В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Теорема жизни Назад
Теорема жизни

30 января этого года известный математик Сергей НИКОЛЬСКИЙ справил свое столетие. Отмечая заслуги ученого, правительство Москвы наградило его премией столицы "Человек-легенда", которую вручила юбиляру первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова. А ведь действительно человек-легенда, да еще какая! Начав трудовую деятельность с тринадцати лет, Никольский трудится до сегодняшнего дня. Причем как трудится! Никто не скажет о нем: почетный генерал от науки.

Как всегда, он весь в работе - четкий мозг, горящие глаза, весь в движении. Беседовали мы в его рабочем кабинете в Математическом институте имени В. А. Стеклова Российской академии наук. Но, согласитесь, стаж еще не все, главное - результаты работы.

А у академика Никольского они перед нами.

- Сергей Михайлович, когда вы увлеклись математикой?

- В детские годы. Любовь к ней привил мой отец, Михаил Дмитриевич, и поэтому я бы хотел в благодарность вспомнить о нем. Вся жизнь его была связана с лесом, в нем она и оборвалась. После окончания реального училища в Нижнем Новгороде - он окончил в 1896 году Петербургский императорский лесной институт. Был помощником лесничего в Казанской губернии, где написал научную работу, которую защитил в Петербурге. Затем его перевели в город Талицу, где он стал преподавателем Лесной школы. В 1906 году был переведен в Сувалкскую губернию. Там он уже лесничий Щебро-Ольшанского лесничества в Августовском уезде. Вспомнили роман Александра Солженицына о сражениях в тех местах в годы Первой мировой войны? Вот там мы и жили.- Ваши способности были заметны уже в детстве?

- Каких-то особых способностей, наверное, и не было. Полагаю, что все дети способны, но с ними надо заниматься, чтобы их способности развить.

Детство я провел в играх с польскими детьми, среди полей и лесов. Грамоту освоил походя. Помню, когда мне было лет пять, пришли к нам гости и родители потребовали, чтобы я что-то почитал при них. Принес я хрестоматию. Стал читать: шла баба на базар, догоняет ее мужик и говорит: "Баба, садись, подвезу". - "Некогда мне, надо спешить на базар". Я делал вид, что читаю, но читать еще не умел. Вскоре научился. К восьми годам меня отдали в подготовительный класс гимназии, и выяснилось, что домашняя подготовка оказалась достаточной. У меня были пятерки по предметам, но так как я постоянно шалил, учитель снижал мне оценки. Любил я петь в церковном хоре, по пению имел пятерку.

В 1914 году, когда началась война, мы переехали в Черниговскую губернию, а отец находился в распоряжении Лесного управления, занимался заготовкой леса для фронта и Петрограда. Мое образование продолжилось в черниговской классической гимназии имени Александра I. По мере того как война приближалась, сокращался и учебный год. По математике у меня были всегда пятерки, мне нравилось перемножать цифры.

- А потом пришла советская власть...

- Когда она утвердилась, отец попросился на работу. Так он стал лесничим Шиповского опытного лесничества Павловского уезда Воронежской губернии. Шипов лес - это знаменитый дубовый лес, который Петр Великий использовал для строительства своего флота. В то время охранять лес было немыслимо трудно, ведь шла Гражданская война, вокруг рыскали постоянно разные банды, законов никто не придерживался.

Наша семья жила в сложных условиях. Ближайшая гимназия была от нас в сорока километрах. Голод, неурожай. Два моих брата умерли от холеры, я тоже заболел, но выжил. Отец занимался со мной математикой, и мне это нравилось.

В 1921 году отца убили "зеленые" в лесу, который он охранял и растил.

- Выходит, начальное образование вы получили в домашних условиях?

- Но основы домашней подготовки были таковы, что они помогли мне в дальнейшей жизни. Помню, отец писал по старой орфографии, с твердым знаком и буквой "ять". Я мечтал стать инженером, а стал математиком. Конечно, тягу к математике и физике вложил в меня отец. Никогда не забывал его наставлений, и они, надо сказать, мне в жизни здорово помогли. Если говорить высокопарно, они и вывели меня на верную дорогу.

- Но сначала надо было получить высшее образование...

