В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вера Сторожева: Путешествие к зрителям Назад
Вера Сторожева: Путешествие к зрителям
На ХХIХ Московском кинофестивале фильм "Путешествие с домашними животными" получил главный приз - "Золотого Святого Георгия". О путешествии фильма на экран - в беседе с кинорежиссером Верой Сторожевой.

- Прежде всего, помню дикое волнение во время премьеры. Это был первый наш показ на публике. Зал громадный - полторы тысячи мест, и все было очень нервно. Я вообще, когда показываю свое кино, нахожусь в состоянии комы. Фильм не смотрю, сижу, заламываю руки, переживаю страшно. А сам фестиваль, наверное, впервые обладал настоящей фестивальной атмосферой. Я первый раз это ощутила на Московском кинофестивале. Когда ни зайдешь в "Октябрь" - а я живу недалеко от кинотеатра - хоть в 12 ночи, впечатление - как будто утро или день. Всегда многолюдно, залы заполнены. Какое-то новое дыхание возникло у нашего ММКФ.

- До самой финальной точки, до церемонии закрытия, не было понятно, что фильм движется к главной награде? Или было?

- Были косвенные приметы (смеется). Во-первых, то, что "Путешествие" лидировало в рейтинге зрительских симпатий. Хотя про главный приз я не думала. В свое время с фильмом "Небо. Самолет. Девушка" мы с Ренатой Литвиновой проходили весь круг различных номинаций, представлений на кинонаграды и ничего никогда не получали, кроме приза "Выборгского счета" на фестивале "Окно в Европу" в ... году. У меня выработался некий защитный механизм: самое лучшее - ничего не ждать. Но в то же время было очевидно, что зрители картину приняли. Это ведь сразу чувствуется. Или я вижу краем глаза, что меня немножко обходят стороной, или кидаются ко мне, отодвигая других. Скажем, один очень крупный продюсер со мной общался сразу после показа, а один наш большой киноначальник его так ласково локтем оттеснил и стал меня поздравлять. И все было совершенно нормально, искренне. Видно же, какие у людей глаза, какая от них исходит энергия.

- Что сказала о фильме Рената Литвинова, актриса, с которой вы вместе работали прежде? Понятно, что сразу она не могла высказать свое мнение, потому что была членом жюри. Но потом, когда фестиваль завершился? Некоторые журналисты считают, что именно Рената отстояла главный приз.

- С Ренатой мы вообще-то редко общаемся. Конечно, прессе достался сладкий кусок: в конкурсе мой фильм, в жюри - актриса, которая у меня снималась. На самом деле в кино достаточно узкий круг людей работает, и все так или иначе друг друга знают. Часто бывает, что в конкурсе режиссер, а в жюри его актер. Или наоборот. Но Рената не тот человек, который будет по дружбе или по совместной работе что-то решать, не обращая внимания на качество фильма. И потом, это международное жюри, состоящее из абсолютно разных людей. Смешно и наивно представлять, что вот кто-то говорит - дайте ей приз и все сразу соглашаются, наплевав на собственное мнение.

- Но все-таки, что она сказала вам после того, как картина получила главный приз?

- Она сказала: у вас потрясающее кино. Рассказала, как начала смотреть фильм, замерла и не могла от него оторваться. Ей очень понравилось. Еще сказала, что сразу решила, что будет за картину бороться, но никакой борьбы не потребовалось, потому что наше кино всем членам жюри очень и очень понравилось

- Вера, главный приз Московского кинофестиваля - весомая и почетная награда. Но всех интригует, какое у этого приза материальное наполнение. Есть ли оно?

- Не волнуйтесь. Ничего материального нет. Есть только статуэтка. Но ведь все фестивали класса "А" денег не присуждают - ни Канны, ни Венеция, ни Берлин. Победителю достается престижный приз, и это все. На "Оскаре" тоже "денег не выдают". Но у "оскаровских" и каннских лауреатов мгновенно поднимаются в цене контракты. На Московском фестивале награда дает дополнительное внимание прессы и, главное, зрителей. Потом это самый крупный наш фестиваль и при этом международный. А самое для меня важное то, что не я, Вера Сторожева, получила приз, а фильм назвали лучшим. Значит, все человек сто, которые над ним работали, были лучшими каждый в своем деле. Будь то актер, оператор, гример или даже водитель. Потом, надеюсь, наше "Путешествие" попадет в разные номинации на кинонаграды уже по итогам года. У нас актриса прекрасная - Ксения Кутепова. Дмитрий Дюжев совсем другой, непривычный и тоже замечательный. Сценарий великолепный Аркадия Красильщикова. Оператор дивный - Олег Лукичев. Каждый заслуживает еще и отдельной награды.

- Продолжение фестивальной судьбы будет у фильма?

- Многие фестивали, которые нас звали еще до ММКФ, уже отпали, потому что в конкурсе самых крупных киносмотров мы по регламенту уже не имеем права участвовать. Но предложений все равно много. Вот в Выборг поедем на фестиваль "Окно в Европу" в конкурс "Выборгский счет".

- В "Путешествии с домашними животными" есть своя внутренняя напряженная драматургия, но внешне фильм, можно сказать, медитативный, плавный.

Чего ждать зрителю, который, возможно, ничего о нем не знает и просто прочтет на афише такое несколько загадочное название? Ясно, что не экшен. Может быть, арт-хаус?

