В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Пирожникова. Олимпиада как пилотный проект. Назад
Людмила Пирожникова. Олимпиада как пилотный проект.

Наш народ умеет объединяться ради большой цели. Пусть сегодня этой целью станет достойное проведение зимней Олимпиады в Сочи. Завтра появится другая цель, не менее масштабная, но люди уже быстрее смогут понять друг друга, потому что они запомнят сегодняшнее, возвращенное им, чувство единства. И тогда легче будет преодолевать партийные и фракционные разногласия, потому что мы, слушая выступление Владимира Путина на олимпийской презентации в Гватемале, ощутили себя единым народом.



СТАРТ

Президент России Владимир Путин подписал указ "О подготовке к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи". Он поручил правительству РФ, Олимпийскому комитету и Паралимпийскому комитету России дать предложения по обеспечению безопасности участников, гостей и объектов, по подготовке инфраструктуры. Одновременно предстоит подготовить предложения по изменениям в законодательстве РФ, направленным на определение особенностей рекламной и торговой деятельности в период проведения Олимпиады.

Сразу скажу, что совершенно уверена: поручения Владимира Путина наши законодатели, министры и руководители олимпийских комитетов выполнят в срок и в полном объеме. Деньги у нас есть, а нестандартными организационными решениями мы уже научились удивлять. Многие россияне буквально ликовали, узнав о решении МОК. Вот главное - страна уже готова принять зимнюю Олимпиаду, готова поддержать своих олимпийцев и президента. И это искреннее чувство, объединяющее самых разных людей.

Может быть, нам многим этого и не хватает - понимания сопричастности к большим делам и планам. Иногда просто удручают мелкие межпартийные стычки в нашем парламенте, бесконечные дебаты, когда никто не хочет уступать. Удручает желание чиновников заволокитить решение самой простой проблемы, сохранить надуманный суверенитет, остаться в рамках мелкой клановой политики...

Помню, как во время Московской Олимпиады-80 друзья и близкие, соседи и совсем незнакомые люди на улице искренне радовались победам наших спортсменов. Это было великое чувство сопричастности к общему триумфу, чувство гордости за страну, которая воспитала героев спорта. И сегодня вернулось это чувство - нашего достоинства и единства. Я смотрела на команду Путина в далекой Гватемале с гордостью. Вот наш кадровый резерв, который способен вывести Россию в мировые лидеры - и не только в спорте, что мы уже неоднократно доказывали.

Подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи, на мой взгляд, должна стать пилотным проектом, который поможет отработать все технологии развития особых экономических зон (ОЭЗ), получивших статус регионов туристско-рекреационной направленности. В конце прошлого года российское правительство утвердило список семи таких регионов. Это Калининградская и Иркутская области, Ставропольский, Краснодарский и Алтайский края, республики Бурятия и Алтай. Здесь есть не только уникальные природные комплексы, но и лечебные источники. Можно покататься на горных лыжах и заняться рыбалкой, полюбоваться красотами природы в пеших маршрутах. Цепочка таких зон отдыха протянется почти от Тихого океана до Черного моря.

О масштабности проекта говорит хотя бы тот факт, что правительство приняло решение выделить на развитие туристско-рекреационных ОЭЗ до 2020 года 45 миллиардов рублей. Естественно, в наших условиях, когда инфраструктура бизнеса туризма находится, прямо скажем, в зачаточном состоянии, этих средств недостаточно и необходима помощь частного капитала. Недаром приоритетами трехлетнего бюджета страны, принятого недавно Государственной Думой, стали не только повышение уровня заработной платы бюджетников, финансирование в достаточном объеме приоритетных национальных проектов, но и развитие инфраструктуры, инвестиционной деятельности, мотивация бизнеса.

Все наработки во время подготовки к зимней Олимпиаде пригодятся в решении проблем туристско-рекреационных ОЭЗ. Особое внимание надо будет уделить опыту строительства гостиниц, кемпингов, оздоровительных и развлекательных объектов, взаимодействию финансовых и производственных структур. Зимняя Олимпиада - наш исторический шанс научиться модернизировать инфраструктуру отдыха так же, как это принято сейчас в мировой практике.



ЗАЧЕМ ДОГОНЯТЬ ПОРТУГАЛИЮ

Решения о развитии туристско-рекреационных зон больше любых цифр говорят о том, что наша экономика находится на подъеме. В стране, где "лежит" производство и расстроена банковско-финансовая сфера, меньше всего заботятся о развитии инфраструктуры отдыха... А между тем правильно организованный отдых способствует укреплению производительных сил и подъему экономики. Более того, сама индустрия отдыха может стать мотором экономического развития.

