В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Ирхин: Опыт всемирных социологических конгрессов:сотрудничество социологов и проблемы глобализации Назад
Юрий Ирхин: Опыт всемирных социологических конгрессов:сотрудничество социологов и проблемы глобализации
В.П. Култыгин: "Крупные международные научные мероприятия являются своего рода смотром состояния конкретной отрасли знания, иерархизированным перечнем ее актуальных проблем, демонстрацией наиболее распространенных подходов и методов решения данных проблем. Было бы неправильным считать итоги того или иного конгресса абсолютно адекватным отражением положения дел в конкретной академической дисциплине, однако барометром сложившейся ситуации они, несомненно, являются".

Н.Е. Покровский: "Думается, что всемирные конгрессы это живой социологический эксперимент, в чем-то даже ритуал, устраиваемые социологами для символизации своей идентичности. Что касается экспериментальности, то на множественных площадках конгресса разворачиваются научные или околонаучные события, долженствующие вынести на всеобщее обозрение результаты исследований, проведенных за истекшие четыре года, и подтвердить научные статусы тех, кто эти исследования проводил. Жесточайший лимит времени, отпущенного на каждое выступление, заставляет большинство участников делать упор на презентационном аспекте выступления..."

А.Ф. Филиппов: "Всемирные конгрессы стали (и стали уже давно, не сейчас) одной из редких возможностей собрать вместе бесчисленное множество групп по интересам, как бы они ни назывались: секции, пленарные заседания или ad hoc. Можно предположить, что настоящие дискуссии происходили там, где участники ближе всего соприкасались между собой и в плане личного знакомства, и в плане совместно разделяемых предмета и способа аргументации. В этом смысле особый интерес представляет организация Русского форума на всемирном конгрессе в Австралии. Сама идея выступить именно группой русскоговорящих социологов была очень плодотворной. Форум зафиксирован во всех документах конгресса, он имеет перспективы на последующее существование в той или иной форме".

С.А. Кравченко: "Студентам-социологам на старших курсах необходимо ввести преподавание социологической английской лексики. Практически каждый социологический факультет или отделение имеет свои зарубежные контакты. Почему бы не организовать ежегодный международный конкурс студенческих и аспирантских работ, естественно, на английском языке? А на определенном этапе организационной обкатки подобного рода конкурсов можно подумать будет и о проведении Первого Всемирного социологического конгресса студентов и аспирантов".

А. Мартинелли: "Как озабоченные обществоведы мы обязаны обращаться к ключевым социальным вопросам современности, поскольку, как говорит З. Бауман, "задать верные вопросы и составляют разницу между судьбой и назначением, дрейфом и путешествием". Верные вопросы сегодня проистекают из наблюдений на уровне здравого смысла: социальный мир в начале XXI века все больше становится единым, оставаясь расколотым, конфликтным, иерархичным и неравным. Он одновременно и глобальная система и расколотый мир с беспрецедентными возможностями большей справедливости и благосостояния для всех и беспрецедентных угроз ядерной войны и экологической катастрофы".


