В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Садчиков: Интервью на радио России No 1 Назад
Георгий Садчиков: Интервью на радио России No 1
- Экологические заметки в этой передаче. Своими размышлениями на тему "Человек и природа" поделится кандидат философских наук Георгий Михайлович Садчиков, член комитета ГосДумы по экологии. Георгий Михайлович автор поэтического сборника, вышедшего в Германии на русском и немецком языках.

- Я думаю, что есть случаи, когда можно повторить слова известных людей, не потому что эти люди известны, а потому что те мысли, которые они высказывают, совершенно правильные мысли. Потому что есть все-таки два мира, которые достойны удивления, это мир над нами и мир внутри нас, и люди как-то не думают, о том, что эти, казалось бы, два разных мира объединены одним коротким словом "природа". Очень долгое время, особенно, к сожалению, время с 17-го года, нашему человеку прививалось совершенно вообщем-то преступная мысль о том, что человек, так сказать, вершина, человек это самое высшее творение природы, человек вообще повелевает природой, как ему заблагорассудится, и так далее, и так далее. Это мы можем легко вспомнить, если чуть-чуть покопаться в своей памяти. С моей точки зрения, человек для природы то же самое, что пыль под ногами, то же самое, что качан капусты, природа вообще даже не знает о том, что есть человек, она просто сама по себе природа. Это мы присвоили себе этот титул, что называется венца, и особенно страшный титул, что называется человека, который может покорять природу. Всякое покорение человеком природы это бумеранг, который обязательно вернется болью, обязательно вернется страданием, обязательно вернется вообще катастрофой. Вообще свойство всех ошибок заключается в том, на мой простой человеческий взгляд, что ошибка, если она последовательно развивается, обязательно приводит к катастрофе. Сегодня мы создали такие производительные силы, которые стали оборачиваться против нас, сейчас задача заключается в первую очередь не в том, чтобы развивать производительные силы, а в том, чтобы регулировать отношения между человеком и этим производительными силами. Развить технократическую сторону вопроса вообщем то, в принципе особого труда не представляет, потому что если человек создал одну ракету, он может создать десять, если он создал десять, он может создать сто, а вот установить отношения между природой, ракетами и самим человеком, вот это задача уже человека, если мы действительно этого достойны. Так что, когда мне говорят: человек самый разумный и так далее, я просто грустно улыбаюсь.

За три тысячи четыреста лет, так называемой цивилизации, когда мы можем проследить нашу историю, только двести пятьдесят лет человечество не воевало, все остальное мы беспрерывно уничтожаем сами себя. Почему беспрерывно уничтожаем? За последние два столетия человечество потеряло сто восемьдесят пять миллионов убитыми и около миллиарда людей искалеченными, и когда мне говорят - "Нет, это вот высший этап развития природы", то, повторяю, ничего кроме грустной улыбки это вызвать не может, потому что раз человек убивает себе подобных не понятно зачем, не понятно, почему за какие-то земли, за какие-то там деньги, за какие-то доллары это признак безумия, это признак безумия, но никак не разума. И то, что он создал такие высокопроизводительные силы какие-то там не понятные, которыми мы уже сами не можем управлять, это означает еще один признак того же самого безумия. Вот у меня есть простое стихотворение, оно называется "Чечня", я прошу Вас уважаемые слушатели, прослушать это очень внимательно, потому что Чечня это форма безумия, человеческого безумия, когда, казалось бы, два лидера просто не договорившись между собою, и тот и другой народ ввергли в войну, взаимоуничтожающую войну.

Я спрашивал у всех могил,
Вам не темно?
И если вы хотите хлеба,
То какого?

Ответа не было
Полночное окно
Лишь отражало мрак
Безумия дневного.

