. Стать подлинно "электронным гражданином" (а не пользователем отдельных услуг), разбирающимся в проблемах государственного управления ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов [4].
В начале реформ государственной службы наблюдаются известные трудности, иногда снижается уровень управления. "Электронное правительство" создает некоторые дисбалансы между служащими различных подразделений и поколений. Существует проблема "сбоев" во время предоставления государственными службами ряда услуг, особенно при подготовке и управлении контрактами. Это объясняется недостатком опыта всех сторон и несовершенной технологической базой,
Существуют сомнения среди многих граждан в отношении доступности новых технологий, качества электронного управления (необходимо переучивание миллионных когорт служащих), выбора наилучших моделей электронного взаимодействия с правительством. Общественность заинтересована в предоставлении услуг "электронного правительства" при условии конфиденциальности и секретности при взаимодействии с государственной службой (при прозрачности для финансовых органов), гарантиях против мошенничества или взлома компьютеров, бесплатной или дешевой поддержки пользователей. Движущей силой формирующейся в настоящее время новой модели управления являются не только вводимые денежные или технологические ресурсы либо конкретные функциональные результаты, но и то, как они отразятся на жизни или хозяйственной деятельности потребителей, а также на социальных, экономических или политических изменениях в системе государственного управления. К идее "электронного правительства" благоприятно относятся богатые и занимающие высокие статусные позиции, социальные группы, и соответственно, наоборот, "низшие классы" проявляются гораздо меньший интерес.
Возникает вопрос о роли "электронных администраторов", владеющих непосредственными доступами к технологическим механизмам инфо-коммуникаций, похищения информации, технологических сбоев, вирусов. В 2005 г. службы США разоблачили деятельность хакеров, создавших особую программу-вирус, позволившую передать "на сторону" практически всю информацию примерно с 14 млн. карточек MasterCard и Visa. Это произошло в результате нарушения безопасности кампании CardSystem Solutions, обслуживавшей соответствующие платежи.

