В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Владиславлев, Владимир Ломейко. Фундаментальные ценности Назад
Александр Владиславлев, Владимир Ломейко. Фундаментальные ценности

В связи с предстоящими в декабре 2007 и в марте 2008 года выборами в России нарастает общественная дискуссия. Речь идет, по существу, о том, как будет продолжаться процесс начатой полномасштабной модернизации общества и государства. Поскольку этот вопрос касается судеб всей страны и всех нас, он требует от каждого гражданина России осмысленной и активной позиции. Вот некоторые соображения на сей счет.



Тяга к европейским ценностям

Вся противоречивая и многострадальная история российского государства последних трех веков, по крайней мере, со времен Петра Первого, свидетельствует о том, что Россия в борениях с внешними врагами и внутренним противостоянием западников и славянофилов, продолжая поиск самоидентификации, выстраивает свою судьбу как государство, тяготеющее к европейским ценностям.

Российская интеллигенция и преобладающая часть российского общества испокон веков исповедует эти ценности и, как правило, независимо от национальной, в том числе этнической принадлежности. Недаром великий провидец Федор Достоевский, глубоко чувствовавший душу русского народа и его общечеловеческую устремленность, при всем своем критическом отношении к европейскому филистерству писал: "... нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество... Европа нам почти так же всем дорога как Россия..." При этом он не случайно выделяет в своем дневнике курсивом слова "почти" и "всем", подчеркивая тем самым присущее России своеобразие.

Несомненно, географические параметры России, прежде всего, ее гигантские просторы, раскинувшиеся на европейском и азиатском континентах, и многонациональный состав населяющих ее народов со всем многообразием их культур накладывают свой отпечаток на ее развитие. Но в данном случае мы говорим о преобладающих базовых ценностях европейской цивилизации, культурных, духовных и моральных, которые воспринимаются большинством российских граждан, как национальные и как свои собственные. Речь идет о таких фундаментальных европейских ценностях как Свобода, Равенство и Братство, провозглашенных Великой Французской революцией, и постепенно утвердившихся в качестве краеугольных основ западной цивилизации. Со временем в этом ряду своё место уверенно заняла Справедливость. Равенство трансформировалось в диктатуру Закона, а понятие Братство приобрело значение общественного Согласия и солидарности. Все эти фундаментальные ценности в разное время были закреплены в конституциях западных стран Европы и Северной Америки.



Не копировать чужой опыт, а творчески сочетать его со своим историческим опытом

Именно сейчас, на рубеже ХХ и XXI веков, впервые в истории России появилась возможность осуществить столь необходимую модернизацию страны в контексте исторического опыта и ценностей европейской цивилизации, но с обязательным учетом своей собственной истории. Слепое копирование западных моделей не просто контрпродуктивно. Оно невозможно по той главной причине, что присущая российской интеллигенции тяга к западноевропейской культуре, в том числе политической не прошла длительного испытания практикой государственной и общественной жизни. В Российской империи процесс приобщения к западным ценностям начался гораздо позже и проходил замедленно, с остановками и откатами назад. Запоздалая отмена крепостного права (опять же по велению сверху просвещенным монархом Александром II в 1861 году) и позднее мощнейшее развитие капитализма в России не успели дать своих плодов. Последовавшие вскоре войны, русско-японская и первая мировая, затормозили начавшийся процесс робкого парламентаризма в условиях монархии. Октябрьская революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война раскололи и обескровили Россию, а утвердившаяся затем сталинская диктатура, многомиллионные потери в ходе второй мировой войны привели почти к полному уничтожению культурного слоя европейской цивилизации в нашей стране и на долгие десятилетия затормозили развитие институтов демократии. 20-летний Брежневский застой по существу продолжил консервацию общественной жизни в стране. И только Горбачевская перестройка и гласность положили начало процессу высвобождения страны из пут общественной стагнации и началу ее демократизации. К сожалению, из-за отсутствия единой команды и упорного сопротивления противников перемен до глубоких реформ дело не дошло, а период правления Ельцина привел к расцвету не демократии, а беззастенчивой вседозволенности и коррупции, параду суверенитетов в самой России.