- Мы идем по жизни, выстраивая свою судьбу. Конечно, хотел я стать инженером, потому что в начале двадцатого века эта специальность была престижной во всех отношениях, а до революции - высоко оплачивалась. Потому и стремился я в технический вуз. Но потом, во время учебы, больше увлекся математикой. Видно, сказались семена, посеянные отцом. В ранние годы мы не осознаем, как сильны эти семена.

- Как сложилась ваша жизнь после смерти отца?

- Когда отца убили, из леса мы уехали в Чернигов. Там жила моя старшая сестра, вышедшая замуж, которая и стала опорой нашей семьи. Я пошел на работу. Устроился в местный политпросвет, поступил в индустриально-аграрный техникум, на механический факультет. На занятия не ходил, только сдавал зачеты. Больше налегал на математику.

- Математика вам продолжала нравиться?

- Конечно. Если в воздухе появлялась задача, я хотел ее решить. И решал. Если кому-то надо было решить задачу, то я помогал - у меня был заряд знаний и способностей. По сравнению с другими я быстро и удачно решал сложные задачи.

В двадцать пятом году решил поступить в Киевский политехнический институт, но меня не приняли, не допустив даже к экзаменам. Несмотря на то что у меня были неплохие документы, не подошел. В то время шла пролетаризация вузов и нужны были путевки, а таковой у меня не было. Вне очереди принимали рабочих. Пришлось возвращаться в Чернигов за путевкой и, лишь получив ее, снова "брать" институт. От цели не уклонялся: обязательно стану инженером. Работал на металлургическом заводе, потому что стипендии мне не дали. Был, кстати, активным комсомольцем. Два года преподавал бесплатно арифметику на рабочих курсах. Завершая учебу в Днепропетровском университете, понял, что все же стану математиком.

- Но не всем хочется долго учиться. Окончен вуз, есть диплом - и вперед, в жизнь!

- Каждый выбирает свою дорогу. Я выбрал науку. Но сначала пришлось поработать в средней школе. Затем вернулся в родной университет, стал преподавателем. Преподавал в Горном институте, Транспортном и Фармацевтическом - везде успевал. Когда к нам приехал известный математик Колмогоров, с интересом слушал его лекции, а когда он организовал семинар, увлекся темой, которую он мне определил.

Университет послал меня на мехмат МГУ, а в Московском университете силы всегда были неимоверные. А дальше, как говорится, пошло-поехало. Преодолена одна ступень, впереди - другая, новая, сложная. Но вот преодолена и она. Не скрою, мне нравилось решать математические задачи, особенно если они сложные. Нравилось работать головой. В 1940 году по рекомендации Колмогорова поступил в докторантуру Института имени Стеклова. Так продолжился мой путь в науку.

- Ваша судьба, Сергей Михайлович, тесно переплелась с судьбой страны. Вы стоите перед докторской диссертацией, а в окна стучит война. Вы помните Первую мировую, войну Гражданскую, а вот уже на пороге - Вторая мировая, более страшная, чем предыдущие.

- Вот как она началась для меня. За два дня до войны меня попросили в Днепропетровском университете, куда я приехал вместе с семьей, написать методическую разработку по теории функций действительного переменного. Утром 22 июня я принялся за работу. В двенадцать часов дня меня позвали на кухню послушать важное сообщение, которое передавали по радио. Это была речь Молотова. Выслушав ее, я одним махом закончил работу, написав: "Прочитайте еще такие-то параграфы..." - и помчался обратно в Москву, потому что мой возраст попадал под мобилизацию.

- Но на фронт вы не попали?

- В институте призвали в армию только тех, кто имел командирские звания, А таким, как я, имеющим "бронь", сказали: "Ждите своего часа!" Но все тогда думали, что война ненадолго, фашиста быстро поколотим. А колотить его пришлось долго, до сорок пятого.

Но война не миновала никого. Помню, как ученые спали в институте на диванах в ожидании сигнала воздушной тревоги. По сигналу выходили на крышу, чтобы тушить пожары и сбрасывать осколки от бомб. Если в здание попадала фугасная бомба, она пробивала и два, и три этажа - смерть могла наступить мгновенно. Но если попадала бомба зажигательная, надо было срочно вылезти на крышу и сбросить горячие осколки на улицу. К счастью, у нас фугасных попаданий не было. А вот старое здание мехмата МГУ пострадало - бомба пробила дыру во всех этажах. Только к концу войны его восстановили, причем пленные немцы.

