В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Елена Черникова: А теперь, когда мы наедине Назад
Елена Черникова: А теперь, когда мы наедине

 Мы продолжаем публикацию рубрики-пособие Елены Черниковой для юных и талантливых, которые хотят в журналистику сильнее, чем на танцпол. Для тех, кто пьёт залпом новые знания, а не пиво. Для тех, кто собирается в двадцать первом веке описывать подлинную Россию, а не какой-нибудь гоблинланд.  

 

III.  А теперь, когда мы наедине


         …и так называемый общий язык с целевой аудиторией найден, так сказать. Типа. Как бы. Ну. Вот. Господи, что делать?!..
         Девушка не пришла на первое свидание - неприятно, но пережить можно. Куда хуже, если она не пришла на второе. Аналогия тут прямая: редакция выпустила пилотный номер, публика близка к восторгу, розничная торговля берёт, подписчики намечаются, противники вашей концепции встрепенулись, - всё отлично. А дальше? Или: молодой журналист напечатал первую статью, редактор одобрительно кивнул, бухгалтерия выплатила гонорар. Со стороны кажется, что всё сразу становится на поток, только подставляй мешки под доходы и уши под аплодисменты. О, нет! Всё только начинается. 
 
                    Профессиональные средства против гордыни    
 
         Помните, в начале наших бесед я рекомендовала вам пособие Л. Г. Свитич `Профессия: журналист`? Приложение `Признаки профессиограммы`. Пометьте: важно! `Интергальные качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе`:
         `Помехоустойчивость: эмоциональная и психологическая устойчивость, самообладание, стрессоустойчивость, сохранение работоспособности и присутствие духа при действии неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха при обострённом чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях, сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в разноритмовых условиях`. Отрезвляет?
         К списку ваших природных достоинств (вы ведь точно стрессоустойчивы?) мы не раз ещё вернёмся, а сейчас побеседуем об их демонстрации в суперстрессовой ситуации: первый успех.
         Внесём ясность в терминологию. Термины `стресс` и `дистресс` подарил человечеству знаменитый канадский учёный Ганс Селье. В нашей стране его книга `Стресс без дистресса` стала бестселлером примерно в 1982 году. С тех пор ленивый ум читателя выбросил из обихода очень важное понятие `дистресс` (то есть разрушительно сильный стресс, вредный), сохранив на кончике языка только `стресс` (просто неспецифическую реакцию на любое возмущение, неизбежную в жизни любого человека). Слово покороче, конечно, поудобнее, но суть ушла. Это как ради рекламы постоянно хвалить `адреналин`, забывая, что вообще-то он гормон страха, тревоги, ужаса, а вовсе не сладкий энергетический напиток и вообще не повод радоваться.
         Стресс на каждом шагу: это нормально и даже хорошо.   Адаптируемся. Дистресс – это плохо, пора лечиться, вытаскивать себя из ямы. Почему мы вдруг об этом? Послушаем Ганса Селье: `Гораздо больше людей могут противостоять неудаче, нежели успеху. Бедствия могут даже облагородить человека, мобилизовав всё лучшее в нём, в то время как слава низводит всех, кроме самых великих, до такого состояния, когда человек превращается в символ самодовольного авторитета или в лучшем случае становится добрым покровителем тех, кто славы лишён`, - предупредил классик ХХ века. (Селье, Ганс. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987, с. 55)
         Мудрые мысли об устойчивости к успеху надо напечатать крупно и расклеить по квартире начинающего журналиста. Если вы уважаете, скажем, Альберта Эйештейна, повесьте это: `Из всех великих учёных, которых я знал, одна толька мадам Кюри осталась совершенно неиспорченной успехом`. Успех в виде славы, даже малюсенькой, на полчасика, гораздо вреднее нашим хрупким душам, чем успех в виде больших денег; хвастаться деньгами опасно, неумные люди делают это показушными покупками и `стилем жизни`, а вот слава – продукт вроде бы самопредъявляющийся. Выдержать температуру ветра, овевающего сердце молодого успешного честолюбца, способна не каждая голова. Прохладнее, друзья, ещё прохладнее. Говорят, Феллини не смотрел свои фильмы по окончании монтажа. Возможно, легенда. Но правильная и полезная.
         Я вполне отдаю себе отчёт в том, что мои антиуспеховые пассажи могут удивить аудиторию данной статьи донельзя: `Автор `Мастерской` не в курсе, как теперь принято жить?` Как это – беги от успеха? А зачем же по всем заборам развешаны призывы к `лидерству и успеху`?
         А затем, зачем по всем заборам вообще развешана реклама ненужных или недоступных товаров: чтоб захотели купить за свои кровные, вывернулись наизнанку, дабы достичь ненужного или недоступного. В ситуации, когда человек страстно занят безнадёжным делом, он максимально уязвим для любого влияния. Ему можно спихнуть всё, что вздумается манипулятору. Кстати, человека, гоняющийся за всяческими `теперь принято`, `так модно`, `как все` и тому подобным, никогда не назовут великим.
         Договоримся: пусть ни выпуск пилотного номера, ни публикация заветной статьи не приведут вас в опасное состояние восхищения самим собой. В шотландском языке есть древнее понятие, в переводе означающее `эйфория перед катастрофой`. Понимает народ. Сам язык предостерегает человека от гордыни.
         Эйфория от успехов происходит из самомнения, из ожидания немедленных лавров. Многие люди, и не только молодые, ложно представляют себе механизмы возврата: большинство считает, что некая благодарность должна приходить оттуда же, куда было направлено их якобы доброе деяние. Как честная домохозяйка бывает уверена, что если она постирала-погладила-приготовила-устала, то муж обязан в ответ любить именно её и именно за это.
         Лучше давайте предположим, что вам и завтра идти на работу и делать номер, писать материалы, общаться с новыми людьми. Так вот: если это завтра вам действительно нужно, то сегодня же забудьте о своих вчерашних достижениях. Такое забвение выгодно не только с психологической стороны. Оно и творчески выгодно, поскольку даёт некоторую гарантию от штампов.
         Итак: каждый день, как в первый раз. Установка именно такая. Любовь к своей аудитории должны быть всегда свежей.
         А как вы будете развивать свою любовь, когда аудитория, предположим, готова явиться и на второе свидание? Удобнее всего делать это в три этапа.
 