Разве можно после такого мучительного процесса выживания российской нации ожидать, требовать, чтобы в России в короткий срок установилась демократия западного образца, для которой на самом Западе потребовалось более двух веков и которая сама переживает сейчас не лучшие времена. Капризы демократии и железный характер диктатуры одинаково опасны. Можно только поражаться тому долготерпению нашего народа, силе его духа, которые позволили ему выстоять в неимоверных испытаниях, отстоять свое достоинство и суверенитет, сохранить тягу к европейским демократическим ценностям и поддержать развитие страны в соответствии с идеалами Свободы и Справедливости, защищённых Законом и Согласием.

Задача заключается в том, чтобы органично соединить с ценностями западной цивилизации наши преимущества и достоинства, географические и психологические: необъятные просторы страны, выгодное геополитическое положение, природные богатства, неистребимую духовность народа, который даже в условиях ограничения политических и личных свобод добился выдающихся достижений в науке и культуре. Ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов и вековую тягу народа к державности, сильной власти, жизненно необходимых для единства и стабильности гигантского многонационального и многоконфессионального государства.

Фактически речь идет о том, чтобы процессу модернизации России, государственной и общественной практике, придать новую мощную созидательную энергию и качество.

Россияне приняли нынешнюю модернизацию

Казалось бы, непостижимым, но вопреки грубейшим ошибкам и преступлениям, несмотря на огромные тяготы, обрушившиеся на людей в последние полтора десятилетия прошлого века, большинство россиян не отвергают нынешнюю модернизацию, более того, они приняли ее, причем - честь и хвала здравому смыслу российского народа - без кровопролития. И это осознанное понимание при всей сложности и болезненности перемен позволило стране и людям в исторически короткий срок пройти большой путь, многое изменив в своей судьбе. Люди продемонстрировали великую способность выживать в самых невероятных условиях - свойство, не единожды спасавшее Россию, тоже важная часть ее уникального исторического опыта и национальных особенностей. Здесь уместно будет сказать, что на этот раз скорость перемен была многократно усилена, - хотя не всеми и не сразу, порой исподволь и с трудом - осознаваемыми достоинствами впервые обретенной Свободы.

Бесспорно, огромное число людей оказались выбитыми из привычной колеи и не смогли найти себя в новой жизни. Слишком многие испытали потрясение от развала устоявшегося уклада жизни, чувствовали безысходность перед лицом подступающей нищеты, ощущая недовольство переменами и страх перед свободой, неожиданно обрушившейся на их головы. Но время лечит любые раны, и с каждым годом все больше россиян начинают ценить выстраданное чувство свободы и сопричастности к воистину историческим переменам и они уже никогда и никому не отдадут эту обретенную свободу, особенно поколения, родившиеся и сформировавшиеся в условиях демократических перемен и реформ.

К сожалению, этот процесс носил во многом спонтанный характер. Не существовало какого-либо внятного, осмысленного сценария реформ, а главное - отсутствовала сила, способная выработать план модернизации колоссальной страны, защитить ее от очевидных опасных последствий, помочь людям адаптироваться к новым условиям, наконец, сплотить нацию во имя перемен.

И, тем не менее, в последние два-три года стало очевидно: Россия, благодаря, как всегда, своему народу, сквозь страдания и лишения пронесла, сохранила уникальный шанс остаться великой державой и одновременно обрести качества новой цивилизации, адекватной условиям современного мира.



Первые выводы для нарождающейся российской цивилизации

На основе последних лет развития можно сделать некоторые выводы, уже принятые и признанные обществом.