В этом я убедилась на слушаниях в Парламентской ассамблее Совета Европы о роли туризма в региональном развитии Португалии. Подкомиссия ПАСЕ по туризму провела их в португальской провинции Алгарве, известной своими курортами и национальным парком "Риа Формоза". Главной темой слушаний стало "Устойчивое развитие и туризм: навстречу качественному росту". Побывав в Алгарве, я поняла, почему так актуально стоит вопрос "догнать Португалию"...

Буквально за несколько последних лет здесь преобразилась вся инфраструктура индустрии отдыха. Построены современные гостиницы для туристов. Однако серьезно развивается и малый бизнес - семейные отели и пансионаты. Причем массовый туризм не грозит ландшафтной и культурной среде. В знаменитом национальном парке "Риа Формоза" уютно чувствуют себя розовые фламинго, здесь настоящие заросли диких роз и миндальных деревьев. В Алгарве сохранилось много памятников архитектуры - арабские крепости и средневековые замки, старинные дома и церкви.

Португалия показывает пример, как в местах массового отдыха сберечь природное равновесие и сохранить национальный колорит. Теперь я вижу, что опасения, высказываемые в некоторых СМИ по поводу строительства на Байкале курортной зоны, опасения, хоть и не лишены оснований, но сильно преувеличены. Можно и у нас в местах массового отдыха, на будущих байкальских курортах, сберечь природную среду и в то же время сделать ее фактором устойчивого экономического и социального развития региона.

Человек не машина, у него нет запасных частей. Поэтому хотя бы иногда он должен отдыхать, чтобы восстановить физические и душевные силы, затраченные в процессе труда. Человеческое сообщество настолько хорошо это осознает, что право на отдых зафиксировано в качестве основных прав личности во многих конституциях. Отражено это право и в Европейской социальной Хартии, уже ставшей основным документом, направленным на продвижение и защиту основных прав человека. И в этой связи можно рассматривать право на отдых как составную часть права на достойную жизнь.

В широком смысле активный отдых - это возможность открывать для себя красоту нашего мира, путешествовать, посещать музеи, театры и памятники архитектуры. Это не только дает положительные эмоции, так необходимые в наше динамичное стрессовое время, но и расширяет кругозор, учит понимать и уважать чужую культуру и чужие традиции. То есть учит толерантности, умению жить в мире с соседями по планете.

Все это органично сочетается в туризме. Недаром туризм сегодня занимает ведущее место в индустрии отдыха, а доходы от него составляют значительные части бюджетов многих стран. То есть, говоря на языке экономики, качественный, интересный отдых можно использовать не только как гуманитарную составляющую в отношениях между разными странами, но и как вполне конкурентоспособный товар. И это еще один важный аспект, который заставляет очень серьезно относиться к туризму. По данным Фонда "Всемирный Экономический Форум", туризм сейчас обеспечивает работу более чем для 200 миллионов человек, или для 8 процентов трудоспособного населения планеты. Он дает более 10 процентов мирового ВВП, став одной из основных мировых индустрий.

Отрадно, что в современной России после многих лет, прямо скажем, равнодушного отношения к туристическому бизнесу, начинает складываться вполне динамичная, современная индустрия отдыха. Российские туроператоры уверенно работают в самых разных странах мира, а российские туристы так же уверенно обживают самые известные мировые маршруты. Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы стать в течение следующих десяти лет одной из ведущих стран мира в сфере туризма и путешествий. Это не мои слова, это мнение президента Всемирного Совета по туризму и путешествиям Жан-Клода Баумгартена, высказанное им еще два года назад. Как считают эксперты Всемирного Совета, российские инвестиции в индустрию отдыха позволят нашей стране к 2015 году войти в тройку мировых лидеров по туристическим услугам.



Что предлАГАЕТ БАЙКАЛ

У нашей страны богатейшее историческое и культурное наследие. Огромная территория позволяет выбрать для отдыха любые климатические и ландшафтные комплексы. Есть возможность познакомиться с традициями и кухней самых разных народов.