                   Три безгрешных поцелуя перед свадьбой 
 
          О первом этапе мы уже более или менее поговорили: детально вообразить себе читателя-зрителя-слушателя и со всей силой любви к нему информировать его о том о сём в соответствии с его информационными потребностями, как они вам представляются.
         Переходим ко второму этапу: условно - `второе свидание`. Всегда помните, что сверхкапризная возлюбленная наша должна прийти на него, не говоря уже о третьем свидании. Для этого она, уходя с первого свидания, должна сохранить в памяти тонкое и дефицитное ощущение, что с ней поговорили на её языке. Резкое слово `должна` здесь уместно. Ведь это про неё. Не про вас. Да?
         Об общем языке мы тоже говорили: надо попасть в коммуникативный фонд аудитории, воспользоваться её словарём, обратиться к её фоновым знаниям. Последнее очень важно. Внимание: что там у неё, у возлюбленной аудитории, в сознании и подсознании?
         Фоновые знания можно разделить на три группы:
         а) то, что знают ну просто все на свете (Земля круглая, Москва – столица России, бабушки обычно старше внуков, люди чаще всего ходят на двух ногах и т. п.) - это социальные фоновые знания;
         б) то, что знает определённая корпорация (Иванов – директор фирмы, Гаевский – губернатор Ставропольского края, Матасов – чемпион Урюпинска по шахматам, Билан выиграл Евровидение и т. д.)  - это коллективные фоновые знания;
         в) то, что знает крайне ограниченный круг лиц (`Милая, облако похоже на верблюда, правда?`, и через годы `Ты помнишь нашего верблюда в небе?`) – это индивидуальные фоновые знания, опираться на которые в общении могут только близкие люди. Что такое любовь с первой встречи, когда `кажется, что мы знали друг друга всегда`? Чаще всего это не только прострельный взгляд, зажигающий некое пламя в крови, а слово, употреблённое в контексте, с детства привычном для обеих сторон. Однажды я вызвала дружеские чувства у зубного врача, услышавшего от меня слово `кутни`. (Найдите причину его дружелюбия. Примените слово `кутни` в репликах героев небольшой зарисовки. Кстати, чем зарисовка отличается от очерка?)
         Вернёмся в вашу редакцию, где вы переживаете (нормально!) свой первый успех и где всё внутреннее устройство коллектива нацелено на продолжение счастливой работы с аудиторией. Упрощённо схема будет выглядеть так: сначала вы привлекаете внимание своей публики социальными и коллективными фоновыми перекличками, и только потом, когда к вам привыкли, нащупываете индивидуальные. Разведка и штурм осуществляются не только лексическими выразительными средствами, но и, конечно, жанровыми. 
         Колумнист (автор колонки) - одна из самых престижных ролей журналиста. Колонка многогранна: личное мнение и актуальная проблематика, авторский комментарий к чему угодно и хороший художественно-публицистический стиль. Удачные колонки быстро становятся популярными. Материалов от имярека ждут читатели. В идеале – вообще чтение очередного выпуска начинают со страницы, где будет размещена (читатель уже точно знает место и автора) новая порция размышлений на интересные ему (и читателю) темы. Колонка – это не только один столбец. Их может быть и два, и даже целая полоса. Главное условие: один и тот же автор появляется на одном и том же месте регулярно, и его ждут. Но творчество в любом СМИ - коллективно-индивидуальное. Журналист не самовыражается (даже если он колумнист), а реализует концепцию своего СМИ. Колумнист, если он хочет быть полезен редакции, одним из первых должен переходить с социальных и коллективных фоновых зацепок на индивидуальные.
