В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Ирхин: Российская культура и цивилизация. Часть III Назад
Юрий Ирхин: Российская культура и цивилизация. Часть III
Глава 10
Российская культура и цивилизация

Предвыборная Программа Всероссийской политической партии "Единая Россия": "Россия - это уникальная мировая цивилизация".

П.Я. Чаадаев: "Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим - на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы - воображение и разум и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара".

М. Тэтчер: "Россия всегда будет в равной мере азиатской и европейской, восточной и западной. У нее всегда будут свои географические, этнические, культурные и религиозные особенности и, в конечном итоге, особый национальный интерес".

Н.А. Бердяев: "Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад".

Г.Ю. Семигин: "Россия - самостоятельная цивилизация со своими великими традициями. Ее историческая миссия в глобализирующемся мире состоит в воссоздании российского цивилизационного пространства, связывающего цивилизации Запада и России".

А. Девятов: "Русское счастье не в богатстве, не во власти над миром, а в гармонии с собой на основе славы".

Ф.И. Тютчев: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать. - В Россию можно только верить".

Г.В. Осипов: "Без представления о государственных общенациональных интересах и целях, без понимания своей исторической судьбы россиянам крайне трудно сохранить самобытность и самостоятельность, евразийскую цивилизацию".

В.В. Путин: "Конечно, Россия более чем разнообразная страна, но мы - часть западноевропейской культуры".

Б. Крутиер: "В России две беды - дураки и дороги. Но кроме них, есть еще одна беда: дураки, указывающие какой дорогой идти".

П. Вяземский: "В России суровость законов умеряется их неисполнением".

Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук: "Без формальной демократии не бывает демократии реальной, но формальных основ недостаточно. Формальные права соблюдаются на практике настолько, насколько они уважаются и соблюдаются элитой. Формальные права должны также подтверждаться соответствующими ценностями - установками в политической культуре".

А. Беккендорф: "Прошлое России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение".




1. Характер и этапы развития российской цивилизации
Своеобразие российского политического развития и исторического пути развития России во-многом определяются тем, что она является евро-азийской ("православное христианское общество") цивилизацией. О роли цивилизаций в политическом генезисе человечества написаны многие фундаментальные исследования. Среди них выделяются труды известного английского историка А. Тойнби, выдающегося современного американского исследователя С. Хантингтона и др. Они рассматривали Россию как самостоятельную цивилизацию. Многие российские ученые, прежде всего, Н.Я. Данилевский и Н.А. Бердяев, также полагали правомерной постановку вопроса о российской цивилизации, как самостоятельном и уникальном цивилизационном феномене .
Свою роль в исследование евро-азийской специфики развития России внес и Л.Н. Гумилев. Его идеи о пассинарности этносов, о роли праславянского этноса и идей евразийства весьма актуальны . Выступая в университете столицы Казахстана (г. Астаны), названного именем Л. Гумилева, В.В. Путин, отметил, что научные труды ученого "стали ярким вкладом не только в развитие исторической мысли, но и в утверждение идей вековой общности, взаимосвязанности народов, населяющих огромные пространства Евразии от Балтики и Карпат до Тихого океана".
Российская цивилизация является индо-европейской цивилизацией по ее древне-историческим, лингвистическим и религиозным корням, основным ценностям, характеру, доминантам и своеобразию развития. "Евразийцы" (Н. Трубецкой, П. Савицкий и др.) и другие исследователи рассматривали и анализировали Россию, как Евразию, особое географическое и культурное пространство. "Весь смысл и пафос наших утверждений, - отмечали они, - сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности" Евразийцы, основываясь на трудах поздних славянофилов, представляли Россию как особый, срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. В России есть ряд общественно-политических организаций, в названии которых есть слово "Евразия": "Евразийская партия России", партия "Евразия" и др.
В современных условиях вопрос о цивилизационных основах Российской цивилизации актуализируется. В программных документах партии "Единая Россия" и выступлениях ее лидеров Россия определяется именно как уникальная, мировая цивилизация. На этой основе разрабатывается, в частности, концепция российской "суверенной демократии" .
Возможно, российские "евразийцы" и переоценивали особенности развития России и ее культуры по сравнению с другими странами, но они, безусловно, правы в том, что ее культурно-политическая традиция имеет свою специфику, свои доминанты, свою особую систему ценностей, которые необходимо изучать и знать. Несомненная специфика российского общества в том, оно на две трети (по количеству населения) находится в Европе, а пространственно (на две трети) - в Азии.
Европейская ориентация России имеет давнюю историю и традицию. Известно, что еще Петр Великий заложил основы "европеизации" России. Данную традицию продолжили и другие великие российские правители. Исходя из того, что законы должны соответствовать "общему умствованию" народа, т.е. его менталитету, Екатерина II в самом начале своего знаменитого "Наказа" ставила принципиальный вопрос: насколько полезными могут быть выводы, сделанные европейской общественной мыслью, для русского народа? Ее ответ был однозначен: "Россия есть держава европейская, русский народ есть народ европейский" .
Российское сообщество распространилось на огромных территориях, с суровым климатом, в особых социально-экономических условиях. Оно состояло из множества народов и этносов, с собственными культурами и в силу всего этого с присущими ему своеобразными политическими и духовными традициями, российским менталитетом.

