В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Дмитрий Медведев: `...задача политиков - не расходиться по углам, надувшись, а договариваться` Назад
Дмитрий Медведев: `...задача политиков - не расходиться по углам, надувшись, а договариваться`
Вчера после посещения Президентом России Дмитрием Медведевым и Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель заседания российско-германского форума общественности "Петербургский диалог" в Санкт-Петербурге состоялись российско-германские межгосударственные консультации.

Как сообщила пресс-служба Президента России, Дмитрий Медведев и Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель провели переговоры в формате "один на один". Затем российско-германский диалог продолжился с участием делегаций двух стран. Первостепенное внимание было уделено вопросам диверсификации экономический связей, реализации ряда инновационных проектов, развитию научно-технического сотрудничества двух стран.

По итогам встречи Президент России и Федеральный канцлер Германии сделали заявления для прессы и ответили на вопросы журналистов. Выступая на итоговой пресс-конференции, Дмитрий Медведев назвал механизм российско-германских консультаций уникальным и полезным.

Как видится нашей редакции электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" наши посетители и читатели нуждаются в более полной информации об этих переговорах.

Поэтому мы считаем нужным с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru познакомить общественность страны с прямым текстом начала российско-германских межгосударственных консультаций и совместной пресс-конференции Президента России Дмитрия Медведева с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель по итогам российско-германских межгосударственных консультаций.

Начало российско-германских межгосударственных консультаций:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемая госпожа Федеральный канцлер!

Уважаемые участники заседания!

Рад вас приветствовать на десятом раунде наших консультаций, которые уже во второй раз, более чем через семь лет, проводятся в Санкт-Петербурге. И своим историческим обликом, и сегодняшним развитием, надеюсь, что северная столица - город Петербург - как нельзя лучше располагает к совместной работе. Во всяком случае, мы договорились, что работа будет перемежаться обедами. Сейчас у всех, надеюсь, настроение хорошее, и мы сможем продолжить нашу работу.

Прошёл год после нашего двустороннего саммита в Висбадене, он вместил в себя много событий. В России прошли президентские выборы, обновился состав Правительства, хотя большая часть коллег, которые присутствуют за этим столом, знакома и германским коллегам.

Был плотным и наш график совместных встреч на высшем уровне: с госпожой Меркель мы за последние семь месяцев встречаемся уже пятый раз, интенсивными были контакты и руководителей ведомств.

Суммируя проделанную работу, мне бы хотелось специально сказать, что наш взаимный товарооборот - это отрадный факт - приближается к новой и, по сути, рекордной отметке в 60 миллиардов долларов. Такому результату, на мой взгляд, в немалой степени способствовала и работа Группы высокого уровня по вопросам экономического и финансового сотрудничества.

Рассчитываем, что в полной мере реализует свой мандат и межведомственная рабочая группа по вопросам безопасности. Мы считаем её важнейшим звеном, ждём новых предложений по повышению её эффективности. Это особенно актуально сейчас, в тот период, когда происходит, по сути, фундаментальная трансформация системы международной безопасности. Этот этап и сложен, и ответственен, и в этом ключе мы рассматриваем и ту идею, которая была сформулирована Российской Федерацией, - идею о новом, обязывающем всех договоре о европейской безопасности. Впервые, кстати, мы на эту тему начали разговаривать во время посещения Берлина.

Россия хотела бы сделать договор такого рода, по сути, специальным островом стабильности на всем европейском пространстве. Договор должен опираться на принципы международного права, на баланс интересов всех государств, естественно, без исчезновения других интеграционных объединений, других организаций и блоков, которые существуют на европейском континенте. Материалы, которые содержат наше видение этого вопроса, были переданы нашим немецким партнёрам.

Для России очень важен в этом смысле голос Германии как одного из наиболее уважаемых и ответственных партнёров Российской Федерации. Мы всегда ценили взвешенный и прагматичный подход Германии к общеевропейской кооперации. Наш постоянный диалог по вопросам глобальной безопасности, по укреплению региональной стабильности, включая ситуацию на Кавказе, сегодня оказывает серьёзное влияние на международную повестку дня. Мы готовы откровенно обсуждать и эти вопросы, естественно, готовы обсуждать и вопросы взаимоотношений в формате Россия-НАТО и Россия-ЕС. Считаем, что здесь не должно быть умаления принципа взаимной безопасности, принципа неделимости безопасности, баланса интересов и совместной ответственности за создание большой Европы.

Как государства, входящие в "Группу восьми", два наших государства несут и особенную ответственность за глобальную стабильность в мире. Именно с этих позиций мы будем осуществлять наше сотрудничество в борьбе с такими угрозами безопасности, как распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, наркоугроза, региональные конфликты, включая вопросы Косова, Ближнего Востока, Афганистана, проблемы ядерной программы Ирана.

Конечно, было бы неправильно не замечать влияния внешних факторов на российско-германское сотрудничество, которое проявилось за последнее время. Мы исходим из того, что ущерб от такого влияния на наши отношения оказался минимальным. И это связано не только с взаимозависимостью наших экономик, их взаимным влиянием друг на друга, настроенностью общественности на диалог. Такой настрой в целом характерен для тех, кто в конечном счёте принимает решение, кто определяет международную политику и в Москве, и в Берлине.

