В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тимофей Борисов: Доклад Савельева по Беслану может быть опровергнут Назад
Тимофей Борисов: Доклад Савельева по Беслану может быть опровергнут
Факты:

В сентябре 2004 года группа террористов захватила одну тысячу 128 заложников в школе No1 североосетинского города Беслан. В результате теракта погибли 186 детей и 145 взрослых заложников, было ранено 728 бесланцев и еще 55 сотрудников силовых структур. При штурме здания были убиты 12 работников спецслужб и один местный житель, помогавший освобождать заложников. Спецназ уничтожил 31 террориста, и один оставшийся в живых позднее предстал перед судом, сообщает РИА "Новости".

15 сентября спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил журналистам, что доклад парламентской комиссии по Беслану в конце сентября (его ожидали сегодня, 22 сентября) обнародован не будет. По словам Миронова, публикация доклада парламентской комиссии задерживается именно из-за обнародования собственного, альтернативного доклада по Беслану одним из членов комиссии, депутатом Юрием Савельевым.

"Член парламентской комиссии, депутат Госдумы обнародовал свои итоги расследования. С нашей точки зрения, там есть нестыковки и ошибки. Но, тем не менее, я согласен с председателем комиссии, что комиссия не может передать доклад, пока не ответит на вопросы, поставленные членами комиссии", - добавил Миронов. Комиссию возглавляет вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.

Нынешний основной вопрос трагедии 2004 года в Беслане, в ходе которой погибли более 300 человек, пожалуй, состоит в том, что вызвало подрыв зарядов террористов ,- их действия или действия российских спецслужб. Хотя правильнее было бы назвать это не основным вопросом, а основным политическим козырем, который используют различные экстремистски и сепаратистски настроенные силы в попытках обосновать свои спекулятивные политические тенденции.

Основной вопрос уже решен - в трагедии виноват тот, кто "пришел с мечом" - террористы, захватившие и подвергшие смерти детей ради своих политических целей. Однако идеология экстремизма с легкостью проникает в головы психологически неустойчивых и имеющих мало жизненного опыта людей, которые, будучи не в состоянии разрешить свои проблемы по-человечески, попадают на удочку "поиска виноватого" - на крючок экстремистской идеологии, которая, однако, ведет только к умножению страданий невинных.

Ради того чтобы уберечь таких людей от наваждения слишком легкого пути - экстремизма, стоит рассмотреть и вопрос бесланского "первого взрыва", после которого начались стрельба и другие взрывы, в ходе чего и были убиты более 300 человек заложников.

Две версии "первого взрыва"

На сегодня вопрос принадлежности "первого взрыва" террористам подвергается сомнению из-за расхождений версии проекта доклада парламентской комиссии о расследовании Бесланской трагедии и версии альтернативного доклада члена Комиссии - депутата Госдумы Юрия Савельева, который считает, что подрыв террористического боеприпаса произошел в результате выстрела из гранатомета со стороны федеральных сил, готовившихся к освобождению заложников.

Беслан 2004 г.

Ситуация осложняется тем, что именно 21-25 сентября общественность ожидала опубликования доклада парламентской комиссии, однако спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов сообщил в пятницу во Владивостоке, что его оглашение задерживается в связи с необходимостью опровергнуть неверные выводы, которые сделал в ходе альтернативного расследования депутат Госдумы Юрий Савельев.

Напомним, что, по мнению Савельева, которое он изложил в конце мая 2006 года в докладе "Беслан: правда заложников", 1-ый и 2-й взрывы в спортзале бесланской школы и последующий пожар произошли в результате выстрела из огнемета и гранатомета - 5-этажек напротив здания школы. Это мнение, однако, не совпадает с выводами Комиссии, которую возглавляет вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.

Выводы же парламентской комиссии заключаются в том, что первый взрыв произошел внутри школы и был вызван то ли тем, что у террористов что-то замкнуло в цепи минирования, то ли тем, что кто-то из террористов от усталости или нервного перенапряжения сошел с кнопки взрывателя.