"Электронное правительство" и российское общество
В России подключение к Интернету произошло в 1991 г. За прошедшее время российский Интернет охватил все городские ареалы. Среди пользователей российской сети Интернета (Рунета) насчитывается более 40 млн. человек. По общему количеству пользователей Интернета Россия уверенно входит в первые двадцать государств мира, но по уровню охвата им населения она находится лишь на 40 месте (15% населения).
Аудитория Интернета распределена по территории страны неравномерно. Больше четверти всей пользователей Интернета находится в гг. Москве (каждый четвертый житель) и Санкт-Петербурге. Среди федеральных округов первое место по уровню интернетизации занимает Центральный: (без учета Москвы) 17%; далее: Приволжский - 15%, Северо-Западный - 14%, Южный - 12%, Сибирский - 11%, Уральский и Дальневосточный - по 5% [5].
Пользователи Рунета состоят в основном из лиц с высшим или незаконченным высшим образованием, с доходом выше среднего, в возрасте от 25 до 50 лет. Доля лиц с высшим образованием среди российских пользователей Интернета относится к их численности среди населения, как 36% к 12%, а лиц, с доходом 100 долл. и выше в расчете на одного члена семьи составляет 29% к 8% тех, кто имеет более низкие доходы. Соотношение корпоративных и индивидуальных пользователей сети в России соотносится как 65 к 35%. Если в 2000 г. среди российских пользователей Интернета женщин было около 33%, то в 2006 г. этот показатель приблизился к 48%.
В целом потребность в деловой информации приближается по объему к запросам пользователей на информацию о развлечениях, компьютерных играх, спорте и т.п. А среди категории "руководителей" - запрос на деловую информацию является приоритетным.
Один из примеров быстрого увеличения числа "деловых" пользователей после введения ряда качественных Интернет-услуг - опыт г. Новосибирска, где после внедрения автоматизированной системы коммунальных платежей "Город" значительно увеличилась доля подключенных к Интернету компьютеров. В 2001 г. этот показатель был самым высоким в России - 35% от общего числа компьютеров", затем первенство снова перешло к Москве.
Директивное начало процессу внедрения в деятельность органов государственной власти России современных информационно-коммуникационных технологий положило принятие в 2002 г. Федеральной Целевой Программы (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 гг.)".
"Электронную Россию" можно рассматривать как ключевое направление на пути к созданию "электронного правительства". Основная идея проекта заключается в том, что, обладая разветвленным и инерционным, бюрократическим (далеко не во всем достаточно профессиональным и эффективно-функциональным) управленческим аппаратом, государство может, применив информационные технологии, решить определенные насущные проблемы оптимизации управления. Среди них: 1) введение электронного документооборота что позволит уменьшить бюрократические проволочки и ускорить принятие решений; 2) перевод в электронную форму взаимодействие граждан с властью; 3) осуществление более прозрачного и доступного государственного и муниципального управления; 4) дебюрократизация государственных организаций и поддержка развития гражданского общества в России.
Рассматриваемая Программа нацеливает соответствующие службы, организации и общественные институты на решение следующих задач: 1) формирование системы взаимодействия государства с гражданским обществом посредством передовых телекоммуникационных сетей; 2) широкий и эффективный обмен электронными документами между населением и правительством, органами государственной власти; 3) обеспечение гласности и прозрачности местных и региональных властей; 4) повышение эффективности государственного управления на основе современных моделей и методов электронных технологий; создание электронной системы мониторинга и поддержки принятия решений.
В соответствии с программой "Электронная Россия" все основные государственные службы, начиная с администрации Президента РФ, открыли свои сайты, дающие необходимую и обычно достаточно оперативную информацию по соответствующим вопросам. "Электронная Россия" представляет собой единый сервер органов государственной власти Российской Федерации (htpp://www.government.gov.ru) и предлагает широкий круг оперативной и архивной информации о деятельности обозначенных органов. Сервер пользуется популярностью среди активной части гражданского общества, государственных служащих, ученых-обществоведов, студентов социально-гуманитарных вузов, востребован в российском обществе. Вместе с тем, Интерактивные формы связи используются эпизодически. Актуально создание единого портала услуг (прежде всего, государственных) для широкого круга пользователей. Представляется полезным создание при Сервере веб-узла до Делам СНГ, ЕВРАЗЕС и др., по аналогии с электронным обеспечением деятельности Министерства по делам Содружества Великобритании.
Развивается сеть российских региональных порталов, работающих в основном в рамках первой стадии-направления "электронного правительства" - "публичность". Развернутую структуру имеет сервер Правительства Москвы - "Электронная Москва" (htpp//:www.mos.ru/). Он содержит разделы: Общие сведения, Мэр Москвы, Правительство Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы, Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, Территориальные органы исполнительной власти, Городские организации, Правовые акты регламентирующие деятельность Правительства Москвы, Законотворческая деятельность Мэра и Правительства Москвы, "Служба одного окна" и др. Вместе с тем официальные серверы ряда префектур округов г. Москвы пока не имеют "Служб одного окна" и предоставляют гражданам-пользователям обычную справочную информацию о работе префектуры, форм документов, возможность электронно-письменного обращения к ее Префекту и т.п.
В условиях недостаточной интернетизации малых городов и деревень России, одним из выходов решения этой проблемы является создание пунктов коллективного доступа в сеть при всех узлах почтовой связи во всех местах, где проживает более 10 тыс. человек, а также библиотеках и т.п.. В прошлом году их услугами воспользовалось 5 млн. граждан.
Опыт "монетизации" социальных льгот показал, что в тех (к сожалению, немногочисленных) городских районах, где заранее (на протяжении годов) были составлены единые электронные карты льготников и других категорий населения, а аптеки и больницы обеспечены Интернетом, данная реформа прошла наиболее эффективно.
Проблемы
Формирование "электронного правительства" находится в неразрывной связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности государственной службы на основе современных методов управления.
Очевиден недостаточный уровень развития компьютерных сетей в России во многих сферах государственной и общественной жизни, отсутствие соответствующих навыков. Поспешная реализация идеи "электронного правительства" в России может привести к возникновению нового вида социального неравенства - информационного. Информатизация государственных органов подчас смешивается с процессом их насыщения компьютерами. Остро стоит проблема подготовки управленцев нового типа, что встречает сопротивление консервативной части государственного аппарата. Психологической преградой на пути расширения деятельности "электронного правительства" в России является соответствующая бюрократическая ментальность, корпоративные интересы бюрократии. В Президентском послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин отметил, что "В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии. Задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению [6].
Роль "электронного правительства" в России, причем на всех уровнях (федеральный, региональный, местный) будет возрастать и в связи с реализацией национальных проектов, реформой местного самоуправления. Актуально функционирование информационного портала "Местное самоуправление".
Существуют технологические проблемы сохранности информации. Формирование единой базы данных в электронных системах о прописке, коммунальных платежах, владении собственностью гражданами города и др., создающей рациональный режим работы, в случае утечки информации может привести к серьезным проблемам. Министерство информации и связи РФ совершенствует документы, дополняющие закон "Об электронно-цифровой подписи"(2002 г.), поскольку есть сложности с ее применением.
Реализация программы "электронного правительства" неразрывно связана с общим состоянием государственного управления в стране, характера и роли бюрократии и элит в обществе, состоянием правовых институтов, управленческой ментальностью. "Электронное правительство" может функционировать как в русле демократических, так и авторитарно-корпоративных преобразований. На XXVIII Всемирном конгрессе по проблемам государственного управления (Киев, 2005 г.), отмечалось, что ключевым подходом к пониманию современного управления по-прежнему является классическая Веберовская теория бюрократии, дополненная концепцией и практикой "электронного правительства".

Список литературы
1. Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. М., РАГС, 2000; Ирхин Ю.В. "Электронное правительство" Великобритании и России // Социально-гуманитарные знания, No4. 2005; Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент, (Раздел "Электронное правительство"). М., 2004.
2. См.: Политико-административное управление /Под. ред. В.С. Комаровского и Л.В. Сморгунова. М.: РАГС, 2004.
3. Барбер М. Государственная служба: эффективная и аполитичная //Британские политические традиции и реформа власти в России. М-лы межд. научно-практ. конф. в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Посольстве Великобритании в РФ. Сопредседатели: Президент-ректор РАГС В. Егоров, Посол Великобритании в РФ Т. Брендон. М., РАГС, 2005.
4. Ирхин Ю.В. Политология: учебник (Раздел Проблемы "электронной демократии" и "электронного правительства"). М., 2006.
5. Интернет и российское общество /Под ред. И.А. Семенова. М., 2002.
6. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г. М., 2005 или http://president.kremlin.ru/


Статься опубликована в журнале "Государственная служба" No4. 2008. С. 163-174.

Док. 502103
Перв. публик.: 06.10.08
Последн. ред.: 07.10.08
Число обращений: 107

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``