Особо хочу остановиться на Прибайкалье. Здесь на Байкальском побережье и в горах вблизи поселка Листвянка создается курорт мирового уровня. Запланировано строительство горнолыжного комплекса, канатной дороги и аквапарка. В заливе Мухор на Байкале очень много удобных и красивых бухт для отдыха. Вода здесь прогревается до 22 градусов в августе. Будет возможность полюбоваться самым красивым озером планеты с борта прогулочных судов. Привлекательность байкальского побережья стимулировала проект строительства здесь Конгресс-центра и резиденции для президента России и глав правительств стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

О серьезности намерений руководителей области создать на Байкале международную зону отдыха говорит тот факт, что уже запланированы строительство нового аэропорта и коренная модернизация инфраструктуры Иркутска, в том числе строительство гостиниц и современных дорог. Социально-экономический эффект от деятельности рекреационной зоны заключается в том, что в туристской отрасли к 2026 году будет занято почти 60 тысяч человек, или более 4 процентов экономически активного населения, а вклад туристической и смежных отраслей в валовой региональный продукт составит 3,5 процента.

Область уже приняла участие во многих зарубежных и российских туристских выставках, на которых проводилась презентация возможностей особой экономической зоны. В прошлом году в Иркутске был проведен Международный Байкальский фестиваль Зимних игр, в котором участвовало более 28 тысяч человек из Германии, Франции, Австрии, Монголии и многих российских регионов. Разработан проект Федеральной программы развития туризма в Байкальском регионе, подобрано почти два десятка земельных участков для строительства гостиничных комплексов.

Понятно, что для масштабной модернизации хозяйства, для создания современной инфраструктуры нужны такие же масштабные инвестиции. Значит, надо повышать инвестиционную привлекательность региона. Этому способствуют уникальные природные и ресурсные особенности области. Здесь есть залежи редких металлов, золота, углеводородного сырья и других полезных ископаемых. Область занимает третье место в России по запасам леса. А жемчужина региона, озеро Байкал, становится главной составляющей туристско-рекреационной ОЭЗ.

На повышение инвестиционного имиджа в прошлом году сыграло укрупнение региона после объединения Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Байкальский экономический Форум, который не случайно называют "русским Давосом", руководители области использовали для привлечения федеральных структур и бизнеса к участию в ее социально-экономическом развитии. Именно на Форуме зашла речь о создании в Прибайкалье крупной городской агломерации из Иркутска, и городов-спутников Ангарска и Шелехова. Объединенный Иркутск будет насчитывать свыше миллиона человек и станет самым крупным городом на территории от Новосибирска до Владивостока. Он сможет эффективно решать все социальные проблемы и вопросы развития ЖКХ. А главное, тоже станет инвестиционно привлекательным.

Растущие инвестиции позволят улучшить транспортную и энергетическую инфраструктуру региона. Разработаны проекты нового аэропорта, реконструкции городской и пригородной дорожных сетей. Начинается газификация почти тысячи населенных пунктов, решено проложить несколько крупных линий электропередач. Идет строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Как известно, трасса нефтепровода была отодвинута от Байкала. Это позволило не только снизить экологические риски, но и ввести в оборот месторождения углеводородов на севере области. Когда нефтепровод выйдет на полную мощность, в бюджет области ежегодно будет поступать до миллиарда рублей.

То есть на первом этапе инвестиционную привлекательность региона поднимут вложения средств в промышленную инфраструктуру и социальную сферу. Затем инвестиции позволят провести очередную модернизацию, реконструкцию и новое строительство. А это в свою очередь опять повысит инвестиционную привлекательность.

В Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы запланированы возведение объектов образования и здравоохранения в рамках национальных проектов, строительство нового здания областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского - уже в рамках президентской инициативы, реконструкция Театра юного зрителя имени Вампилова. Будет осуществлен проект сохранения и развития исторической части Иркутска к празднованию 350-летия города, восстановлены храмовые памятники основных конфессий.

Свои сильные стороны есть у проектов развития и других туристско-рекреационных ОЭЗ. Важно полностью реализовать возможности регионов - "показать товар лицом". И здесь нельзя не сказать о положении малого бизнеса, который по идее должен стать активным партнером региональных администраций в развитии особых экономических зон.



"ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ" МАЛОГО БИЗНЕСА

Туристско-рекреационная составляющая любой зоны будет вырастать из инвестиционной привлекательности региона, из активности малого и среднего бизнеса. Стимулирование его развития с самого начала реформ в России декларируется как одно из важнейших направлений рыночной трансформации и модернизации российской экономики. Еще 10 лет назад было принято законодательство, которое предполагает такие действенные формы поддержки малых предприятий, как резервирование за ними не менее 15 процентов средств, выделяемых на государственные закупки. В России на законодательном уровне закреплена так называемая "дедушкина оговорка", которая защищает малый бизнес от неблагоприятных изменений налогового законодательства.