Разумеется, мы не всегда придерживаемся единых, близких позиций. Есть позиции, по которым мы достаточно серьёзно расходимся, но мы стараемся (и этим нам отвечают наши немецкие партнёры) понять друг друга и работать во имя совместного будущего, и в целом нам это удаётся. Об этом мы, кстати, сегодня говорили во время "Петербургского диалога".

Нам кажется весьма удачной германская инициатива сотрудничества в формате "партнёрство для модернизации". Такое партнёрство основано на качественно новых акцентах, подтверждает их перспективность, и мы готовы дальше работать по этому проекту.

Нам бы хотелось услышать от министров, как нам активизировать сотрудничество и в области демографии, энергоэффективности. Мы только что за обедом обсуждали этот вопрос с бизнесом: здесь есть ряд очень хороших идей, научно-образовательных обменов и других социально значимых направлений. Мы крайне заинтересованы в конкретных результатах, надеемся, что они последуют.

Уважаемые немецкие партнёры! Наша встреча проходит на фоне острой, можно даже сказать, острейшей ситуации на мировых финансовых рынках. Не будем анализировать эту ситуацию заново. Причины её хорошо известны. Наши общие оценки той экономической модели, которая привела к кризису, во многом совпадают.

Очевидно, что способность одного государства диктовать свои правила игры, к сожалению, в этой ситуации не срабатывает. У России накоплен достаточный запас прочности, позволяющий и дальше осуществлять модернизацию страны, создавать условия для новой инвестиционной волны, но мы бы, конечно, хотели и кооперации в этой сфере. Речь может, кстати сказать, идти именно о кооперации в финансовом вопросе, в финансовых делах, включая взаимную поддержку формирования альтернативных финансовых центров, совместную выработку общих для всех правил игры, взаимодействие в реформе международных финансовых институтов и мировой финансовой экономической системы в целом. Конечно, являются важными и традиционными для нас сферы сотрудничества в области экономики, энергетики, транспортной инфраструктуры, автомобилестроения, авиапромышленности и теперь высокотехнологичных областей.

Важнейший проект, который находится в зоне нашего совместного внимания и, по сути, такой неустанной политической поддержки, - это "Северный поток". Мы считаем, что выгода от этого проекта очевидна. И мы полагаем, что он будет полезен для всех его участников. Во всяком случае, надеемся на движение, движение в рамках тех сроков, которые мы запланировали. Надеемся на то, что внерегиональные державы, которые никакого отношения к этому проекту не имеют, не будут пытаться влиять на его продвижение.

Просил бы отраслевых министров проинформировать нас с госпожой Федеральным канцлером о состоянии дел по конкретным вопросам. Хотели бы услышать информацию от руководителя двусторонней Группы высокого уровня по стратегическим вопросам сотрудничества о ходе реализации наиболее значимых совместных проектов.

Хотел бы предоставить слово Федеральному канцлеру госпоже Ангеле Меркель.

А.МЕРКЕЛЬ (как переведено): Большое спасибо, господин Президент.

Дорогие коллеги!

Мы с большим удовольствием приехали сюда со стороны федерального правительства Федеративной Республики Германия. В частности, мы с удовольствием приехали в этот прекраснейший, красивейший город, который принял нас сегодня. Каждый раз это очень впечатляет, когда ты находишься в Петербурге, поэтому место выбрано очень хорошо и не просто так.

Это место уже дважды было выбрано для проведения германо-российских встреч. В этот раз у нас очень концентрированная программа, мы многое запланировали. Как всегда, мы обговорили комплекс внешнеполитических вопросов и вопросов безопасности. У нас есть разное видение вещей, мы об этом уже масштабно обменялись мнениями, также в том, что касается конфликта на Кавказе. Но в результате выяснилось, что стабильные и постоянные контакты между нашими странами помогли нам, несмотря на это, не перейти в фазу безмолвия, а со стороны Германии, могу сказать, внесён вклад внутрь Европейского союза, чтобы вместе с французским председательством, приняв план "шести шагов", пойти по пути, который продвинет нас вперёд.

Мне кажется, что это показывает также, насколько важно иметь постоянные, последовательные, интенсивные контакты, основывающиеся на доверии и на знании друг друга, обоюдном знании друг друга. И это знак того, что мы можем продолжить наше сотрудничество.

Бесспорным является тот факт, что по региональным, историческим, традиционным причинам мы тесно связаны друг с другом, что у нас очень много общих интересов, что мы эти интересы можем очень хорошо объединять друг с другом.

Мне кажется, например, что подписание сегодня соглашений между предприятиями "Э.ОН" и "Газпром" в ходе "Петербургского диалога" стало очень важным вкладом.

"Петербургский диалог" является дополнением наших межгосударственных консультаций и является довольно-таки широкомасштабным мероприятием. Сегодня было очень впечатляюще видеть, как молодёжь, молодые люди из парламента "Петербургского диалога" рассказывали о своей деятельности очень открыто, очень уверенно рассказывали о своей деятельности. Можно видеть, как вырастает новое поколение, которое уже имеет то, что наше поколение должно было только для себя открыть и чему оно должно было научиться.

Мы говорили о большом количестве практических пунктов нашего сотрудничества, наши отраслевые министры нам сейчас об этом доложат. Важными акцентами была кооперация, которая также разработана в рабочих группах: с одной стороны, в области экономики, энергетики, политики, энергоэффективности, с другой стороны, в области здравоохранения.

Мы говорили о том, что у нас в наших странах есть разные сильные стороны, которые мы можем объединить друг с другом, что будет согласована ситуация win-win, где выигрывают обе стороны. Мы сегодня думали и говорили об очень и очень интересных проектах.