1. Международный институт социологии
В своем развитии международное сотрудничество социологов прошло два основных этапа, отраженный в соответствующих им институциональных формах.. На первом (с конца XIX в. и до Второй мировой войны) - всемирные конгрессы социологов организовывались исключительно Международным институтом социологии - единственной тогда институциональной формой интернационального взаимодействия социологов. На втором (с конца 40-х гг. XX в. и по сегодняшний день) - ведущей, всемирной организацией взаимодействия социологов стала Международная ассоциация социологов, созданная в сентябре 1949 г. на своем учредительном съезде в г. Осло. Причем Международный институт социологии продолжает функционировать и поныне, развиваясь "параллельно" с Международной ассоциацией социологов.
В начале Всемирные социологические конгрессы проводились под эгидой Международного института социологии (МИС), возникшего на базе Сорбонны по инициативе известного французского социолога Рене Вормса в 1893 г. Он являлся бессменным генеральным секретарем Института вплоть до своей кончины в 1926 г. Институт объединял около 60 социологов из разных стран: Великобританию представляло 9, Францию, Россию, Испанию - по 8, Италию, Германию и Бельгии - по 4, Америку - 3, Австрию и Венгрию - по 2, Португалию, Швецию, Чехию и Японию по 1 социологу.
Международный институт социологии представлял собой элитарную организацию. Для членства необходимо было получить рекомендации нескольких его участников, а также последующее одобрение всего состава. Деятельность МИС характеризовалась представительством различных социологических школ. Его первые конгрессы проводились во Франции (в Сорбонне), но председательствовали на них и избирались президентами Института социологи из различных стран.
Российские социологи активно участвовали в работе Международного института социологии со времени его организации; вплоть до начала 30-х годов XX в. В списках первых членов Института, наряду с О. Контом и другими известными западными социологами, были и выдающиеся российские социальные исследователи - Г.П. Вырубов, П.Ф. Лилиенфельд, А.Я. Новиков, А.И. Чупров, Е.В. де Роберти. Ряд российских социологов в разное время избирался в руководящие органы Международного института социологии. Так, честь открытия Второго конгресса МИС (1896 г. Сорбонна) была доверена выдающемуся русскому социологу М.М. Ковалевскому.
На Третьем конгрессе МИС (Сорбонна, 1897 г.) его Президентом впервые был избран представитель России - П.Ф. Лилиенфельд. Президентами Института становились также Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский и II.А. Сорокин. На Девятом конгрессе МИС (1927 г.) из его ста членов Россию представляли пять ученых. С конца 30-х гг. МИС в силу сложной политической обстановки в большинстве стран Европы уже не мог полноценно функционировать
После Второй мировой войны центр профессионального общения и сотрудничества социологов переместился в Международную социологическую ассоциацию (МСА), гораздо более представительную и демократическую, чем МИС. Однако и Международный институт социологии, возобновив свою деятельность в 60-е гг., продолжил ее в качестве специализированной научной организации. Его членами ныне состоит около 300 ученых-социологов, время от времени они проводит свои конгрессы.
В последние десятилетия заседания Международного института социологии проводятся достаточно регулярно (каждые 2-3 года). Конгрессы МИС были проведены: 30-й в Кобе, Япония (1991 г.), 31-й в Париже (1993 г.), 32- й в Триесте (1995 г.), 33-й в Кельне (1997 г.), 34-й в Тель-Авиве (1999 г.), 35-й в Кракове (2001 г.), 36-й в Пекине (2004 г.), 37-й Стокгольме (2005 г.). В их работе принимают участие и российские социологи.
Так, 36-й Конгресс Международного института социологии был проведен в Китайской Народной Республике, в г. Пекине 6-11 июля 2004 г. Его открытие и закрытие состоялось во Дворце высшего законодательного собрания Китая - Постоянного Собрания Всекитайских Представителей. На Конгрессе работали пленарные секции: "Культурные различия и глобальном контексте", "Миграции, равенство и глобализация", "Четыреста городов-гигантов", "Глобализация и социальная трансформация", "Глобализация и национальная идентичность", "Религия в глобализирующемся мире", "Женщина и власть в общественной жизни", "Множественность модернизаций в глобальном контексте". Всего была заявлена работа 124 рабочих секций .
В работе Конгресса приняла участие делегация известных российских социологов: Ж.Т. Тощенко, В.И. Добренькова, В.П. Култыгина, П.А. Цыганкова и др. Тезисы докладов всех российских участников на русском и английском языках, а В.И. Добренькова и П.А. Цыганкова также и на китайском были изданы социологическим факультетом МГУ и апробированы в работе Конгресса .
Активную роль в работе Конгресса сыграла делегация социологического факультета МГУ им. М.В Ломоносова и Российской социологической асоциации (РоСа), в состав которой вошли декан социологического факультета МГУ, президент РоСа профессор В.И. Добреньков (руководитель делегации), заместитель декана Е.Н. Грачиков, проф. Ю.П. Аверин, В.Я. Нечев, М.С. Халиков, П.А. Цыганков, доц. А.Б. Рахманов и С.В. Трофимов. Руководитель делегации проф. В.И. Добреньков выступил на пленарной сессии "Миграции, равенство и глобализация", с развернутым докладом о противоречивой сущности глобализации, подверг обоснованной критике проект либеральной глобализации, осуществляемой США в корыстных инстересах американского капитала. Ключевым в докладе был тезис о том, что Запад (прежде всего США) изурпировал глобализацию как естественный процесс интеграции человечества и обратил ее противы большинства стран и народов мира. По мнению В.И. Добренькова, поддержанного многими участниками Конгресса, необходима разработка и реализация планов иной глобализации - в интересах большинства человечества и, разумеется, России. Эта проблема сегодня видится в числе приоритетных задач для социологов.
37-й конгресс Международного института социологии состоялся в июле 2005 г. в Стокгольме. Основная проблематика конгресса - "Границы социологии". Его целью стало уточнение места современной социологической науки в мировом обществоведении, анализ её взаимоотношения со смежными социальными, гуманитарными и естественными науками.
Среди важных докладов о взаимодействии культуры и цивилизации можно выделить выступление известного западного социолога Ш. Эйзенштадта "Некоторые парадоксы глобализации и гегемония в современную эру - сравнительные наблюдения". Он определил главный парадокс современности следующим образом. После распада СССР не существует конкуренции центров гегемонии, однако США как единственный гегемон лишился монополии на легитимизацию своего превосходства. Хотя мало кто открыто оспаривает гегемонию США, ряд стран пытается выйти из самой системы глобализации, предложенной США. В структурах, созданных США: Мировом Банке, МВФ и др. многие страны бросают вызов интересам и предложениям, исходящим от США. Другая группа - главной задачей ставит сохранение собственной аутентичности. Мы являемся свидетелями того, что периферические общества создают собственную аутентичность.
Очень своеобразно развивается культурная глобализация, где наиболее характерной чертой является отстаивание собственной специфичности периферией. В азиатских цивилизационных ценностях просматриваются более четкие универсалистские ориентации. Вряд ли можно говорить о столкновении цивилизаций, скорее уместен термин множественность цивилизаций, за которым стоит, прежде всего, потеря Западом своей идеологической монополии. Мы становимся свидетелем зарождения новой межцивилизационной игры и ее правил. Развивается и глобального антиглобалистское движение.

Глава 18 из учебника профессора Ю.В. Ирхина "Социлогия культуры". М., 2008

Док. 502007
Перв. публик.: 06.10.08
Последн. ред.: 07.10.08
Число обращений: 97

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``