         Например, я напишу: `А помните капсулу с обращением комсомольцев Новороссийска к потомкам`? Ни один случайный читатель статьи (которую вы сейчас читаете) не поймёт, о какой капсуле речь. Столкновение в одной фразе `комсомольцев`, `капсулы` и `потомков` ни у одной из современных целевых аудиторий не вызовет нужных мне здесь ассоциаций. Каждое слово по отдельности что-то навеет, а вместе вряд ли, рассчитывать на это невозможно. Но те читатели, которые регулярно читают `Мастерскую`, а этот выпуск уже третий, вспомнят и про маяк, под которым прошла церемония закладки капсулы в 1968-м, и о грядущем, возможно, вскрытии капсулы в 2017 году, и о домашнем задании для читателей нашей рубрики: пристроить упомянутый исторический сюжет в СМИ определённой типологии, обосновав выбор.
         Для взрослых и постоянных читателей `Журналиста` эта же `игра в капсулу` может быть интересна с совсем иных точек зрения: 
         1) любопытно, какими способами автор `Мастерской` уговаривает молодых читателей бережно работать с фактическим материалом, изучая историю своей Родины, воспитывает патриотизм, объясняет различия в типологии СМИ;
         2) действительно, ну как же в Новороссийске будут поднимать из моря капсулу к 100-летию `Великого Октября`, если отношение к революции довольно сильно изменилось уже, а к 2017-му году вообще неизвестно что будет?
         Первая точка зрения базируется на коллективных фоновых знаниях аудитории (корпорация следит за профессиональным поведением коллеги, то есть моим). Вторая – на социальных (Октябрь был Великим в течение 70 лет для нашей страны и, через нас, для всего мира. А дальше что? Всё забудем? Или переосмыслим? В какую сторону?)
         Эти мысли, неизбежные у взрослой аудитории `Журналиста`, запрограммированы мною и как автором данной статьи, и как носителем определённых фоновых знаний: и социальных (знакома с историей России), и коллективных (преподаю журналистику). Но вообще напоминание о капсуле включено в текст, прежде всего, для дополнительного сближения с молодёжной целевой аудиторией, на которую ориентирована `Мастерская`. Оно, кстати, одновременно является напоминанием о домашних заданиях, о необходимости обучения, о профессиональном состоянии аудитории (начало карьеры). А содержание задания есть уже наше с вами сугубо личное дело, относящееся к индивидуальному сегменту общего коммуникативного фонда. Справитесь?
 
 Продолжение следует. Пишите автору или в редакцию сетевого СМИ VIPERSON.RU, обсудим.

Написать автору можно по этому адресу: litera-elena@yandex.ru

 

 

06.10.2008,

www.nasledie.ru

 



Док. 501234
Перв. публик.: 06.10.08
Последн. ред.: 20.12.08
Число обращений: 284

  • Черникова Елена Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``