- Я думаю, неправильно говорить, что наш фильм арт-хаус. Обычно таким термином обозначают или что-то приличное, но, так сказать, "малотиражное", или совсем непонятное. Какую-нибудь шифрованную пустоту. Мне кажется, что наше "Путешествие" сочетает в себе, с одной стороны, фестивальную эстетику, с другой -совершенную доступность для любого зрителя. Здесь нет такого, чтобы человек напрягался, пытаясь понять, что же такое ему показывают. Не надо как-то специально трудиться, чтобы смотреть. Просто возникает сопереживание, катарсис, душевное волнение, которое так необходимо зрителю. Ради этого и делается кино.

- Интересная вещь произошла с твоими актерами. Ксения Кутепова, театральная прима, звезда Театра Петра Фоменко, в кино раньше, может быть, и снималась, но не запомнилась. Дмитрий Дюжев, наоборот, киноартист известный, но все больше в одном, брутальном таком амплуа. Как произошло, что они оказались партнерами, и как нужно было с каждым из них работать, чтобы возникла на экране та самая пресловутая "химия" между артистами, играющими любовь, влечение друг к другу?

- Они очень разные. Я всегда стараюсь с актерами репетировать, разговаривать много, чтобы они были не пустые на площадке. И в этом смысле все актеры разные, с каждым нужно работать отдельно. Надо понимать, чем ты можешь быть им полезен, чтобы они потом сделали то, что нужно. Ксения Кутепова по привычке театральной очень нуждалась в сильной режиссерской руке. Ей нужно понимать свою роль досконально, до мельчайших нюансов. В то же время, когда она уже наработала биографию своей героини, почувствовала ее, достаточно было уже просто сказать ей: повернись, встань, пройди. Она все делала абсолютно наполненно, доверяя режиссеру. Дима Дюжев совсем другой артист. Если Ксения медленно продвигается, мелкими шажками, но зато максимально точно, то Дима сразу показывает результат. Его нужно немного придерживать, чтобы не уходил в жанр, не спешил. Но в конце концов все сложилось. Хотя Ксения признавалась, что плакала ночами после первых трех съемочных дней. Думала, что ее поменяют на другую артистку. Она была жутко не уверена в себе первое время, не находила себе места на площадке. А мы-то сразу видели, какая она чудесная, какая фактура у нее замечательная. Мы ее любили уже и даже не знали о ее волнениях. Она и правда удивительная: так долго, насыщенно держать крупный план могут только большие актрисы. Вообще актеры благодарные очень люди. Когда чувствуют, что ты их ведешь, вкладываешься в них, понимают, что ты все равно останешься за кадром и не зря их мучаешь, а ради них же, они тогда работают легко и счастливо. Доверие возникает на площадке.

- В сценарии, насколько я знаю, была выписана ядреная такая женщина, земная, деревенская. А у Ксении Кутеповой внешность изысканная, можно сказать, городская.

- Такой плотской женщине, от земли не поверили бы, что она шестнадцать лет жила безропотно с нелюбимым, притеснявшим ее мужем. Ушла бы, наверное, ведь не на острове они находились, рядом город. А почему она такая балетная почти... Потому что она из детдома. Кто знает, какие семена туда судьба заносит, откуда она родом и кто ее такую родил на свет Божий. Ничего не известно. В этом смысле у нас была полная свобода, и получилась такая вот героиня.

- Дочка твоя Оля сыграла небольшую, но заметную роль.

- Да, хороший получился эпизод. Но она не очень любит со мной работать, говорит, что мешают родственные связи. Она сама учится на режиссера. Во ВГИКе у Сергея Соловьева.

- В названии фильма есть домашние животные. Они и в сюжете, а главное - в настроении фильма играют важную роль. И коза, и корова, и верный пес - это все мир героини, близкие ей существа. У тебя какое отношение к домашним животным?

- Я безумно люблю собак. Но условия жизни таковы, что невозможно в дом притащить собаку. Других животных у нас не было, пока не появилась крыса, ее Ольга завела. Я ее поначалу просто терпеть не могла. И вдруг она для меня как-то вочеловечилась, что ли. Я увидела, как она умывается, как тоскует, когда мы собираемся уезжать на дачу на два дня. Она впадает в депрессию, ничего не ест, даже любимый рыбий жир. Я поняла, какие умные все живые существа, как они все чувствуют и нуждаются в любви.

- Одна моя подруга, художница, простой, что называется, и очень благодарный зритель, наплакалась на твоем фильме, напереживалась и говорит мне: ну не может быть, чтобы она - героиня фильма - осталась без мужчины, который ее любит. И ведь он ей небезразличен - мы это видели в сценах, которые так прекрасно сыграли Ксения Кутепова и Дмитрий Дюжев. Скажи честно, он к ней вернется? Она его примет?

- У нас было два финала. Мы сняли на всякий случай, как он едет по берегу, а она с мальчиком из детдома, плывет на лодке. Он останавливается и долго смотрит на нее. Но в фильм это не вошло. Видимо, ей надо весь свой жизненный круг пройти. Взять ребенка, стать самостоятельной, обрести себя. А потом... все может быть. Зрители сами додумают, когда посмотрят фильм. Когда для них состоится "Путешествие с домашними животными".



Ольга ГАЛИЦКАЯ

http://www.paradisegroup.ru/news/?event=1187616105


Док. 500773
Перв. публик.: 16.10.05
Последн. ред.: 04.10.08
Число обращений: 186

  • Сторожева Вера Михайловна
  • Дюжев Дмитрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``