Существует германское Энергетическое агентство. Это германское агентство может стать очень интересным примером и подать пример России, чтобы там было создано аналогичное агентство, чтобы на основе частно-государственного партнёрства было основано такое же агентство в России. Это было бы очень интересным пунктом.

Помимо этого, естественно, в области сотрудничества в области сырья, производства энергетики, "энергетического микса" мы говорили о целом ряде возможностей для сотрудничества, об этом уже сегодня было упомянуто. Наверное, более глубокую оценку нам дадут министры экономики.

Насчет кризиса финансовых рынков: мы понимаем, что наши национальные возможности для действия довольно-таки ограничены. Здесь мы чувствуем взаимозависимость, и глобальную взаимозависимость мы тоже чувствуем. Министр экономики и его коллега нам расскажут позже об этом.

Мне кажется, что у нас существует большой потенциал в области сотрудничества в научных исследованиях, что мы должны развивать дальше этот потенциал, потому что научные исследования являются в конце концов базой для производства добавочной стоимости вне зависимости от энергоносителей. Но Россия, конечно, должна не только основываться на сырьевых ресурсах, но и, конечно, расширить возможность для создания дополнительных ценностей.

Мне кажется, что межгосударственные консультации между Россией и Германией служат также и тому, чтобы мы знали соответствующую позицию другой страны в рамках международных организаций. Мы знаем, что существует очень много проблем, где у нас разное видение. Это соглашение по разоружению, это конфликты, которые ещё не разрешены: Приднестровье, Западные Балканы. Существуют также и другие неразрешённые конфликты, и они могут быстро стать насущными, актуальными конфликтами. Мне кажется, что тут поле действий для нашей работы не ограничено на ближайшие годы.

С германской стороны мы внесём вклад в то, чтобы сотрудничество между Европейским союзом и Россией было интенсифицировано, а также и Совет Россия-НАТО снова набрал бы скорость, потому что мне кажется, что в результате преодолеть конфликты можно, начиная с того, что они обговариваются.

Мы рады быть здесь. Мне кажется, что некоторые коллеги хотели бы остаться и подольше в Петербурге. Большое спасибо за гостеприимство, желаю всем хороших консультаций".

Совместная пресс-конференция Президента России Дмитрия Медведева с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель по итогам российско-германских межгосударственных консультаций:

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые дамы и господа!

Сегодня у нас в Санкт-Петербурге состоялись юбилейные десятые межгосударственные консультации на высшем уровне с участием руководителей ведущих министерств и ведомств России и Германии. Хотел бы сразу сказать, что сама жизнь и события последнего периода подтвердили очень высокую востребованность такого рода полноформатного диалога. И могу сказать, что за эти годы консультации превратились в эффективно работающий механизм сотрудничества. Это именно так.

Отмечу и то, что сегодняшние консультации, сегодняшние обсуждения проходили на фоне довольно серьезно изменившейся обстановки, перемен в международных отношениях и в международной экономике. Мы считаем, что именно в таких условиях и можно продемонстрировать зрелость партнерства, которое существует между Россией и Германией. И фактор стабильности и безопасности Европы для нас является в этом случае абсолютно очевидным.

К сожалению, последние события на Кавказе показали, что действующая система глобальной безопасности сегодня не способна предотвратить военные авантюры. Но мы должны сделать все, чтобы создать современную надежную архитектуру этой безопасности на будущее.

Мы затронули ситуацию на Кавказе, естественно, поговорили о совместной работе с Евросоюзом по реализации договоренностей, достигнутых с Президентом Франции. Мы хотели бы приветствовать и вклад Германии в формирование наблюдательной миссии ЕС в Грузии. Деятельность миссии в этом регионе - это, конечно, элемент обеспечения общей стабильности.

Решению всех этих задач, на наш взгляд, должен способствовать и новый подход, имею в виду новый юридически обязывающий договор о европейской безопасности. Эта идея нами уже презентовалась и в ходе моей первой поездки в Берлин, и в ходе наших последующих контактов с госпожой Федеральным канцлером. Надеюсь, что этот вопрос будет и в дальнейшем подвергнут заинтересованному обсуждению. Надеемся на то, что число сторонников этой идеи будет увеличиваться.

Одна из сложных и обсуждавшихся тем - это финансовый кризис. Мы еще раз убедились в том, что существующая система глобальной финансовой безопасности, как и в целом международной безопасности, к сожалению, не адекватна современным вызовам. И за теми проблемами, которые случились, стоят изъяны экономической политики, модели развития, которая была принята в Соединенных Штатах Америки в последние годы, за которую нам практически всем приходится сегодня расплачиваться.

Что касается двусторонних отношений, то разговор, естественно, шел прежде всего о торгово-экономической сфере. В этом году мы действительно, по всей вероятности, выйдем на рекордный товарооборот - около 60 миллиардов долларов. И мы намерены активно содействовать его дальнейшему росту.

Мы договорились о нескольких вещах в ходе консультаций. Во-первых, будет активизирована работа по двум приоритетным для нас направлениям, а именно - повышение энергоэффективности и модернизация здравоохранения, намечена реализация нескольких пилотных проектов в этих сферах. Для координации осуществления проектов в сфере здравоохранения будет создана специальная группа.