Парламентская комиссия отказалась включить выводы Савельева в итоговый доклад, но его исследования вынудили членов комиссии продолжить расследование и отложить опубликование итогов даже сейчас, когда его все ожидали. На этом фоне некоторые наблюдатели пытаются обвинить комиссию в затягивании расследования, подразумевая, что уже опубликованное мнение Савельева является истиной в последней инстанции.

Но отсрочка публикации итогового доклада Комиссии - скорее всего, результат новых обстоятельств, которые ее члены хотят тщательно расследовать, понимая свою ответственность. Кроме того, доклад уже давно стал политическим козырем, вокруг которого, очевидно, разрастаются спекуляции и попытки политических интриг.

Так, по словам главы комиссии Александра Торшина, Комиссия столкнулась с множеством проблем. Главная сложность заключается в том, что свидетели изменили свои показания. "Я бы хотел сразу уточнить: комиссия не приостановила работу, а продолжила ее. Мы сегодня обнаружили большое количество очень значимых вопросов, на которые у нас, к сожалению, нет ответа", - передает НТВ слова Торшина в пятницу.

Однако в планах Комиссии не стоит вопрос ревизии того, что ею было сделано за 2 года. Но, поскольку альтернативный доклад Юрия Савельева вызвал определенный скандал своими резонансными выводами, Комиссия решила пройти по всей цепочке материалов расследования еще раз, чтобы исключить любые спекуляции на эту тему, говорит Торшин.

По мнению спикера Совета Федерации Сергея Миронова, доклад парламентской комиссии будет опубликован до конца года.

Ошибки альтернативного доклада

Между тем, выводы доклада Савельева о "первом взрыве", уже опубликованные в интернете, вызывают большие сомнения не только у членов Комиссии, но и не подтверждаются некоторыми свидетелями событий.

Так, Сергей Миронов говорит: "Я считаю, что коллега Савельев, наверное, из лучших побуждений сделал абсолютно неверные выводы, отталкиваясь от первого неправильного посыла. Он взял видеосъемку с места события и считает, что к печальным последствиям привел некий первый выстрел. Видно, на пленке, которую он смотрел, не было таймера".

Он подчеркнул, что Комиссия специально запросила видеозапись американских корреспондентов, у которых на пленке есть таймер, и там видно с точностью до секунды, когда происходили те или иные события.

"Ошибка Савельева в том, что он принял выстрел, который произошел спустя 2 часа, за первый, и на этом строится вся его гипотеза. Когда ко мне пришел Александр Торшин (глава парламентской комиссии) и сообщил об этой ошибке Савельева, я предложил доказать ему это в выводах своей комиссии". По словам Миронова, именно этим и объясняется задержка опубликования этого доклада, сообщает "Интерфакс".

Свидетели о "первом взрыве"

Во-вторых, свидетели, которые находились в сентябре 2004-го непосредственно у бесланской школы во время трагедии, утверждают, что перед "первым взрывом" выстрелов из гранатомета или огнемета не было, то есть взрыв боеприпаса террористов не был спровоцирован извне.

Своя "правда" о тех событиях есть и у меня, потому что в те трагические дни я оказался непосредственным очевидцем, а потому считаю возможным и важным вернуться к воспоминаниям о тех днях.

Так, обозреватель "Российской газеты" Тимофей Борисов, который еще 1 сентября 2004 года волею судеб оказался возле школы после захвата террористами, рассказывает в своей публикации "Альтернативный взрыв" от 22 сентября, как было дело.

"В момент первого взрыва я стоял возле открытого окна на 3-ем этаже здания бесланской администрации. До школы было метров 500, и она находилась хоть и за деревьями, но практически в прямой видимости. Хорошо помню, как в час дня, за мгновение до первого взрыва, тишина казалась даже нереальной. Никто из находившихся рядом руководителей оперативного штаба не произносил ни слова в эфире по рации... все напряженно ждали результаты переговоров. Взрыв прогремел неожиданно для всех - и для штаба, и для террористов, он был мощным. Все, находившиеся рядом со мной, замерли, и в это мгновение раздался второй взрыв. Тут же со стороны школы послышались сначала одиночные, редкие, потом все нарастающие выстрелы. За секунды стрельба переросла в сплошную канонаду".

