В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Первичны должны быть не налоги, а социальная направленность рыбацких компаний`: интервью вице-губернатора Корякии ИА RЕGNUМ Назад
`Первичны должны быть не налоги, а социальная направленность рыбацких компаний`: интервью вице-губернатора Корякии ИА RЕGNUМ
Подходит к концу лососевая путина в Корякском автономном округе. Рыбная отрасль в округе - один из самых главных источников наполнения бюджета, и от того, насколько эффективно ею будет управлять нынешняя исполнительная власть, зависит решение наиважнейшей для округа задачи - подготовка к зиме. О некоторых итогах работы администрации Корякии в этой сфере 16 августа корреспонденту ИА REGNUM рассказал вице-губернатор Корякского автономного округа по развитию рыбной отрасли Михаил Куманцов.

ИА REGNUM: Михаил Иванович, какие сюрпризы преподнесла нынешняя лососевая путина? Каковы ее особенности в этом году?

- Наше Восточное побережье в этом году занимает по квотам на вылов лосося второе место в России и на Дальнем Востоке, впереди только Сахалинская область. И стартовали мы раньше всех вместе с магаданцами. Сегодня вылов по лососю составляет более 60%. Мы считаем, что это неплохой показатель. Ведь путина оказалась не очень предсказуемой. Если по объемам вылова горбуши наука дала прогноз почти со стопроцентной точностью, то, к сожалению, горбуша нас обманула в другом: пошла в основном по северу Карагинской подзоны. Пошла массовым коротким ходом и ударила в Олюторский район, а на юг, вопреки традиции, не спустилась. И второй всплеск тоже пришелся на этот район.

Мы же не волшебники, не все можем угадать. Этот сюрприз природы не позволил нам сразу обеспечить работающие там фирмы достаточным количеством квот. Правда, в процессе работы мы урегулировали эту проблему. Но "на переходах" получился сбой. На несколько дней пришлось приостановить массовую рыбалку, и на этом мы потеряли несколько тысяч тонн вылова. На юге нам преподнесла свой сюрприз кета. Обычно она идет после горбуши, а в этом году они пошли одновременно. Кроме того, возникла проблема из-за очень маленькой первичной квоты на вылов кеты (всего 4 тысячи тонн). Рыбаки вынуждены были тормозить рыбалку.

ИА REGNUM: Какие действия как руководитель отрасли в округе вы предприняли, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

- Мы действовали с губернатором Олегом Кожемяко быстро и решительно. Переговорили с наукой. Отраслевые институты: КамчатНИРО, Тинро-Центра, ВНИРО сработали мгновенно. В позапрошлый вторник мы с губернатором вылетели в Москву, уже имея на руках научное обоснование для увеличения ОДУ. В столице Олег Кожемяко сумел за неделю встретиться с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым, руководителем агентства по рыболовству Станиславом Ильясовым, с замминистра при-родных ресурсов Анатолий Темкиным. В общем, со всеми, от кого зависело решение проблемы. Экологическую экспертизу - представить не можете - мы прошли за полтора дня! И подписали приказ минприродресурсов по увеличению квоты. Если бы мне кто-нибудь рассказал раньше, что такое возможно, я ни за что бы не поверил! Затем Министерство сельского хозяйства еще за полтора дня подготовило два приказа по увеличению общего ОДУ. Тоже уникальный случай! Правда, в агентстве по рыболовству шесть дней не удавалось подписать этот приказ. И все же за 10 дней борьба за увеличение ОДУ была закончена. Для сравнения напомню, что в прошлом году приказ об увеличении ОДУ по лососю на Западной Камчатке пришел 4 ноября.

ИА REGNUM: Каковы предварительные итоги путины этого года в КАО?

- Вероятно, мы уже не сможем выловить 100% горбуши, но это и не было нашей главной целью при увеличении ОДУ. Главным было обеспечить люфт для работы рыбаков на случай массовых подходов лосося. А вот что касается кеты, так ведь мы добились-таки квоты на ее увеличение! Сегодня рыбалка уже затихает. Думаю, свыше 50 тысяч тонн общего вылова по Востоку мы добьемся, как и планировали. В конце следующего месяца соберем рыбаков, подведем итоги, выясним, кто на что способен.