Во-вторых, для более четкой координации нашего сотрудничества будет организован регулярный диалог на уровне министров экономики, а также помощников Федерального канцлера и Президента России соответственно. К этому диалогу, мы надеемся, на постоянной основе будут привлечены ведущие бизнесмены наших стран. Это позволит сформировать и хороший механизм для осуществления предложенного Федеральным канцлером партнерства для модернизации.

Мы обсуждали вопросы укрепления энергобезопасности, вопросы создания Северо-Европейского газопровода, обсуждали новые высокотехнологичные проекты, такие как сооружение в Гамбурге рентгеновского лазера на свободных электронах и создание европейского центра по изучению ионов и антипротонов. Это две серьезные, большие ключевые темы, в которых Россия тоже хотела бы принимать участие.

По итогам нашей работы были подписаны важные соглашения. Одно из них - о сотрудничестве в сфере Южнорусского месторождения, в котором принимают участие и немецкие фирмы, и российский "Газпром". Речь идет о подключении к этому сотрудничеству компании "Э.ОН Рургаз АГ".

Мы также достигли соглашения о создании Германо-российского института науки и технологий между нашим Университетом имени Баумана и Техническим университетом Мюнхена.

Была подписана Декларация о сотрудничестве [в сооружении и эксплуатации] как раз Европейского ускорительного центра по исследованию ионов и антипротонов между российской Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и федеральным Министерством образования и научных исследований ФРГ.

Наконец, подписана Межведомственная программа действий по интенсификации российско-германского сотрудничества в области здравоохранения.

Сегодня мы также участвовали в "Петербургском диалоге". Это хороший форум, который уже значительное число раз собирался: это действительно возможность для дружеского, доверительного общения и контактов между нашими общественными объединениями, между политическими деятелями, между бизнесом. Мы считаем, что это хорошая площадка, которая должна развиваться и дальше.

Еще раз хотел бы поздравить госпожу Федерального канцлера и присутствующих здесь немецких коллег, всех граждан Федеративной Республики Германия с отмечаемым завтра в вашей стране праздником - Днем народного германского единства. Объединение ГДР и ФРГ - это, безусловно, одно из крупнейших событий ХХ века, и оно наглядно продемонстрировало, что даже самые сложные международные проблемы могут быть решены мирным путем при наличии политической воли, мужества и учета интересов всех лиц, принимаюших в этом участие.

Хотел бы поблагодарить госпожу Меркель за обстоятельное и заинтересованное обсуждение всех вопросов и поблагодарить других наших германских партнеров. Уверен, что нынешняя встреча в Санкт-Петербурге станет одной из важных встреч в развитии нашего плодотворного российско-германского диалога.

А.МЕРКЕЛЬ (как переведено): Большое спасибо, господин Президент, за поздравления с завтрашним праздником.

Лично я могу сказать, что без этого процесса германского единства я бы не стала Федеральным канцлером Федеративной Республики Германия. Поэтому лично я с большим удовольствием получила эти поздравления. А также большое спасибо за гостеприимство в Петербурге и мероприятия "Петербургского диалога" как дополнение к германо-российским межгосударственным консультациям.

Этот форум еще раз показал, насколько широк спектр наших отношений и насколько широк спектр тем, обсуждаемых в рамках диалога. Особенно меня впечатлили отчеты молодых людей - молодежного парламента - и то, что они рассказывали о своих представлениях о германо-российских отношениях. И мне кажется, что мы можем рассчитывать на будущие поколения.

У нас также была возможность услышать представителей германских экономических кругов - это очень было важно.

Конечно, тема внешней политики заняла важное место. Министры иностранных дел очень долго беседовали друг с другом. А сегодня во время ужина эта тема будет продолжена.

Конечно, последнее лето было характеризовано конфликтом на Кавказе, где разногласия еще не полностью устранены. Мы считаем, что территориальная целостность Грузии не подлежит обсуждению. Рады, что посредством "плана шести шагов" мы можем добиться прогресса, во-первых, в том, что касается вывода войск из центральной части Грузии, во-вторых, в том, что касается наблюдательной миссии ОБСЕ, а также обещаниям, что до 10 октября российские войска будут заменены в буферных зонах наблюдателями.

Важно, чтобы женевские переговоры в середине октября прошли успешно. Они, конечно, будут сложными. Важно, чтобы они запустили политический процесс, потому что, как я считаю, это будет иметь большое значение в этом процессе. Мы также говорили о большом количестве других внешнеполитических вызовов, которые мы не должны упускать из внимания. Назову здесь только вопрос Молдовы и Приднестровья.

Мы рассматриваем эти конфликты как замороженные. Мы должны найти какое-то решение для этих конфликтов, чтобы они не стали "горячими", чтобы не надо было ими заниматься. Однако процесс переговоров о шестишаговом плане Европейского союза под французским председательством показал, что есть путь, по которому мы можем продвинуться, даже если далеко не все конфликты уже разрешены.

Затем у нас был поставлен еще один акцент на экономическое сотрудничество. Представители германской экономики сегодня присутствовали во время нашего завтрака. Два важных акцента были уже названы: во-первых, сотрудничество в области здравоохранения, во-вторых, сотрудничество в области энергетики. Мы уже сказали, что нам нужна стратегическая рабочая группа, которая занимается экономическими контактами. Мы хотим ее расширить, мы хотим внедрить туда своих ответственных лиц, для того чтобы энергетическое сотрудничество было продвинуто вперед, для этого нам нужны "проекты-маяки". Таким "проектом-маяком" может быть, например, "модельный город", на котором будут показаны все энергетические механизмы.