Малые предприятия в большинстве российских регионов в рамках налоговой реформы получили возможность перейти на упрощенную форму налогообложения (так называемый вмененный налог). Постепенное снижение инфляции, развитие банковского сектора, а также реализация во многих регионах специальных программ по субсидированию банковского процента повысили доступность кредитов для малого предпринимательства. Упрощаются процедуры регистрации новых предприятий, уничтожаются избыточные функции контролирующих ведомств, сокращается количество лицензируемых видов деятельности.

Однако малый и средний бизнес так и не стали локомотивом роста экономики, развития конкурентной среды, ускорения структурных преобразований, а также инструментом решения насущных социальных проблем. Этот сектор экономики обеспечивает лишь немногим более десятой части ВВП, тогда как в более развитых странах этот показатель составляет более половины, а в странах переходной экономики Центральной и Восточной Европы - не менее трети.

К сожалению, малый бизнес пока что нельзя рассматривать в качестве действенного инструмента регионального развития, в том числе - развития туристско-рекреационных ОЭЗ. По территории России малые предприятия распределены крайне неравномерно. Почти треть из них сосредоточена в Центральном федеральном округе, десятая часть находится в Санкт-Петербурге. Всего же в двух столицах, а также Московской и Ленинградской областях сконцентрировано более 40 процентов всех малых предприятий России.

Нельзя назвать по-настоящему прогрессивной и отраслевую структуру российского малого бизнеса. Производственной деятельностью занимаются менее 30 процентов малых предприятий, а подавляющая часть сосредоточена в торгово-закупочной сфере. При этом доля инновационных предприятий крайне мала и исчисляется несколькими процентами. В такой ситуации малый бизнес не может служить инструментом диверсификации российской экономики, ослабления ее зависимости от сырьевого экспорта. Пытаясь просто выжить в современных условиях, малый бизнес не готов участвовать в масштабных проектах вроде развития ОЭЗ.

Конечно, предпринимаемые в последние годы усилия не могут дать сиюминутного результата. Тем не менее, ситуацию порождают, в том числе, и системные причины. Недостаточно проработана нормативная база, которая на практике позволяет необязательно исполнять закрепленные в законодательстве нормы по поддержке малого бизнеса. Крупнейшие государственные распорядители бюджетных средств заинтересованы в массовых закупках у крупных производителей и поэтому де-факто игнорируют законодательную норму об обязательном размещении на малых предприятиях как минимум 15 процентов своих заказов и контрактов.

Объединения малых предпринимателей указывают также на весьма несовершенную правоприменительную практику. В частности, меры по ограничению полномочий федеральных контролирующих органов, сокращению лицензируемых видов деятельности привели лишь к тому, что административное давление на предпринимателей просто сместилось на низшие уровни власти. Позитивный эффект от этих мер будет достигнут лишь после того, как административная реформа начнет реализовываться не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.

Поддержка малого бизнеса страдает от нескоординированности и недостаточной целенаправленности действий как исполнительной, так и законодательной власти. Нет специального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию скоординированной политики в этой сфере. В результате, с одной стороны, из федерального и регионального бюджетов тратятся деньги на субсидирование процентных ставок по кредитам для малых предприятий, а с другой, Центральный банк обязывает кредитные учреждения обеспечивать 100 процентов резервирования средств под выдаваемые ссуды.

Все более отчетлива тенденция перекладывания ответственности за развитие малого бизнеса на региональный и муниципальный уровень. Например, упрощенная система налогообложения реализуется прежде всего за счет налогов, находящихся в ведении субъектов Федерации и муниципалитетов. В результате по-настоящему активная поддержка малых предприятий становится прерогативой наиболее богатых регионов, что в итоге лишь усугубляет и без того весьма значительные диспропорции в региональном развитии. Становится все более очевидным, что развитие передовых форм малого бизнеса, и прежде всего инновационного, требует значительных предварительных вложений в базовую инфраструктуру, на что у большинства регионов свободных денег опять же не хватает.

Все это выглядело бы "детскими болезнями" на этапе становления. Но российскому малому бизнесу почти двадцать лет! Пора выздоравливать...



МАСТЕР, А НЕ ПОДСОБНИК!

Как будет сказываться нынешняя ситуация в малом и среднем бизнесе во время подготовки к зимней Олимпиаде? Крупный бизнес готов вложить в дело немалые средства, но они пойдут, говоря на языке строителей, на возведение самого здания. А вот отделкой его и благоустройством прилегающей территории должны заниматься мелкие субподрядчики - именно малый бизнес. Значит, он должен стать полноправным работником на стройплощадке, мастером, а не малоквалифицированным подсобником.