Россия в состоянии сохранить свой суверенитет и это возможно сделать только на основе конкурентоспособности во всем - от условий жизни каждого человека до системы организации власти.

Власть и общество обязаны победить невиданную по масштабу, цинизму и безнаказанности коррупцию, преступность, практически не скрываемое разворовывание страны, ставшие возможными не вследствие демократии, а именно вследствие отсутствия демократии как упорядочной законом системы власти. Эти явления дискредитируют нынешнюю власть, парализуют процесс модернизации страны, создают угнетающую атмосферу в обществе.

Свобода определённо стала признанной непреходящей ценностью общества. Приоритет интересов человека в качестве доминанты общественного развития не просто гуманней - он более конструктивен, более прагматичен. Несвободные люди неконкурентоспособны ни в жизни, ни в труде, ни в политике. Благополучные, свободные граждане заинтересованы в сильной власти, способной отстоять их личные, групповые и национальные интересы. Вместе с властью они в силах обеспечить процветание и мощь страны.

Справедливость одинаково распространяется и на тех, кто по тем или иным причинам не способны воспользоваться плодами свободы, и на тех, кто благодаря свободе сумел своим трудом обеспечить процветание семьи, создать рабочие места для сограждан, платить налоги государству, и тем самым преумножать общественное богатство. Активные законопослушные люди - национальное достояние любого народа.

К тем, кто причастен к коррупции, преступности, беспределу, не может быть снисходителен Закон, наказание для них должно быть неотвратимым. Закон - это главный инструмент государства и общества, гарантирующий также защиту свободы и справедливости, в том числе от вседозволенности и уравниловки.

Победить бедность можно только, сделав все возможное, чтобы поддержать каждого и научить его обеспечивать себя своим трудом, изменив отношение, как к самому труду, так и к богатству. Это важнейшая задача государства, общества и церкви. Победить бедность, борясь с богатством - значит повторять ошибки прошлого, и как свидетельствует история всех времен и народов, это, в конечном счете, невозможно.

В условиях глобальных и национальных вызовов, которые становятся все более опасными, требуется общественное Согласие. Для России, которая никогда не знала такого состояния, и в которой люди так и не научились слушать и слышать друг друга, подобная базовая ценность - безусловный императив. Не приняв его, невозможно рассчитывать на формирование цивилизованной политической культуры общества.

Свобода, Справедливость, Закон и Согласие, похоже, утвердились базовыми ценностями новой России. Эти ценности в течение двух и более веков доказали свою эффективность и массовую поддержку гражданского общества в западных странах.

Для России с ее огромной территорией и поздним включением в процесс демократических перемен строительство гражданского общества имеет важное приоритетное значение. По существу, речь идет о том, чтобы дать выход общественной энергии и инициативе граждан, проявляющих активную жизненную позицию и, прежде всего граждан, наделенных пассионарной энергией, готовых и умеющих брать на себя ответственность за принимаемые решения. Таких людей мало, но именно они - реальные двигатели перемен, необходимых обществу. Они - душа политики, без которой эта политика зачастую становится заложницей политтехнологий, ставящих во главу угла одну задачу - обеспечение власти любой ценой. Эти пассионарные люди, умеющие брать на себя ответственность за самостоятельно принимаемые ими решения - бесценное достояние каждого народа. Только их усилиями в поддержку признанного обществом, просвещенного лидера создается подлинная цивилизация. К сожалению, до сих пор такие люди за малым исключением в России не востребованы. Сплотить их, привлечь в политику может только понятная, эффективная многопартийность и реальная готовность власти к сотрудничеству с ней.



Модернизация страны требует отработки новых механизмов власти

Великая Французская революция уничтожила сакральный характер власти и провозгласила политическую и экономическую свободу. Власть в лице государственных структур разного уровня стали избирать, значит, появилась угроза ее потерять. Именно эта угроза потери власти заставляет властные структуры и людей, облеченных властью быть максимально эффективными и ответственными, добиваться поддержки избирателей и побеждать на очередных выборах. Это и только это есть непреходящий императив демократии. Всё остальное, конечно, носит сугубо суверенный национальный характер.