Мы говорили о том, что сегодня было подписано соглашение между "Э.ОН" и "Газпромом" о сотрудничестве в энергетической области. Германия также привержена проекту "Северный поток", нам нужен этот проект, особенно, если мы посмотрим, что наши коллеги в южной части Европы как минимум также быстро продвигаются на южном измерении, как мы на северном измерении. Поэтому это важно не только для Германии, но и для многих других европейских стран.

Многие меры направлены на достижение энергоэффективности, в области защиты окружающей среды, касаются общего применения - joint implеmеntation. Это открывает для нас новые возможности для действий. У нас также будут идти переговоры по новому соглашению о защите окружающей среды. В будущем году в Копенгагене по этой теме будут приняты важные решения для периода после Киотского протокола.

Мы очень подробно говорили об области инфраструктуры, железнодорожной инфраструктуры. Здесь есть тоже примечательное сотрудничество между Германией и Россией.

Конечно, в эти дни невозможно заседать вместе, не говоря при этом о кризисе на финансовых рынках. Здесь у нас существует согласие о том, что международные финансовые рынки нуждаются в правилах, которые будут применяться, что после этого кризиса мы уже не можем ограничиваться теоретическими дискуссиями. Мне кажется, что здесь сотрудничество с Россией будет функционировать очень хорошо.

Мы, к сожалению, знаем, что кризис финансовых рынков не сможет не повлиять на реальную экономику, что это повлияет как на российскую, так и на германскую экономики. И поэтому сейчас очень важно, чтобы возможности для сотрудничества были найдены и использованы в областях, в которых мы действительно можем влиять на формирование вещей, чтобы соответствующие формы кооперации были найдены и расширены.

То есть, в общем, мы видим большой, широкий спектр общих черт в нашем сотрудничестве. И прежде всего климат, атмосфера наших переговоров была хорошая. У нас могут быть различия, в рамках "Петербургского диалога" тоже были различия, иногда мы говорим тихо, иногда громко, повышаем голос. Самое главное, что мы можем вести друг с другом беседы - это самое главное, и даже различные мнения приходят потом к общей позиции, если ведешь диалог.

ВОПРОС: Сейчас, после кризиса в Южной Осетии, все больше мы слышим разговоров о расширении НАТО на Восток, и Вы, в частности, говорили о том, что Грузии и Украине нужно как можно скорее предоставить ПДЧ - план действий по членству в НАТО. В этой связи обсуждали ли Вы создание новой системы коллективной безопасности в Европе? Эту инициативу Президент Медведев представил как раз во время визита в Берлин. И возможно ли, что такая инициатива будет поддержана Германией?

А.МЕРКЕЛЬ: В том, что касается этой инициативы, то мы получили материалы, документы. И сегодня во время ужина мы еще раз поговорим об этом. У нас просто, учитывая насыщенную программу, сейчас не было возможности об этом поговорить, но когда мы будем сегодня ужинать, мы будем иметь такую возможность. Я, конечно, заинтересована узнать, как может функционировать такая инициатива и как она может вписаться в уже существующие структуры на сегодняшний день.

В вопросе о членстве в НАТО стран Центральной и Восточной Европы, Вы назвали Грузию и Украину, позиция Германии следующая, она не изменилась после саммита НАТО в Бухаресте. Мы и тогда говорили, что, во-первых, страны могут, если они хотят, стать членами НАТО. В том, что касается конкретного шага, ПДЧ, то с германской стороны мы придерживались позиции о том, что время для ПДЧ еще не созрело. В декабре во время конференции министров иностранных дел НАТО будет сделана первая оценка. Но я говорю осознанно - первая оценка, поэтому считаю, что Ваша позиция, которую Вы сейчас обозначили, что это ПДЧ будет как можно быстрее осуществлено - это была не германская позиция.

Однако должна сказать, что у этих стран должна быть возможность самим решить, хотят ли они стать членами НАТО, и чтобы у НАТО была возможность свободно решить, хотят ли они принять определенные страны или нет. Но насчет этих двух названных стран ситуация такая: с ними идет "партнерство ради мира", это один из шагов в сторону партнерства, это один из шагов к ПДЧ, и в декабре об этом будут рассуждать дальше. Ни больше, ни меньше.

ВОПРОС: У меня два вопроса насчет финансового кризиса. Господин Президент, в международных кругах, имею в виду "большую семерку", Россия не присутствует в отличие от "большой восьмерки". Хотела бы Россия войти в этот формат, и что бы Россия ожидала от этого?

И второй вопрос к госпоже Федеральному канцлеру. Насколько вспомогательным моментом было бы взять и Китай в этот круг?

И еще один вопрос. В субботу будет встреча в Париже совсем в другом формате европейских членов "большой восьмерки". С какими ожиданиями вы едете на эту встречу, и о чем там будет идти речь?

Д.МЕДВЕДЕВ: По вопросам, связанным с современной ситуацией в области финансов, современной системой финансовой архитектуры (мы уже об этом говорили с госпожой Федеральным канцлером) абсолютно понятно, что та система, которая сложилась, сегодня не выполняет никаких задач по поддержанию международной финансовой системы в сбалансированном состоянии и не гарантирует нам, что то или иное государство не примет решение, которое впоследствии в результате такой цепной реакции не отразится на международных финансовых связях. Поэтому то, что Россия достаточно долгое время действительно была отключена от обсуждения вопросов взаимоотношений в финансовой сфере в рамках деятельности "Группы восьми", хотя там были разные форматы обсуждения, здесь не все так однозначно, это, конечно, на мой взгляд, не на пользу обсуждению этих сложных вопросов, не на пользу решению тех сложнейших проблем, которые сегодня есть.