Еще на встрече с рыбаками в Оссоре я говорил, что наше появление для округа, да и для нас самих, оказалось слишком стремительным. Я вступил в должность практически перед путиной и начинал, что называется, с чистого листа, первые данные для распределения собирал чуть ли не со слов глав района. Мы наделили квотами те предприятия, которые имеют многолетнюю историю освоения, береговую обрабатывающую базу, обеспечивают работой местное население, несут социальную нагрузку и являются ответственными налогоплательщиками. Но сейчас, уже проанализировав работу компаний, наверное, настаивал бы на несколько ином распределении квот.

Но ведь мы пришли не на один день, не на один год! За время путины мы пролетели с севера на юг, общались со многими рыбаками, промышленниками, теперь будет легче судить о ситуации детально. Мы познакомились здесь с достойными людьми. Но кроме них, теперь знаем и тех, кто при распределении бил себя в грудь, подключал депутатов, а результаты выдал плачевные. Это относится и к некоторым предприятиям, считающимся градообразующими, которым традиционно распределили неплохие квоты. Но они уже не те, какими были 5-10 лет назад. Исторический принцип хорош, но, наверное, не в рыбной промышленности, где ежегодно необходимо подтверждать свой профессионализм.

ИА REGNUM: Как восприняли ваши действия во время путины местные рыбопромышленники? Оказали сопротивление или, наоборот, шли навстречу?

- Мы благодарны нашим рыбакам, особенно - ассоциации рыбопромышленников КАО за помощь округу. Они вышли с инициативой по 30 копеек с килограмма рыбы выделять на науку, на финансирование мероприятий по охране рек. В течение путины рыбоохранные группы совершали рейды по побережью. Они уже обнаружили несколько десятков тонн незаконно заготовленной икры, задержали несколько браконьерских бригад - только ради этого уже стоило отправлять их!

Браконьерство - это главная проблема отрасли, ведь браконьеры уничтожают на нерестилищах огромное количество рыбы! Без активного участия рыбаков федеральные службы с браконьерством не справятся. Некоторые предприятия округа: ООО "Восточный берег", ООО "Тымлатский рыбокомбинат", ООО "Северо-восточная компания" на протяжении нескольких лет обеспечивают оперативные рыбоохранные группы питанием, проживанием, топливом, средствами связи, транспортом. Ведь от того, насколько эффективно будет организована охрана рек, зависит сохранение нерестилищ, а от этого напрямую зависит работа ставных неводов и деятельность предприятий. И вы знаете уже сейчас видно, что в средней части Карагинской подзоны, на реках Кичига, Белая, Тымлат ситуация благоприятная и подходы лосося хорошие. Поэтому поднятый в последнее время вопрос о закреплении рек за рыбаками считаю совершенно правильным. Подобный метод применили многие страны мира, отдав водоемы в частное пользование. Думаю, только хозяин может навести порядок и эффективно защитить биоресурсы от разграбления.

ИА REGNUM: Оперативное регулирование промыслом - важнейший вопрос, который ставится дальневосточниками из года в год. В том, что вы добились относительно безболезненного пересмотра ОДУ, сказались и авторитет губернатора, и ваш опыт. А что потом? Как закрепить ваши успехи законодательно, на будущее?

- Кроме закона о рыболовстве, существует еще и закон об экологической экспертизе, на которую отводится 6 месяцев. Представляете сроки? По лососю мы практически не имеем нормативной базы. Даже закрепление рыбопромысловых участков отложили на 1 января 2006 года. А ведь этот анадромный моноцикличный вид нельзя приравнивать к каким-то другим объектам. И когда мы начинаем заниматься лососем, нас постоянно отправляют к различным федеральным законам. Мы отвечаем: это разные объекты, их нельзя равнять. Не понимают. Я считаю, что по лососю нужно разрабатывать отдельное законодательство. Он имеет на это полное право! Тем более что для наших регионов - Корякии, Магадана, Сахалина - значение его уникально.

Кроме того, мы категорически против того, чтобы переброска квот между компаниями велась как сейчас, когда все документы мы отправляем в столицу. Работники министерства вполне могут доверить администрациям субъектов делать в течение путины переброску квот между компаниями где-то в пределах 20%. С тем, чтобы по итогам путины, без суеты, они отчитывались за освоенные объемы добычи. Корректировать оперативные решения за 10 тысяч километров абсолютно неприемлемо. У нас есть достойные специалисты, контролирующие органы, которые с этим вполне справятся. Сейчас мы готовим документы, в которых изложим свою позицию и озвучим ее в Москве.