Другой эпизод войны - строительство противотанковых рвов, когда фашисты подходили к Москве. Разнарядка была во все организации. Я представлял с товарищами Математический институт. Поезд привез тысячу москвичей по Киевской железной дороге на станцию Ерденево. Будили засветло. Горячая похлебка и - за работу. Каждому надо было выкопать по 8 погонных метров грунта. Глубина была такая: ров - три метра с поперечным сечением вида опрокинутой трапеции, внизу - 3 метра, вверху - 7. Надо было выбросить лопатой примерно 120 кубометров грунта. В конце работы было, конечно, очень тяжело. А утром придешь на участок, глубоко вздохнешь от увиденного - за ночь после дождя на дне рва много воды. Спустишься и стоишь в воде по колено. Лопата ведь не ведро...

- Но ваш фронт, Сергей Михайлович, оставался другой - наука.

- Если закрыть все институты и отправить ученых на фронт - значит остановить науку. Остановить научные работы означало остановить прогресс, движение страны в будущее. Это хорошо понимали в Кремле, думая о завтрашнем дне. В 1942 году я защитил докторскую диссертацию в Казани по теории приближения функций, в 1944 году стал профессором. До 1947 года работал в Московском автодорожном институте, а потом в другом институте, более престижном. А дело было так. Как-то пригласили меня к директору Института имени Стеклова. В его кабинете находились видные ученые М. В. Келдыш и С. А. Христианович. Они и предложили мне поступить на кафедру математики в организуемый институт особой важности. "Вы будете моим заместителем по кафедре", - заверил Келдыш. "А что я буду читать?" - "Будете вести упражнения". Меня это шокировало, потому что я уже имел опыт чтения лекций. К тому же директор моего института обещал в то время мне квартиру. "Соглашайтесь. А ваш директор вас обманет", - уверенно сказал Христианович. Так я оказался у истоков знаменитого Московского физико-технического института.

- Сергей Михайлович, один из ваших бывших студентов вспоминает, что ваши лекции он с товарищами слушал в свое время, как завороженный. Процитирую его воспоминание полностью, чтобы не ошибиться. "Сергей Михайлович Никольский - один из любимейших профессоров, - пишет он.- Заслужить такую честь в том далеком, легендарном Физтехе было не просто. Нам читали лекции и Петр Капица, и Лев Ландау, и Михаил Лаврентьев, а на практике мы слушали Сергея Королева. Но Никольский был особой фигурой. На него ходили все и всегда, хотя посещать лекции в нашем особом вузе было не обязательным".

- Что ж, спасибо ему за такую оценку. Поверьте, педагогу всегда приятна добрая оценка учеников, особенно с годами, когда эта оценка становится беспристрастной.

- А вы лично довольны своими учениками?

- Без сомнения. Те, кто когда-то слушал мои лекции, сегодня сами академики, возглавляют ведущие институты Российской академии и крупнейшие КБ. Учителю всегда приятны успехи своих учеников. Убеждаешься, что у тебя есть последователи, а это значит, твое дело продолжается. Ведь живем мы ради главного дела своей жизни.

- Но самое интересное, что вы не забыли про начинающих математиков, написав интересные учебники для школьников.

- Будущее математики, как и любой другой науки, в юных умах. Если мы не будем заниматься со школьниками серьезно, то в будущем смену не увидим. К сожалению, об этом не задумываются реформаторы, которые в наши времена опускают все ниже планку требований к школьникам. Но нам нужны не оценки, а знания. Уверяю вас, что сегодня эта планка намного ниже, чем была в советской школе. Это очень опасно для будущего российской науки. Еще недавно советская школьная математика стояла на первом месте в мире, сейчас первые - Япония, Китай, ряд других стран, таких, как Бельгия, Сингапур...

- А мы?

- А мы, к сожалению, позади них.

- Вы поднимали этот вопрос?

- Неоднократно. В последний раз сказал об этом президенту России Владимиру Владимировичу Путину, когда в Кремле он вручал мне орден. Рядом стоял лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, который меня поддержал. Думаю, что президент проблему понял.

- Что вас, ученого с мировым именем, заставило заниматься школьными учебниками?

- Потому что они - наше будущее. До революции я успел проучиться четыре года в царской гимназии и потому имею возможность сопоставить тогдашнее обучение с современной школой. Конечно, ученье прогрессирует, но подчас бестолково и неуклюже. То, что было хорошее, почему-то забывается, нередко не закрепляется и даже изгоняется из современной школы.