Более того, в ходе нынешних консультаций только что мы как раз говорили и наши российские коллеги об этом говорили, и их немецкие партнеры, что уж если сегодня и обсуждать эти сложнейшие вопросы, то делать это нужно не только в составе "семерки" или даже "восьмерки", а обязательно подключать туда другие крупные страны, которые имеют свое весомое слово в финансовом мире. Я не знаю, может ли это обсуждаться в формате "восьмерка" плюс аутрич, в каком-то еще формате, но совершенно очевидно, что без подключения всех этих участников международных финансовых отношений мы не сможем выработать новую финансовую архитектуру. Это сегодня для всех, по-моему, совершенно очевидно. Бесполезно прятаться за старые схемы, говорить, что "мы сами за вас здесь все порешаем". Ничего не сможем решить и, более того, даже та робкая попытка, которая была сделана в ходе проведения "восьмерки" в Японии, она все-таки не достигла своей цели. Сегодня мы можем точно сказать, что нужно было двигаться к этим решениям гораздо быстрее, и, может быть, тогда часть финансовых последствий, часть кризисных процессов, которые состоялись в Соединенных Штатах Америки и которые по цепочке начали распространяться в другие страны, была бы остановлена. Это на самом деле может быть такой урок на будущее.

А.МЕРКЕЛЬ: Да, это урок на будущее. Присоединяюсь к тому, что касается структуры "большой семерки" и "большой восьмерки". "Большая восьмерка" на уровне руководства государств и правительств существует. То есть если мы ведем экономическую дискуссию в рамках "Большой восьмерки", Россия, естественно, присутствует, так это и было в Тояко, даже если некоторые усилия не увенчались тем успехом, которого бы лично я желала.

Вопрос о группе министров финансов, которые заседают в формате "семерки", должно ли это расшириться на формат "восьмерки", мне кажется, причина была исторически такая, что финансовые системы были структурированы очень по-разному. И по мере того, как в России организуются биржевые структуры и так далее, этот вопрос, конечно же, будет точно так же поставлен на повестку дня, как и, конечно, вопрос китайской финансовой системы, азиатской биржи. Этот вопрос тоже возникнет. Поэтому мы и ввели этот метод аутрич, чтобы пороговые страны присутствовали при решении таких проблем.

То же самое касается дисбаланса в финансовой отрасли или балансирования совершенно очевидно, что помимо восьми стран "большой восьмерки" должны присутствовать и другие страны. То есть я не хочу конкретно что-то обещать насчет этой структуры, но могу сказать, что на уровне президентов и канцлеров мы, конечно же, это вместе обсуждаем. Российские и немецкие министры финансов очень интенсивно дискутировали друг с другом.

Послезавтра, в субботу, речь идет о встрече, которая действительно организовывается европейскими странами - членами "большой восьмерки", то есть те страны, которые являются членами Европейского союза: Великобритания, Италия, Франция и Германия. У нас была похожая встреча, вы, наверное, помните, в Лондоне, по-моему, весной, но точно не помню. И здесь смысл состоит в том, чтобы сказать: мы хотим подумать, какие правила должны были бы существовать, чтобы мы их могли интегрировать в клуб "большой восьмерки". Французский Президент это предложил, я поддержала его, чтобы на уровне "большой семерки", на уровне "большой восьмерки" мы смогли бы с некоторыми из стран аутрич встретиться, чтобы вынести урок из этого кризиса.

На данный момент мы находимся в фазе управления кризисом, менеджмента кризисом. Мы, конечно, будем обмениваться мнениями и об этом, но все важное произойдет в середине октября на саммите министров Европейского союза. Там речь пойдет о том, чтобы проанализировать и обговорить друг с другом те предложения, которые бы мы хотели внести в рамках "большой восьмерки", чтобы сказать: "Вот так должно выглядеть улучшенное регулирование финансовых рынков".

ВОПРОС: У меня вопрос к Президенту России и к Федеральному канцлеру. Только что вы провели межгосударственные консультации, также встретились с участниками форума "Петербургский диалог". Из ваших заявлений можно понять, что вы удовлетворены и намерены сохранить в будущем подобные формы контактов как гражданского общества, так и правительственных структур. В связи с этим, каков, на ваш взгляд, практический эффект от существующих схем российско-германского диалога?

Д.МЕДВЕДЕВ: Мне кажется, что здесь у нас абсолютно одинаковая позиция. Практический эффект в такого рода мероприятиях заключается в том, что мы встречаемся, обсуждаем и решаем самые разные вопросы - и экономические, и гуманитарные. Если говорить о межгосконсультациях, то это уникальный механизм, который позволяет нам в присутствии всех ключевых министров обсудить все сферы сотрудничества. И все-таки, как ни крути, но 60 миллиардов товарооборота между Россией и Германией, - это очень серьезные и весомые цифры. И они наполнены конкретными проектами.