В России такого исторического опыта нет. Все прежние попытки модернизировать властные структуры в России кончались провалом. Прежде всего потому, что осуществлялись в условиях несвободы, когда незыблемо сохранялся приоритет интересов государства в лице высшей власти. По сути, такой приоритет означал вседозволенность властной элиты и пренебрежение интересами и достоинством человека-гражданина.

Прежняя власть никогда не была готова к созданию механизмов саморегулирования и саморазвития общества, основанных на той же частной собственности и политической свободе, механизмов, способных генерировать инициативу, энергию, динамизм и качество, обеспечивая тем самым конкурентоспособность страны. В условиях высокого современного уровня образования и культуры общества никакая другая парадигма власти не работает. Разве можно было подумать, что трехсотлетняя монархия Романовых рухнет фактически сама собой? А сталинская империя, контролировавшая почти полмира, рухнула сразу же после ухода вождя! Это вполне естественно. Иван Грозный, Петр Первый, Сталин создали миф о всесилии российской власти. Но миф был обречён и рухнул под воздействием отмены крепостного права, признанной миром лучшей в мире системой образования в СССР и, конечно же, перестройки М. Горбачёва. Более того, большинство людей оказавшихся у власти после таких сильных лидеров не способны, да и не хотят обеспечивать преемственность власти такой страшной ценой. Только вместе с обществом власть способна обеспечить долгосрочное поступательное развитие страны.

Приняв управление страной в условиях хаоса и вседозволенности, В.Путин фактически был вынужден стать кризисным управляющим с тем, чтобы восстановить сильную и эффективную государственную власть, единственно способную защитить демократический выбор России, начать фундаментальные политические реформы, в том числе и реформу власти.

В. Путину удалось, несмотря на сопротивление определенных политических и экономических сил, выстроить сильную властную вертикаль. Но это только начало, хотя и очень важное начало реформы государственной власти. Предстоят настойчивые, кропотливые усилия по закреплению законами, а в последствии и Конституцией, всеобъемлющей системы новых демократических механизмов власти, действующих в автоматическом режиме. Пожалуй, самый важный результат мучительного слома старой эпохи и рождения новой: в России появились свободные люди, которые признали необходимость частной собственности и научились ценить политическую свободу. И эти свободные люди заинтересованы в действительно сильной власти, действующей на основе Закона. Такого в России не было никогда. Теперь это есть, и не воспользоваться этим было бы непростительно.

Мировой опыт свидетельствует о том, что свобода и демократия нуждаются в защите. Только сильная власть в состоянии защитить свободу и справедливость, только сильная власть способна привлечь к управлению государством весь интеллектуальный потенциал нации. Сильные властные структуры в условиях демократии, опираясь на гражданское общество, на сильные цивилизованные политические партии, способны победить коррупцию и вседозволенность. Следовательно, без сильной и авторитетной власти невозможно и полномасштабное реформирование страны.

Европейская цивилизация создала эффективные механизмы управления государством и правила гражданской самоорганизации. Они основаны на том, что сильная власть, а также политические свободы и демократические права граждан не противостоят друг другу, а взаимодействуют, привлекая к управлению государством на разных уровнях власти интеллектуальный потенциал и творческую энергию гражданского общества.

Пока в России все процессы и политические в первую очередь, могут эффективно развиваться только при условии, что их направляет и в них лично участвует признанный лидер страны. Только высокий уровень поддержки обществом авторитетного лидера может гарантировать успех политических реформ в государстве. Сегодня это именно так. Этот уникальный шанс, который дает нам история, должен быть использован и государством и обществом. Поэтому стратегической задачей на данном этапе модернизации России в условиях демократии, политических и экономических свобод является отработка новых механизмов власти и формирование новой государственной идеологии.