При этом Борисов отмечает, что нефтепромышленник Гуцериев, который вел переговоры с одним из террористов - Хучбаровым, позже в своих показаниях еще раз подтвердил: "полковник" Хучбаров сказал по телефону после взрыва, что взорвалось у них, и лишь потребовал остановить ополченцев и продолжить переговоры.

"Вновь и вновь возвращаясь в своих воспоминаниях к тем дням, мне все же не верится, что первых взрывов было три, как это утверждает Юрий Савельев. В той тишине, которая царила в тот день, нервы и все органы чувств были напряжены у каждого из нас. Перепутать два взрыва с тремя, не услышать их, не заметить пуск гранаты из гранатомета по школе? Трудно, но можно допустить, что этого не услышал один человек, но кроме меня возле школы стояли сотни людей, и чтобы никто из них не заметил выстрела из огнемета или гранатомета? Более чем сомнительно", - пишет Борисов.

Версию выстрела из танкового орудия Борисов также опровергает. По его словам, находясь на 3-ем этаже оперативного штаба, он не видел танков. Но потом из материалов парламентской комиссии я выяснил, что 2 танка действительно были, но они в первые минуты и даже час боя не стреляли. Так же считают и другие свидетели. Выстрел из танка перед "первым взрывом" опровергает и депутат Государственной думы и член комитета Госдумы по безопасности Аркадий Баскаев.

В интервью радиостанции "Эхо Москвы" от 26 мая 2006 года он заявил, что, во-первых, не "стучал по танку", как это якобы утверждал какой-то "свидетель" во время применения танкового орудия, во-вторых, даже в результате опроса военнослужащих, у депутатов так и нет доказательства, что танк стрелял раньше 21:00 (то есть задолго после "первого взрыва"), в-третьих, текст пленки НТВ, которая, якобы запечатлела момент "первого взрыва", на самом деле свидетельствует о том, что бой уже шел (то есть пленка, которую анализировал Савельев, доказывая свою версию "подрыва извне", относится к другому временному промежутку).

Борисов, в свою очередь, в подтверждение своих слов ссылается не только на сотни осетин, находившихся рядом, но и на версию немецких журналистов. Его знакомый, корреспондент немецкого издания "Шпигель" Уве Клуссман, 3-го сентября 2004 года находился всего в нескольких десятках метров возле школы, как раз со стороны танка. Как рассказал потом немец, когда мы обсуждали ситуацию третьего сентября, первый взрыв был гораздо более мощным, чем это могло быть от выстрела гранатомета или даже танка. По мнению Уве, он бы увидел след от пущенной гранаты и уж, по крайней мере, оглох бы, если бы выстрелил танк". По словам Тимофея Борисова, немцы из редакции "Шпигеля" осуществили основательное и педантичное расследование бесланской трагедии, содержащее тот же вывод - "первый взрыв" произошел внутри школы у самих террористов.

Юрий Савельев

Почему Савельев мог ошибиться?

По словам Борисова, делегация из 4-х депутатов Госдумы, среди которых был и Юрий Савельев и которую он сопровождал в качестве журналиста, в тот день так и не вылетела из аэропорта Беслана в Москву, по сути, став очевидцами этого страшнейшего теракта. Однако "2 сентября Юрий Петрович улетел в Москву и кровавой развязки не застал. В оперативном штабе в Беслане из депутатов Госдумы остались Дмитрий Рогозин и Михаил Маркелов".

То есть, во-первых, автор альтернативного доклада не был ни очевидцем, ни свидетелем момента "первого взрыва", в отличие от того же Борисова или Баскаева. Таким образом, получается, он проводил свое расследование на основании заведомо ограниченной информации.