Не скрою, в молодости я нередко зарабатывал на уроках, репетиторствовал, преподавал математику в школе, так что некоторый опыт у меня имеется. В Институте имени Стеклова пришлось работать в комиссии по школьному преподаванию математики. Когда я решил, что придется внедрять свои мысли по этой тематике, то понял: надо писать учебники, иначе дело не пойдет. Но это отдельная тема для серьезного разговора.

- Мне сказали, что вы сейчас готовите новый учебник для школы. Так ли это?

- О школе думаю всегда. У меня есть своя точка зрения на математическое образование школьников. Высказал я ее и Юрию Михайловичу Лужкову. Об этом же сказал и Людмиле Ивановне Швецовой, которая вручала мне премию Москвы "Человек-легенда". Она заверила, что обязательно доведет мою точку зрения до комиссии, которая занимается этими вопросами.

- Какова суть вашей точки зрения на эту проблему?

- Она проста. Ребенок в состоянии узнать элементарную математику, логарифмы. Если ему помогут учителя, он сможет освоить элементарные основы математики. Таких ребят у нас много. Я как-то интересовался у министра, много ли таких ребят. Он сказал: да, большинство. Отсюда вывод: с ними надо работать и писать для них основные программы. Стандарты надо вывести не общие, для всех, а разные - для обычных ребят и для способных. Но министр со мной не согласился. Он мне ответил так: надо писать программу для обычных ребят. Но тогда мы всех уравняем, а ведь нам надо искать способных, можно сказать, одаренных, чтобы с ними работать дальше. Мы неоправданно снизили уровень своих математических стандартов, а американцы, между прочим, повышали. Они стали ориентироваться на советскую школу, признав ее достижения, а мы почему-то стали забывать.

- А дети пошли по вашим стопам? Вы с ними занимались в детстве по своей методике?

- Если с детьми серьезно заниматься, они многое усвоят. Мой сын Михаил - математик, доктор наук, дочь Наталья - математик, кандидат наук.

Второй сын тоже был математиком, он умер. Старшая внучка Екатерина тоже математик, окончила вуз. А вот младшая внучка Аня будет биологом.

- Сергей Михайлович, у большинства читателей нашей газеты, несомненно, к вам вопросы сугубо житейские. Вы не затруднились бы на них ответить?

- Пожалуйста, спрашивайте.

- Вам сто лет, вы подвижны, находитесь в рабочем состоянии. Как вам удается так поддерживать свою форму?

- Честно говоря, меня часто спрашивают об этом, пытаясь разгадать какой-то, как им кажется, секрет. Но у меня нет никаких секретов. Я живу, как живу, как жил всегда. Никогда не бездельничал, всегда трудился.

- Но ведь не все в вашем возрасте сохраняют такую работоспособность. Возможно, все дело в наследственности.

- Когда-то я задавал себе этот же вопрос, но ничего необычного в своих предках не находил. Но, честно говоря, о своих предках я знаю понаслышке. Так что о генетике речи быть не может. Мы все, выходит, в этом плане равны.

- Возможно, речь идет о питании или ограничении в питании.

- Никаких диет никогда не придерживался. Пищу ел обычную. Конечно, надо учитывать возрастные коррективы. Когда вам сто - это одно, а когда сорок лет - совершенно другое. Утверждают, что с возрастом надо меньше употреблять соль. Моя дочь и внучка от соли отказались, а я, представьте, употребляю...

- А как с никотином? Вы курили?

- Курить начал примерно в двадцатилетнем возрасте, когда был ассистентом университета. У меня было достаточно денег, чтобы купить хорошие папиросы. Довольно скоро почувствовал: голова от никотина становится тяжелой. Долго не мог заснуть, а наутро встать. Долго бросал курить, но все же от курева отказался.

- А как насчет алкоголя?

- Что касается выпивки, то пил, как все. Я и сейчас могу выпить. У меня были приятели, украинцы, они пили хорошо. И я с ними пил. Но они пили бутылками, а я выпивал по полбутылки. Приходилось от них прятаться. Все дело в том, что у каждого человека есть своя определенная норма, которую нельзя превышать. Норма эта с возрастом меняется. Главное - не терять головы и не превышать своей нормы.

- Сергей Михайлович, но если бы вам предложили выпить сегодня по случаю? Вы бы выпили?