Даже сегодня мы встретились, обсудили и в ходе беседы в двустороннем формате, и в ходе обсуждения ряда вопросов с бизнесом во время обеда ряд новых проектов, которые можно было бы реализовать буквально в самое ближайшее время на территории России и на территории Германии. Это и транспортные проекты, проекты в области инфраструктуры, железнодорожного транспорта, ряд интересных идей был предложен в области энергосбережения - это то, что для России сегодня исключительно актуально. И, конечно, после такого рода обсуждений возникают и новые контракты, и просто начинается активная фаза проработки тех или иных договоренностей, которые были совершены.

Поэтому в этом смысле, еще раз подчеркиваю, механизм межгосконсультаций я считаю уникальным и очень полезным. И то, что мы встречаемся и обсуждаем в таком формате, это приносит пользу.

Что же касается "Петербургского диалога", то это хороший механизм, хороший инструмент, хорошая площадка для обсуждения самых разных вопросов, вопросов, которые волнуют сегодня общественные среды и в России, и в Германии, и во всем мире. Поэтому темы обсуждения на "Петербургском диалоге" были, собственно говоря, такими же, как и в других местах. То есть мы говорили и о мировом финансовом кризисе, говорили о тех проблемах, которые возникли в августе месяце на Кавказе. И это хорошо, потому что это просто позволяет нашим общественным организациям, позволяет нашему политическому истеблишменту, глядя друг другу в глаза, в свободном ключе обсуждать самые сложные вопросы.

Здесь госпожа Федеральный канцлер сказала, что такое хорошее впечатление произвел тот диалог, который идет по молодежной линии. Это действительно очень хорошо. И то, что наши молодые люди встречаются и обсуждают те же самые темы, но, наверное, под несколько иным углом - это залог того, что российско-германские отношения будут развиваться столь же интенсивно в будущем.

А.МЕРКЕЛЬ: Лично я считаю, что не важно, на каком уровне переговоры ведут к обоюдному знакомству, возможному пониманию друг друга и, возможно, достижению общих позиций. Ведь нужно констатировать, мы говорили о 3 октябре 1990 года, что с тех пор, если посмотреть на доминирующее мнение в российском обществе, доминирующее мнение в германском обществе, все-таки я вижу, что там есть кое-какие противоречия в том, что касается того, что произошло 3 октября 1990 года, что в результате произошло в ходе расширения ЕС и НАТО, что означал конец Советского Союза, какое значение имеет развал Советского Союза.

Я уже говорила это и перед "Петербургским диалогом": мы должны проработать это, потому что когда вы видите такие вещи по-разному, то это приводит к тому, что конкретные политические события интерпретируются совершенно по-разному, и мы имеем совершенно разную оценку происходящего, как, например, сейчас с грузинским конфликтом. Поэтому, если ведется диалог между гражданскими обществами и между правительствами, всегда нужно найти время, чтобы говорить об этих общих вопросах. Потому что, когда разные, противоречащие друг другу мнения укрепляются, это может привести к таким интерпретациям, которые могут быть слишком различными. Это нас не может удовлетворять. Мы как политики имеем относительно мало времени. Но, например, когда "Петербургский диалог" заседает, у них есть два-три дня и там присутствуют представители всех общественных групп, они могут обсуждать все вплоть до гражданско-правовых вопросов, вопросов внеправительственных организаций.

Молодежь ведь спорила на эту тему, я в конце концов не поняла, они нашли общего "козла отпущения", а именно прессу, я точно не знаю. Нет, я не вас имею в виду, я сказала, что молодежь, когда я у них спросила, о чем они договорились, к чему пришли, они сказали: "Описание того, что происходит, настолько неудовлетворительно, что необходимо напрямую говорить друг с другом". Единственное ли это различие - сомневаюсь на эту тему, возможно, можно копнуть и глубже.

Однако я все равно говорю, что необходимо, это стоит того, чтобы найти общую базу, она не во всех случаях присутствует. У нас есть очень разные представления, а также совершенно разная реальность, совершенно различное историческое развитие. Поэтому, только разговаривая друг с другом, мы можем продвинуться вперед, если мы этого хотим, а не культивируя предрассудки соответствующие.

ВОПРОС: Госпожа Федеральный канцлер, сказали ли бы Вы, что отношения с Россией после сегодняшнего дня несколько нормализовались, потому что в политическом плане мы продвигались скорее в сторону "зимы"? Будете ли Вы бороться за то, чтобы были начаты переговоры по новому СПС или Вы считаете, еще слишком рано?

А.МЕРКЕЛЬ: После моего визита в Сочи я уже не считала, что начинается "холодная война". У нас были различия во мнениях, у нас они есть и сейчас. Мы попытались, исходя из этих различий во мнениях, все равно как-то найти общий знаменатель. План о "шести пунктах" был правильным, в соответствии с ним сейчас идет работа, и поэтому лично я могу только сказать, что есть области, где у нас разные мнения, но есть области, где кооперация возможна и может быть улучшена. А в областях, в которых у нас различаются мнения, мы должны вести дальше переговоры и спорить об этом. Но есть большое количество областей, где существует полное взаимопонимание. И, разговаривая о каких-то различиях и споря друг с другом, мы можем потом говорить о каких-то вещах, в которых наше мнение совпадает. Но я тогда не уехала из Сочи с впечатлением, что я больше в течение месяцев не буду разговаривать с российским Президентом. Поэтому я не исключаю, что у нас будут сложные, тяжелые фазы с разными мнениями, различиями во мнениях, а потом фазы, где у нас будет общая оценка событий.