В.С. Соловьев: "Россия есть громадное континентальное пространство, не защищенное природными границами, открытое с Востока, Юга и Запада. Основанное в такой стране, русское государство изначала осуждалось на постоянную тяжелую изнурительную борьбу с жителями степей... Бедный, разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтобы сохранить главное благо - народную независимость".

В.В. Путин: "Хотел бы напомнить: на всем протяжении нашей истории Россия и ее граждане совершали и совершают поистине исторический подвиг. Подвиг во имя целостности страны, во имя мира в ней и стабильной жизни. Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире - это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа".

Широта российских просторов влияла и на остроту социальной напряженности, которая снижалась в России за счет миграции наиболее активных элементов. Неудовлетворенная общественная энергия направлялась в русло военной политики. Это препятствовало оформлению и консолидации социально-политических сил, формированию плюралистической политической системы, содержащей сколько-нибудь влиятельные оппозиционные к власти структуры.
Российская цивилизация имела ряд черт, характерных для "азиатского способа производства", представлявший по К. Марксу симбиоз общин и деспотического государства. Экстенсивная экономика с относительно слабым рынком, территориальная рассредоточенность населения, постоянная военная готовность требовали для мобилизации ресурсов сильной государственной власти.
Политико-культурный генотип россиян во-многом определялся тем, что в России сформировался особый "мобилизационный тип развития", для которого было характерно использование в различные исторические периоды чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм: либо для сохранения существования самой российской цивилизации, либо для обеспечения "догоняющего развития", на которое Россия была обречена после трехсотлетнего татаро-монгольского ига и других нашествий. В результате функционирование общества во-многом было "подчинено задачам достижения этой главной цели.
Русский народ отличается огромной жизнеспособностью и замечательным упорством. Готовность его представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения стала следствием специфики социального и культурного развития страны. На формирование характера русского человека большое влияние оказала географическая среда. С момента зарождения российского государства его территория постоянно расширялась за счет освоения все новых и новых земель. Это выработало в русских легкость к перемене мест, быстрое привыкание к этнически чуждой среде.
В русском характере, как отмечают многие философы, ученые, художники слова прошлого и нынешнего века, много своеобразного, связанного, в частности, с географическим фактором, природно-климатическими условиями. Умение выдерживать сверхнапряжение стало отличительной чертой русского национального характера. Это умение оказывалось спасительным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений и репрессий.

06.10.2008
www.nasledie.ru

Док. 501983
Перв. публик.: 06.10.08
Последн. ред.: 07.10.08
Число обращений: 89

  • Ирхин Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``