- Рюмочку хорошего армянского коньяка. Можно вина попробовать. Но рюмка и бутылка - понятия разные.

- Что вы могли бы пожелать людям серьезного возраста?

- Все зависит от самого человека. Когда мне было 95 лет, в МФТИ меня спрашивали, как вам удалось столько лет прожить. Я отвечал: кушайте простоквашу, как учил академик Амосов. Но кому она годится, а кому нет. Лично я люблю простоквашу, да еще с огурцами. Люди считают, что надо бегать. Я тоже бегал, но бежишь и думаешь, когда все это закончится. Тогда я плюнул на пробежки и стал больше ходить. В свое время я занимался греблей. Занятие это полезное и интересное.

- Как вы добираетесь на работу?

- Пешком, я живу недалеко от института. Всегда старался больше ходить, чем сидеть. Движение очень важно, особенно в серьезном возрасте, когда надо больше двигаться. Не километры бегать, а ходить так, как возможно. К сожалению, люди старшего поколения этим правилом пренебрегают. Им кажется, что если ты сидишь целый день, то это благотворно влияет на организм. А как раз все наоборот.

- На даче трудитесь?

- Конечно, чем-то занимаюсь, сложа руки не сижу. Долго копал, теперь поручил заниматься хозяйством родным. На даче командует внучка. Она все там делает.

- Вы довольны, что ваши дети стали учеными, пошли по вашим стопам?

- А почему бы и нет? Главное, что они достигли своих высот сами, без моей помощи. В любом деле важна самостоятельность, потому что она приводит к мысли и поискам, а значит, и к успехам. У меня есть толстая книга, которая называется "Исторический очерк развития С.-Петербургского лесного института (1803 - 1903)", изданная по случаю столетнего юбилея института. В ней на 133-й странице в списке окончивших институт в 1896 году под номером 35 значится фамилия моего отца...

- Конечно, Михаил Дмитриевич не мог предположить, что один из его сыновей станет академиком российским...

- Даже и не мечтал. Надеялся лишь на то, что его дети получат образование. Таково желание всех родителей: пусть дети живут лучше, идут дальше. Во всем, чего я достиг в жизни, мне помог отец. Потому и чту его память. Когда удается, несмотря на занятость и возраст, посещаю я Шипов лес - постою у памятника отцу, вспомню прошлое, подумаю, замыслив что-то интересное, и откуда ни возьмись появляются новые силы, словно родные деревья придают их и велят жить дальше. Велика сила моего Шипова леса.

- Что вы могли бы пожелать читателям нашей газеты с высоты прожитых лет?

- Помните, что говорил Владимир Ильич Ленин? Учиться, учиться и учиться. Я бы сказал так: постарайтесь жить, не выходя из ваших желаний.

- Человек должен к чему-то стремиться?

- Он и так будет стремиться, без наших нравоучений. У меня есть определенные стремления, думаю, что у всех они есть. У меня они такие: если успею, хочу доказать теорему. Хочу написать еще одну книгу. Она у меня почти написана, если бы не очередная конференция, я бы ее уже завершил...

Сергей НИКОЛЬСКИЙ родился в городе Талица, тогда Пермской губернии, в 1905 году. Окончил Днепропетровский университет в 1929 году, затем аспирантуру МГУ, став кандидатом физико-математических наук. Затем была докторантура Академии наук СССР. В 1944 году стая профессором. В 1968 г. - членом-корреспондентом Академии наук СССР. С 1972 г. - действительный член АН СССР.

Награжден правительственными наградами: орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции. Недавно президент России Владимир Путин вручил Никольскому орден "За заслуги перед Отечеством" второй степени.

Сергей Михайлович - лауреат трех Государственных премий, премий А. Н. Колмогорова и П. Л. Чебышева, нескольких иностранных премий.

Почетный профессор МФТИ. Иностранный член Венгерской и Польской академий наук.

Автор многих научных публикаций, монографий, в том числе учебников для вузов и школ.

Академик Никольский известен всему миру. Его работы по функциональному анализу и теории приближений функций вошли в золотой фонд мировой науки, А его учебник математического анализа считается эталонным, переведен на многие языки. Он создал новое направление в математике и свою научную школу.




http://www.ras.ru/



2 июл 2005

Док. 500859
Опублик.: 04.10.08
Число обращений: 27

  • Никольский Сергей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``