Я сам по происхождению самарский человек, есть маленький городок Чапаевск здесь сосредоточено немыслимое количество уничтожающих химических веществ, и теперь мы не знаем, как вообще со всем этим управлять, как это все это уничтожать и так далее. Это не техническая проблема, она давно уже стало экологической проблемой, она давно уже стала главной экономической проблемой, потому что мы теперь поняли, что вся земля напичкана нас уничтожающими веществами, взрывчатыми, не взрывчатыми, атомными, не атомными, неважно какими. И поэтому каждый раз, когда приезжаю на родину, я понимаю и чувствую простую человеческую боль, потому что город, который мне дал жизнь, где похоронены мои родители, этот город просто-напросто, умирает, более того, если что-то на заводе произойдет, а это никто не может гарантировать на нашем уровне бесхозяйственности и при отсутствии, так сказать, денег, то не трудно даже сказать сколько миллионов людей погибнет. Что там делается, делается, конечно, очень мало, я член комитета по экологическим вопросам, я стараюсь, конечно, помочь совершенно в конкретном отношении, в совершенно конкретных делах. Вот сейчас, например, Менделеевский завод, когда-то мы в годы так называемой советской власти, мы поступали очень просто, все было бесконтрольно, осознавали мы это, не осознавали, было направлено на уничтожение природы, в скобках - это уничтожение человека, - и там уже сейчас скопились, по-моему, миллионы тонн кислогудронов. Если случится экологическая катастрофа, а она легко может произойти, если гудрон пойдет в Волгу, а на Волге живет шестьдесят миллионов жителей, это самая главная река России, что после этого будет, это не будет просто Чернобыль, это будет значительно и значительно хуже. Это проблема, когда пересекаются человеческая, политическая, гуманитарная, эта проблема вообще присуща истории. У меня на этот счет очень простое мнение, мне думается, что общество, где безжалостно эксплуатируется природа, точно также безжалостно эксплуатируется и сам человек. Мы просто не думаем о том, что, эксплуатируя природу, мы эксплуатируем и человека, мы не думаем о том, что отрицательное наше отношение к природе, же сегодня больно ударит по человеку, просто это не всегда заметно, но обязательно в конечном итоге результат будет разрушительный и он тем более будет страшный, чем больше мы будем себя обманывать в этом вопросе. Я также думаю то, что не существует вообще свободы человека без свободы природы так таковой, потому что это вещи взаимосвязанные между собой, мы абсолютно не разделимые. Я прошу извинить меня за простую не скромность, но я сейчас прочитаю стихотворение, оно очень маленькое, оно в восемь строчек, это идея единства, идея надежды, идея боли, идея возмездия, которые природа оказывает на нас, если мы почему-либо не подчиняемся ее законам, это, кстати, мотив данного стихотворения.

Мне издавна знакомо чувство зверя,
Пожар флажков, коней храпящих лёт.
И я в окладе марта и апреля,
И пуля в грудь меня подстережет

Не изменить старинности и мести,
Язык потерь, ты вновь понятен мне
Я зверем был, я - человек, мы вместе
надежды кровь глотаем на стерне.

Это одно из старых моих стихотворений (по-своему характеру, я вообще не способен произносить, так называемых высоких слов), но есть вещи, которые абсолютны в этом мире. Если мы хотим изменить мир, мы должны изменить отношение сначала к самим себе, а потом уже ко всему остальному другому, братьям нашим меньшим, к обыкновенному дереву, которое мы можем срубить, а можем не срубить, к обыкновенному роднику, в который мы можем вылить, отстоявшееся машинное масло, а можем не вылить. Все человеческое на земле начинается со становления человека, как такового.

Вот сейчас наступает лето, сейчас я вспоминаю с удовольствием свое детство, где я с пяти лет, я рыбачил, в тринадцать лет я вышел на охотничью тропу и я просто с каким-то счастьем вспоминаю, как мой отец, царствие ему небесное Михаил Иванович, учил меня простому ужению. Я думаю, что сегодняшние родители, точно также своим детям передадут простое искусство, как правильно надо держать удочку, как правильно насаживать червяка, я надеюсь, что матери, подскажут своим пятилетним дочуркам, как собирать грибы, как отличать одно от другого, я надеюсь, что брат старший может рассказать сестрёнке о том, что есть такое солнце, и почему именно его можно согревать и нужно согревать на ладони, я просто хочу высказать простую человеческую мысль, что, не взирая на так называемые наши трудности, горести, есть нечто еще большее, что Господь даровал человеку, это счастье человеческого общения между собой, это счастье общения с природой, это счастье общения с животными, это возможность помочь тому, кто слабее тебя, что, может быть, на этом настоящем и стоит мир, вне политики, вне денег, вне еще чего-то такого. Это, в конце концов, счастье, как это не грустно звучит, приехать на могилу родителей, много человеческих счастий дал человеку Господь, может быть, наша задача сохранить это и преумножить.

-Это были размышления кандидата философских наук Георгия Михайловича Садчикова, члена комитета Госдумы по экологии, фракция "Яблоко".


http://sadcikov.narod.ru/interv/intv_1.htm



Док. 500978
Перв. публик.: 05.10.98
Последн. ред.: 05.10.08
Число обращений: 363

  • Садчиков Георгий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``