В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Ирхин: Опыт управленческой культуры Японии Назад
Юрий Ирхин: Опыт управленческой культуры Японии
Япония - первая страна Дальнего Востока, которая ярко продемонстрировала умение приспосабливать мировой управленческий и технологический опыт к условиям азиатского общества, его национальным интересам. Главное состоит в том, что японцам удается сохранять основы своей культуры, традиционных институтов и отношений, видоизменяя их лишь в той мере, в какой этого требуют задачи повышения эффективности и конкурентноспособности страны и ее граждан в постиндустриальную эпоху и глобального развития. Особое внимание уделяется культуре управления, макроэкономического регулирования. Важным элементом приспособления японской экономики к новым условиям стал перевод (при сохранении контроля) ряда производственных мощностей за границу - в страны с емкими рынками, с более дешевой рабочей силой и благоприятными валютными курсами. Япония превратилась в крупнейшего в мире кредитора, имеет вторые в мире (после КНР) золотовалютные резервы (850 млрд. долл.).
В результате была достигнута высокая конкурентноспособность японского общества. Среди его черт: стабильность, устойчивое развитие, низкий уровень инфляции и высокая норма сбережений населения, благоприятные условия инвестирования, качественное образование и здравоохранение, высокий уровень жизни (10-е место в мире по уровню доходов на душу населения -27 тыс. долл. в год), выдающиеся показатели продолжительности жизни и др (1).
При территории в 378 тыс. кв. км. и населении в 127 млн. человек, на долю Японии приходится до 12% мирового промышленного производства (3-е место в мире по объёму ВВП), каждый четвертый созданный в мире автомобиль или телевизор и каждое второе торговое судно - японские. Японцы не только хорошо, но и много работают. В стране одна из самых высоких в мире продолжительность рабочего времени, составляющая 2088 часов в год (в США - 1924 часа, в ФРГ - 1655 часов), а отпуск - обычно длится не более недели.
Японская культура управления и развитие общества
Японское общество на протяжении веков выработало особый тип развития, основанный на сохранении исторической преемственности. Такой подход к собственному историческому наследию, вероятно, следует искать в многовековой практике культурного взаимодействия с цивилизационными центрами, по отношению к которым Япония занимала периферийное положение (Китай, США). Соседство с ними при отсутствии прямой политической зависимости поставило перед японцами проблему сохранения самобытности в условиях массированных культурных и технических заимствований и побудило выработать практику своеобразного соединения внешних по своему происхождению нововведений с местными условиями. Все это определило своеобразный характер взаимоотношений традиций и инноваций в японском генезисе вообще. Имеет значение и то, что японское общество долгие столетия было замкнуто от внешнего мира, являлось этнически однородным.
В основе развития японского общества и его управления лежат традиции, преемственности и корпоративизма, нисходящие к конфуцианскому социально-психологическому и этическому стереотипу "ва" ("равновесие", "гармония"). В управленческой культуре Японии выделяется командно-коллективистский (или корпоративно-коллективистский) принцип, опосредуемый соответствующими нормами этого общества. Традиционная система отношений стремится обеспечить участие в принятии решений максимального числа членов группы. Далее, желательно, чтобы решения принимались на основе консенсуса всех ее членов. Главная цель - согласие. Таким образом, функциональность выступает как важная черта японского патернализма.
Однако, коллективизм на Востоке неотделим от иерархии. Японская компания может быть сплоченной, но уж никак не демократичной. Приводные ремни, соединяющие руководителей и подчиненных, не разорвать. Информация следует сверху вниз и снизу вверх по вертикали в строгом соответствии с протоколом. Нельзя срезать углы и переходить дорожку. С появлением электронной почты в системе наметились послабления, однако психология единства, нежелание выделяться, по-прежнему незыблемы.
В этой связи можно упомянуть японскую концепцию "Просвещенных национальных интересов". Просвещенные национальные интересы это те, которые выражающие интересы всего общества, участвующего в их формулировании и ставящего общественные интересы выше частных или групповых интересов. Внешняя политика Японии также формируется с точки зрения национальных интересов и добрососедских отношений, в первую очередь, с государствами АТP. Концепция "просвещенных национальных интересов" как бы аккумулирует базовые ценности японского общества и предлагает неуклонно реализовывать их (преимущественно в толерантной, но настойчивой форме), как во внутренней, так и во внешней политике (2).
Важную роль играет система пожизненного найма, гарантирующая японцам безбедное существование в обмен на повиновение "вечно правому" большинству. 70% японцев строят свое существование на банковских кредитах и займах. Деньги за купленный дом выплачиваются полностью лишь к пенсии; больше половины общества возвращает долги всю жизнь, в случае потери работы - теряется все.
Начинает меняться менталитет японцев, особенно в крупных городах. Часть молодежи выезжает за границу на учебу, все больше предприятий нанимает смешанный персонал. Ценность группы, безусловно, сохраняет значение, но проявляется и индивидуализм. Около 2 млн. молодых людей сегодня предпочитают не связывать себя сразу на всю жизнь, а попытаться реализовать себя в разных сферах, меняя места работы - их называют "фурита" (от англ. - "свобода" и нем. - "работать"). Однако эта небольшая, обычно состоятельная прослойка, воспринимающая постмодернистские подходы к управлению и жизни, пока не велика и со временем обычно инкорпорируется в традиционную управленческую систему - ее противоречивость хорошо показана в романах Мураками.
В современной Японии выделяются 4 вида политической культуры: консервативная (до 26% граждан), клиентелистская (18%), либеральная (28%) и новая политическая культура - 28%. В "новой культуре" отражено изменение менталитета японцев в крупных городах. Для нее характерны элементы постмодернизма, индивидуализм, независимость, отказ от клиентелизма по отношению к партиям или государству, предпочтение прямых действий по всем политическим вопросам, включая участие в дискуссиях местного самоуправления связанных с их интересами, часто негативное отношение к голосованию. К числу ее носителей относятся люди преимущественно молодого возраста, с высоким уровнем образования, творческие и состоятельные работники современных производств (3).

Статья опубликована в журнале Государственная служба. Журнал Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2007. - No4. - С. 51-56.

Док. 502098
Перв. публик.: 07.10.07
Последн. ред.: 07.10.08
Число обращений: 125

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``