В том, что касается СПС, то во время Совета Европейского союза говорилось о том, решены ли вопросы буферной зоны, вывода войск. Может быть, кто-то в ЕС скажет, что политический процесс в Женеве должен сначала продвинуться вперед, тогда мы будем дальше вести переговоры. В следующем году пройдет саммит ЕС-Россия, по-моему, во Франции. И, мне кажется, что это будет тот пункт, в котором мы опять будем конкретно говорить об этой теме. И мне кажется, что мы, во всяком случае, приближаемся к тому моменту, в котором условия, которые мы предъявляли, будут выполнены в Совете Европейского союза. Мне кажется, что мы, страны ЕС, тоже должны придерживаться изначальных условий, а не добавлять что-то еще, хотя даже в том, что касается территориальной целостности Грузии, еще не будет достигнута, с нашей точки зрения, оптимальная ситуация.

Д.МЕДВЕДЕВ: Два слова, если нет возражений, добавлю. Считаю, что всякие саммиты, тем более такой продвинутый, как сегодня в Санкт-Петербурге, уж точно не разделяет нас, а сближает.

Что касается наших контактов, то они никогда не прерывались, ни до Сочи, ни после Сочи. Считаю, что это просто наша обязанность - находиться в постоянном контакте, обсуждать самые сложные вопросы, в том числе и те, с которыми столкнулась Российская Федерация в августе этого года после агрессии Грузии.

Что же касается будущего российско-европейских отношений, то считаю, что это опять же в наших руках. В этих отношениях заинтересованы все: и Европа, и Российская Федерация, которая тоже является частью Европы. И если мы будем двигаться в правильном направлении, если не будем прятаться за всякого рода трудности, которые возникают, то мы сможем приблизиться и к тем целям, которые ставили. В этом смысле, на мой взгляд, ничего драматичного не произошло, наоборот, ход движения, который наметился, в настоящий момент показывает, что мы способны договориться по самым разным вопросам, даже в условиях, когда международная обстановка в связи с известным кризисом на Кавказе стала более сложной. Но задача политиков - не расходиться по углам, надувшись, а договариваться. В этом смысл того поручения, которое дают люди, избирая политиков на соответствующие должности. И считаю, что именно таким образом будут поступать европейские политики, так будут поступать политики в России. Так буду поступать и я".

Подводить итоги такого большого материала всегда трудно, но мы надеемся, что наши пользователи и читатели сами составят своё личное мнение по всем проблемам, которые обсудили между собой Президент России Дмитрий Медведев и Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.

Мы же хотели бы отметить только несколько позиций, которые в особой мере привлекли наше внимание.

В первую очередь это касается сообщения Дмитрия Медведева о том, что взаимный товарооборот наших стран в этом году приближается к рекордной отметке в 60 миллиардов долларов. Это очень весомая цифра, наглядно характеризующая степень нашей взаимной интеграции. Он считает, что это результат работы Группы высокого уровня по вопросам экономического и финансового сотрудничества.

Дмитрий Медведев многого ожидает и от работы межведомственной рабочей группы по вопросам безопасности, в частности, по продвижению его идеи о заключении нового, обязывающего всех договора о европейской безопасности.

Дмитрий Медведев назвал весьма удачной и германскую инициативу сотрудничества в формате "партнёрство для модернизации".

Из заявления для прессы Дмитрия Медведева надо выделить две новости: активизацию работы по двум приоритетным для нас направлениям, а именно - повышение энергоэффективности и модернизация здравоохранения, и будет организован регулярный диалог на уровне министров экономики, а также помощников Федерального канцлера и Президента России соответственно. Эти договорённости несомненно повысят степень нашей кооперации в различных сферах.

В ответах на вопросы журналистов Ангелы Меркель прозвучала маленькая сенсация относительно того, что позиция Германии в вопросе скорейшего предоставления Грузии и Украине плана действий по членству (ПДЧ) в НАТО не изменилась после саммита НАТО в Бухаресте - "время для ПДЧ ещё не созрело". Не созреет оно и к декабрю к конференции министров иностранных дел НАТО. Как эту новость переживут Саакашвили с Ющенко - подумать страшно. А может, не переживут?

Главы наших государств подтвердили значительное сближение своих позиций в вопросе реформирования мировой финансовой системы, Это большое достижение Дмитрия Медведева.

Ну, и приведём последнюю реплику Дмитрия Медведева на этой пресс-конференции о будущем российско-европейских отношений:

Что же касается будущего российско-европейских отношений, то считаю, что это опять же в наших руках. В этих отношениях заинтересованы все: и Европа, и Российская Федерация, которая тоже является частью Европы. И если мы будем двигаться в правильном направлении, если не будем прятаться за всякого рода трудности, которые возникают, то мы сможем приблизиться и к тем целям, которые ставили. ... Но задача политиков - не расходиться по углам, надувшись, а договариваться. В этом смысл того поручения, которое дают люди, избирая политиков на соответствующие должности. И считаю, что именно таким образом будут поступать европейские политики, так будут поступать политики в России. Так буду поступать и я".

Замечательное заверение от Президента России и его пожелание европейским политикам.

В целом наш вывод состоит в том, что межгосконсультации на этот раз прошли очень удачно, и в этом несомненная заслуга как Дмитрия Медведева, так и Ангелы Меркель.

Олег Родионов.

03 октября 2008 года.
www.nasledie.ru







Док. 500502
Опублик.: 03.10.08
Число обращений: 378

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Родионов Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``