Новая государственная идеология для обновляющейся России

Выработка новой государственной идеологии абсолютно необходима для новой России, как в деле модернизации системы и механизмов власти, так и в деле строительства гражданского общества на основе новых ценностей Свободы, Справедливости, Закона и Согласия. Государственная идеология, составляющая суть Конституции любой демократической страны, тем более важна для России, многонациональной и многоконфессиональной страны, евроазиатской по составу территории и населения и европейской по духу своей цивилизации. Государственная идеология нарождающейся демократической России должна отражать единство многонационального государства, его роль как гаранта безопасности и территориальной целостности страны и как защитника прав и свобод всех граждан России. При этом государственная идеология не только не исключает, а наоборот формируется на основе идеологий политических партий, поддержанных большинством населения страны.

После долгих лет "хождения по мукам" и фактического безвластия Россия при Путине встала на ноги и заявляет о своем возрождении как великая держава. Этому в решающей степени способствует редкий феномен в нашей истории - наличие не показного, а реального единства между лидером и народом. Впервые за нашу долгую историю власть в лице президента и большинство граждан заинтересованы в строительстве сильной, суверенной и процветающей России.

Но именно такой поворот не устраивает Запад, несмотря на многочисленные заявления об обратном. Говоря словами Александра Солженицына "Когда же Россия вновь начала укрепляться экономически и государственно, это было воспринято Западом, быть может, на подсознательном уровне еще не изжитых страхов - панически". Солженицын делает важный вывод: "Путину досталась по наследству страна, разграбленная и сшибленная с ног, с деморализованным и обнищавшим большинством народа. И он принялся за возможное - заметим, постепенное, медленное, - восстановление ее. Эти усилия не сразу были замечены и, тем более, оценены. И можете ли Вы указать примеры в истории, когда меры по восстановлению крепости государственного управления встречались благожелательно извне?"

Да, в истории нет таких примеров. И это лишний раз говорит о необходимости собственных усилий по укреплению государственной и экономической мощи России. Что же касается панических настроений на Западе по этому поводу и попыток вновь муссировать вопрос о разных ценностных подходах Запада и России, следует еще раз подчеркнуть следующее: обновленная Россия сама избрала путь демократизации и модернизации на основе Свободы и Справедливости, Закона и Согласия, но не для того, чтобы развиваться в угоду кому бы то ни было, по чьим бы то ни было моделям. Большинство людей в России разделяет универсальные ценности европейской цивилизации, но при этом не отказываясь от своего исторического опыта и своих национальных особенностей. Наш народ может гордиться тем, что вера в эти ценности и, прежде всего, в свободу и справедливость привела к постепенному ослаблению и, в конечном счете, разрушению устоев прежнего режима. В этом процессе нет никакой заслуги западных партнеров, которые стремились в прошлом и стремятся сейчас к ослаблению государственной и экономической мощи России. На словах, заявляя об обратном, наши западные доброхоты на деле заинтересованы в слабой России, чтобы она оставалась поставщиком сырья и энергоресурсов под их прямым или скрытым контролем. Никаких иллюзий на этот счет не должно быть.

Россия должна продолжать избранный ею курс на укрепление своей государственной и экономической независимости и мощи. Всякий иной путь губителен для России, ибо ведет к неизбежной потере контроля над собственными ресурсами и ослаблению суверенитета страны.

В этих условиях стратегическим направлением является продолжение модернизации страны во всех областях политической и экономической жизни. В этом плане приобретает особую срочность и важность вопрос о выработке новой государственной идеологии, отвечающей новым реалиям обновляющейся России.

Новая государственная идеология должна основываться на вышеупомянутых ценностях обновляющейся российской цивилизации, способных объединить большинство сограждан. По нашему убеждению она должна отвечать установке "За Свободу и Справедливость, Закон и Согласие, с верой в Себя и Отечество". Эта установка поддерживается большинством граждан, согласных с необходимостью модернизации механизмов государственной власти и принципов общественного развития.