ИА REGNUM: Приведет ли, по-вашему, объединение Корякского округа и Камчатской области к кооперированию действий в рыбной сфере?

- Мы не случайно так упорно говорим о необходимости объединения Корякии и Камчатки, потому что вместе нам легче будет развивать экономику. Сегодня, не считая береговой переработки, предприятия КАО преимущественно сдают уловы лосося на суда камчатских рыбопромышленников. И вообще говорить по отдельности о Камчатке и Корякии очень сложно. Все офисы наших компаний расположены на Камчатке, большинство ведущих специалистов - камчатские. Мы с ними больше встречаемся в Петропавловске, чем в Палане. Мы как были вместе, так и есть. Но мы категорически против того, чтобы говорили о том, что Корякия должна быть сырьевым придатком Камчатской области! Первичны должны быть не налоги, даже не рентабельность, а социальная направленность наших рыбацких компаний. Потому что они - стержень жизни, которая еще тлеет в поселках. Администрация Корякского округа ставит перед собой задачу усилить работу таких рыбопромышленных предприятий, поднять их на уровень градообразующих. Это необходимо. Это выгодно нам со всех сторон. Ведь большая часть платы за биоресурсы уходит в федеральную казну, а у градообразующих предприятий есть льгота - с них почти 85% стоимости биоресурсов не взимается, эти деньги направляются на социально значимые программы. Поэтому мы будем приветствовать те предприятия, которые в состоянии взять на себя функции и обязанности градообразующих. Если это мнение разделяет администрация Камчатской области, то мы руками и ногами за объединение. Но не так: "старший брат" с "младшим", а только на равных условиях. Кстати, если по территории определять - мы старше. По ресурсам - еще потягаемся. Поэтому нам делить нечего. А вот объединить знания специалистов, опыт рыбаков двух регионов в одно целое, в один кулак - это дело.

ИА REGNUM: Возможно ли привлечение инвестиций в рыбную промышленность округа?

- С рыбной промышленностью все не так просто. Для инвесторов везде и во все времена что главное? Четкость законодательной базы и гарантии! А у нас Закон о рыболовстве, может быть, и неплохой, но под него не наработаны нормативные документы. Допустим, согласно 704-му постановлению в этом году заканчивается пользование квотами для тех, кто не освоил 51% от выделенного. Уже идет вторая половина года, но нет ни одного документа о том, как они будут перераспределяться: среди своего субъекта, по Дальнему Востоку или по всей России-матушке?

ИА REGNUM: А как, по-вашему, правильно?

- Я сторонник гибкого подхода. Сначала внутри субъекта Федерации. Если нет спроса, то по Дальнему Востоку, а уж потом - по стране и зарубежью. Пусть это будут квоты федерального уровня, но субъект Федерации должен за них что-то получить. Или же вопрос с закреплением рыбопромысловых участков. В законе он прописан, но пока не известно, что выйдет из этого на деле. И мы не можем сегодня рыбакам ничего обещать. Постановления меняются росчерком пера руководителей в Москве. О каких инвестициях тут можно говорить? Сумасшедших нет, желающих играть в игры с государством без закона найти трудно. Вот когда появится законодательная база - можно будет создавать реальные программы. И разрабатывать их лучше бы под объединенный регион, потому что у нас общая инфраструктура. Если мы объединим возможности двух регионов в этих программах, тогда и придут те, кто захочет вкладывать средства в экономику региона.

Справка ИА REGNUM:

Михаил Куманцов - кандидат биологических наук, закончил факультет ихтиологии и рыбоводства Дальневосточного технического института рыбной промышленности, экологический факультет Государственного Ленинградского университета. Более 20 лет проработал на Чукотке, где прошел путь от ихтиолога до начальника рыбоохраны Чукотского автономного округа. Затем был приглашен в Москву, где возглавил отдел экономики рыбного хозяйства Минэкономики России. Работал начальником управления сырьевых ресурсов и рыболовства Госкомрыболовства. Имеет награду - серебряную медаль им Н.И. Вавилова "За вклад в развитие биологии и сельского хозяйства". В апреле 2005 года назначен вице-губернатором Корякского автономного округа

www.regnum.ru/news/497740.html
16.08.2005

Док. 501619
Перв. публик.: 16.08.05
Последн. ред.: 06.10.08
Число обращений: 153

  • Куманцов Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``