Крайне необходимо уже сейчас, выполняя поручение президента, не только заняться формированием инфраструктуры в зоне проведения Олимпиады, но и выработкой целого пакета нормативных документов, регулирующих отношения малого бизнеса с государством в подготовке праздника большого спорта. На основе этих документов можно будет регулировать отношения малого бизнеса и государственных структур в развитии туристско-рекреационных зон. Пока же в этом отношении здесь немало неясностей и недоговоренностей.

Между тем, как показывает практика свободных экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, либеральный экономический режим в любом случае способствует более активному развитию малого бизнеса в регионах. При этом успех дела во многом опять же зависит не столько от объема предоставленных налоговых льгот и кредитов, сколько от совокупности общих институциональных условий, в которых работают предприниматели. В этой связи можно обратить внимание на достаточно успешный опыт работы созданной ЕБРР в Калининграде при содействии Финляндии, Люксембурга и Швеции консультативной службы по вопросам бизнеса, которая делает акцент на консультациях и повышении квалификации предпринимателей. В целом же ЕБРР накопил огромный опыт в деле кредитования малого бизнеса в России, выделив на эти цели более 170 тысяч кредитов на общую сумму более 1,5 миллиарда долларов. На этом примере видно, что даже в не самых простых российских условиях можно активно оказывать поддержку малому бизнесу и при этом добиваться коммерческого успеха.

Таким образом, дальнейшее повышение эффективности системы мер государственной поддержки малого бизнеса в России во многом зависит от координации действий исполнительной и законодательной ветвей власти в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики.

Поэтому у регионального, как в целом и у российского туристского бизнеса еще немало проблем. Много пока претензий к нашим туроператорам. Не случайно Государственная Дума приняла поправки в закон "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации". Теперь оказывать операторские услуги в России смогут лишь те компании, у которых есть финансовые гарантии от страховых компаний или банков. Президент России Владимир Путин уже подписал этот Федеральный закон, и с 1 июня нынешнего года он вступил в силу.

В деятельности туроператоров мы, как видите, наводим порядок, а создание современной гостиничной и дорожной инфраструктуры у нас только начинается. Характерно, что в строительство гостиниц вкладывают средства не только распорядители бюджета всех уровней и турфирмы, но и инвесторы, далекие от туристского бизнеса. Например, в Иркутске предприниматели, занимающиеся переработкой и лесозаготовками, начинают строить гостиницы. Хорошо проявляется русская креативность, частная предприимчивость.

Если мы хотим, развивая туристско-рекреационные зоны, привлечь своих и иностранных туристов, нам нужно очень многое сделать. Сейчас в стране более 70 процентов гостиниц не соответствует европейским стандартам. Причем низкое качество гостиничного сервиса наблюдается не только в глухой провинции, но и в крупных городах. Стоимость проживания в наших гостиницах примерно на 20-30 процентов выше, чем в европейских отелях. Много вопросов с получением въездной визы - ее стоимость нередко отпугивает потенциальных гостей России. Необходимо срочно развивать дорожную сеть - многие туристы предпочитают путешествовать на автомашинах, но наши дорожники во многих случаях пока могут предложить только экстремальный автотуризм. Созданием небольших гостиниц и бытовым обустройством автотрасс вполне может заниматься малый бизнес.

Вот такая статистика: в прошлом году Россию посетило 2 миллиона зарубежных туристов, а Египет - 9 миллионов. Понятно, в Египте, кроме осмотра древних достопримечательностей еще можно позагорать на теплых побережьях, но нельзя только этим объяснить огромный разрыв. Напомню, в начале 1980-х годов в СССР приезжало около 4 миллионов иностранных туристов.

Таким образом, главной проблемой в развитии туристско-рекреационных зон становится повышение качества сервиса. А это - тоже дело малого бизнеса. Поддержим его - у нас будет основа для создания современной базы индустрии отдыха, появится надежда, что туризм станет хорошей составляющей экономического развития России. Эти отношения надо обязательно отработать на большом пилотном проекте - подготовке зимней Олимпиады в Сочи.



ПИРОЖНИКОВА Людмила Владимировна,

член Комитета Государственной Думы

по кредитным организациям и финансовым рынкам,

член российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы






http://www.fondedin.ru/

Док. 500273
Перв. публик.: 03.07.07
Последн. ред.: 03.10.08
Число обращений: 107

  • Пирожникова Людмила Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``