Во-вторых, Борисов отмечает, наряду с членами Комиссии, что "Юрий Савельев ошибся и проанализировал видеозапись не с первыми взрывами".

В-третьих, по словам Борисова, "разногласия между Савельевым и членами комиссии - это и общее число террористов (Савельев оценивает их примерно в 70 человек, а не в 32), и способ прибытия их к школе".

В-четвертых, отметив "особое внимание", которое депутат "уделил шестой версии - "Взрывы в спортзале - результат применения оружия извне школы", Борисов говорит о том, что из 15 свидетельских показаний, которыми депутат аргументирует свою "6-ю версию", 13 показаний крайне неопределенны и не содержат информации о том, что произошло на самом деле: "им показалось", "они считают", "сам взрыв не видел и не знаю, где он был, полагаю, что извне" и т.д. Например, жительница Беслана некая Биченова говорит: "Твердо утверждать, я не видела. Получилось так, что я ничком вниз упала, поэтому, где что взорвалось, я видеть не могла".

В-пятых, по мнению Борисова, в "раскрутке" и подаче общественности доклада депутата заметно присутствие политтехнологий. "Солидная московская газета посвятила ему целый спецвыпуск, а экстренно отпечатанные оттиски специальными людьми были привезены в Беслан как раз к траурной дате - второй годовщине со дня трагедии. Зачем? Зачем такое рекламное шоу, такие шумные политтехнологические раскрутки? Мы, специалисты по журналистскому цеху, знаем на них ответ", - пишет Борисов.

***

Таким образом, выводы доклада по Беслану Юрия Савельева противоречат тому, что видел корреспондент российской газеты и другие свидетели во время теракта. Кроме того, сам здравый смысл подсказывает, что профессионалы антитеррора не только не могли нарочно усугубить ситуацию, якобы начав "стрелять по школе" еще до взрыва, но, напротив, были вынуждены начать штурм именно после взрыва внутри, когда ситуация вышла из-под контроля каких-либо сил.

Именно так описывают события и очевидцы. Как пишет один из них, Тимофей Борисов: "после 2-х первых взрывов ситуация вышла из-под контроля, и вернуть ее в прежнее состояние уже никому бы не удалось... По улицам побежали люди, поехали машины, побежали спецназовцы, натягивая на ходу бронежилеты и сферы. Минут через пять вокруг школы закружили два вертолета. Со стороны школы бежали дети, по ним вслед стреляли террористы, по террористам стреляли вооруженные кто чем осетинские мужчины, стоявшие вместе с милицией в оцеплении вокруг школы".

Вчера парламентская комиссия по Беслану возобновила свою работу и провела первое после каникул заседание. Ее очередной задачей стало отсеять среди потока догадок, предположений, субъективных мнений, а порой и лжи крупицы правды.

Отметим, что полный текст проекта Доклада Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане по состоянию на 29 июня уже был опубликован в интернете. Этот документ подписали все члены комиссии, кроме депутатов Юрия Савельева и Юрия Иванова. Именно эту версию планировалось огласить 22 сентября этого года. Однако оглашение было отложено по уже известным причинам.

Пообещав, что итоговый доклад, после вынужденного продолжения расследования, все же будет опубликован до конца года, Сергей Миронов также заявил, что принято решение о публикации и его секретной части. "Весь доклад - схемы, карты, документы, приложения - все будет открыто и публично. Понадобится какое-то время, чтобы сделать это в полиграфии, но в Интернете доклад появится в день передачи его в палаты российского парламента. С ним сможет ознакомиться каждый, а иначе смысл парламентской комиссии и той работы, которую она проделала, теряется", - отметил спикер.

Александр Радугин

KMnews

22.09.2006

http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=FC641A0702CD416EACB2CA73617FA2A7


Док. 501220
Перв. публик.: 22.09.06
Последн. ред.: 06.10.08
Число обращений: 173

  • Борисов Тимофей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``