Столь же важной является вторая часть установки: грандиозные долговременные задачи всесторонней и глубокой модернизации России действительно могут быть решены только благодаря вере в Себя и в Отечество. Тот же исторический опыт России и в прошлом и в недавнем настоящем говорит о том, что при реализации задач модернизации нашей страны наивно и, в конечном счете, преступно полагаться нам на чью-то помощь со стороны. У России, как у любой великой страны нет вечных друзей, есть только вечные национальные интересы. Поэтому полагаться можно и должно только на себя и отстаивать свои национальные интересы всегда и повсеместно с верой в Себя и в свое Отечество. В этих словах - целая программа действий: верить в Себя, значит верить в необходимость своей активной гражданской позиции. Для миллионов активных граждан России это означает личное заинтересованное участие в строительстве гражданского общества, которое как страховочная сетка должна стягивать всю конструкцию сложных государственных и общественных связей и одновременно страховать действия активных граждан, берущих на себя инициативу и ответственность за выполнение еще не апробированных экспериментов. Некоторые из них могут оказаться ошибочными и не подтвердятся практикой, но ведь только так можно учиться искусству управлять, набираясь профессионального опыта.

Не менее важна вера граждан в свое Отечество, а это означает учиться с детства гордиться своей страной, тем, что составляет славу и величие ее истории, гордиться ее всемирно признанными достижениями в науке и культуре. Вера в свое Отечество, в лучшие деяния прошлого, в его возрождающуюся свободу и силу сегодня и в его великое будущее удесятеряет силы активных граждан при преодолении трудностей и заряжает оптимизмом и энергией. В этом суть нарождающегося нового патриотизма в нашей стране, свободного от былой напыщенности и высокомерия, патриотизма, основанного на любви к своей Родине и гордости за нее.

В процессе начатой модернизации с особой остротой встает вопрос об идентификации России в современном глобальном мире. Кто мы, как мы оцениваем свое прошлое и настоящее, куда мы идем, каковы ценности новой России, какова ее стратегическая цель в долгосрочном плане, каковы, наконец, средства ее достижения. Для большинства наших граждан это отнюдь не вопросы праздного любопытства. Слишком уж глубоко сидит во всех нас исторический опыт предыдущих хождений в светлое будущее, обернувшихся "хождением по мукам", когда путь к провозглашенным высоким и благородным по своей сути, но ни разу не достигнутым целям, на деле оказывался бесконечным процессом народного долготерпения, связанным с бесчисленными жертвами, лишениями, нищетой и бесправием миллионов и миллионов людей. Сегодня общество вновь ощущает актуальную потребность в социальных ориентирах, нравственных ценностях, в исторической традиции, основательно разрушенных и дискредитированных в минувшие годы.

Только в рамках государственной идеологии социальные группы, нации и государства идентифицируют себя, осмысливают свое бытие, формулируют программные цели и стратегические задачи, определяют политику. Без этого бессмысленно выстраивать экономические модели и правовые концепции, поскольку любая смена правящих элит может спровоцировать тотальное разрушение всего уже достигнутого, резкую смену вех и новый мучительный поиск своего особого исторического пути, в основе которого - тайная надежда на чудо.

С учетом всего вышесказанного государственная идеология приобретает жизненную важность для обновляющейся России.



ВЛАДИСЛАВЛЕВ Александр Павлович,

председатель Правления Фонда "Единство во имя России"

ЛОМЕЙКО Владимир Борисович,

президент-координатор Баден-Баденских Форумов

"Германо-Российский Диалог", профессор




http://www.fondedin.ru/

Док. 500295
Перв. публик.: 03.07.07
Последн. ред.: 03.10.08
Число обращений: 236

  • Владиславлев Александр Павлович
  • Ломейко Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``