В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Воронин. От Мюнхена до Владивостока Назад
Анатолий Воронин. От Мюнхена до Владивостока

Мюнхен - точка отсчета суверенной внешней политики Москвы. Так видные политологи отреагировали на ставшую исторической речь президента Российской Федерации Владимира Путина. Находясь под впечатлением от речи, мало кто тогда, что называется "по горячим следам", в должной мере оценил тот факт, что сразу же после Мюнхена, российский президент совершил бросок из Европы в Азию, демонстрируя тем самым масштабы и динамику многовекторной внешней политики новой России. Завершил он январское турне, напомню, во Владивостоке - рабочим совещанием, где поставил задачи по ускоренному развитию этого опорного для нашей тихоокеанской политики региона.



Президент подтвердил свое предложение провести в 2012 году во Владивостоке саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС), обозначил круг проблем, которые предстоит решить в связи с этой стратегической инициативой, заявил о намерении продолжить линию на интеграцию Российской Федерации в динамично формирующийся на Тихом океане новый центр мирового могущества.

Очевидно, что реализация таких гигантских проектов потребует и гигантских усилий. Причем, не только внутренних, но и внешних - и политических, и дипломатических. В этом контексте встают, в частности, вопросы: как на службу этих задач задействовать позитивный ресурс глобализации? Как с наибольшим эффектом использовать имеющиеся у нашей страны конкурентные преимущества на различных сегментах тихоокеанского рынка? Какой сегодня должна быть стратегия внешнеэкономических связей России в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Очевидно, что от характера ответов на эти вопросы в немалой степени зависит алгоритм всего дальнейшего развития страны.

Приступая к решению этих проблем, прежде всего необходимо преодолеть инерцию девяностых годов. Важно, не теряя времени, посмотреть на эти проблемы с новой, заданной Владимиром Путиным, долгосрочной траектории. Оценить возможности восстанавливающейся экономики, набирающего динамику производственного и инвестиционного потенциала, достижений России в сфере новейших технологий.

Такого рода креативные задачи актуальны, в первую очередь, для отношений России с ближайшими соседями, такими как Китай, Япония, Республика Корея, США, поскольку именно на них приходится почти девяносто процентов нашего товарооборота со странами АТР. Но, не только. Было бы некорректно делать ставку на деловое сотрудничество лишь с этой группой наших тихоокеанских партнеров. Об этом говорят и тревожные тенденции, наметившиеся в торгово-экономических связях с такими странами.

В самом деле, российский экспорт в эти четыре страны практически монокультурен. Речь идет о поставках, главным образом, сырой нефти, удобрений и круглого леса. Иного здесь, по большому счету, на ближайшие годы и не дано. Было бы иллюзией рассчитывать, что, скажем, Япония или США станут емким рынком для продукции нашей обрабатывающей промышленности в том структурном виде и на том технологическом уровне, на каком она сегодня находится. Да и в торговле с Республикой Корея и Китаем доля машиностроительной продукции в российском экспорте критически мала.

Все чаще, особенно из регионов, поступают факты, свидетельствующие о попытках некоторых партнеров использовать растущую асимметрию структуры товарных потоков, чтобы навязать российской стороне неравноправные соглашения, а то и откровенно диктовать свои условия. Чего стоит, например, явно надуманный предлог, прибегая к которому, Япония и США уже не первый год отказывают России в членстве в Азиатском банке развития. Очевидно, что в данном случае речь идет о сознательном противодействии набирающему обороты финансовому и банковскому сотрудничеству России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Накопившиеся в девяностые годы дисбалансы и деформации в наших внешнеэкономических делах на Тихом океане в значительной мере можно объяснить тем, что у нас до сих пор не выработана общегосударственная внешнеэкономическая стратегия, хотя такая задача уже несколько лет тому назад была поставлена Президентом Владимиром Путиным. Помнится, речь о необходимости разработки такого документа шла и на одном из совещаний российских послов на Смоленской площади.

Но экономическим ведомствам пока не удается завершить работу над этим важнейшим документом. В этих условиях торгово-экономические дела с нашими соседями по Тихому океану во многом вершатся, что называется, методом "тыка", по накатанному в начале 1990-х пути, когда деловые люди, представители дальневосточных регионов, действовали зачастую на свой страх и риск, вывозя за рубеж все, что находилось под рукой.

Сегодня ситуация постепенно выправляется. Процесс цивилизованного встраивания российской экономики в глобальную торговую систему ускоряется. Но проблема сырьевого характера российского экспорта остается. Более того, она обостряется. Это слабо увязывается с курсом на инновационное развитие экономики. Проблема, конечно, сложная, требующая для ее системного решения колоссальных усилий, прежде всего внутри страны. К ее решению важно максимально подключить и внешнеэкономический фактор.

Среди прочих мер в рамках нашей политики в АТР явно назрела ее геоэкономическая диверсификация. Речь идет о максимальном расширении торгово-экономических отношений со странами АСЕАН, как на двусторонней основе, так и в транснациональных интеграционных рамках этой региональной группировки. В пользу этого говорят тенденции, набирающие в последнее десятилетие мощную динамику в Юго-Восточной Азии, где АСЕАН все более заявляет о себе как весьма влиятельная политически и динамично растущая экономически группировка, как один из интеграционных "полюсов" многополярного мира.

"Десятка" АСЕАН в короткие сроки и весьма успешно справилась с последствиями валютно-финансового кризиса 1997-1998 годов. Сегодня национальные экономики стран-членов АСЕАН, где проживает более 500 миллионов человек, развиваются быстрыми и устойчивыми темпами. В 2006 году рост ВНП составил во Вьетнаме 8,2 процента, в Индонезии - 5,5 процента, в Малайзии - 5,9, в Сингапуре - 7,9 процента, в Таиланде - 5 процентов, на Филиппинах - 5,5 процента. Совокупный размер ВНП стран-членов АСЕАН достиг 737 миллиардов долларов. На мировые рынки, в том числе в США и Евросоюз, из стран ЮВА поступает все больше продукции с высокой добавленной стоимостью, отвечающей требованиям мировых стандартов качества при низкой цене. Памятуя о горьких уроках валютно-финансового кризиса 1997-1998 годов, страны АСЕАН накопили значительные валютные средства, что позволяет им более уверенно строить свои долгосрочные планы.

АСЕАН - емкий, динамично и устойчиво развивающийся рынок. Набирает темпы региональная экономическая интеграция. Государства-члены АСЕАН наращивают взаимную координацию в проведении макроэкономической политики. В работе находится множество крупных интеграционных проектов в энергетике, на транспорте, в информационно-коммуникационных технологиях, в банковском деле.

Благодаря обеспечению общественной стабильности и национальной безопасности, политике открытости, либерализации торговли товарами и услугами, реализации структурных реформ, укреплению финансовой и банковской систем, созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, в том числе высокотехнологичного малого и среднего, странам АСЕАН удалось привлечь к развитию своих экономик огромные иностранные капиталы. Речь в первую очередь идет о государствах Азиатско-Тихоокеанского региона - Китае, Японии, США, а также о Республике Корея. Совокупный товарооборот этих стран с государствами АСЕАН в 2006 году превысил 500 миллиардов долларов.

Впечатляют темпы развития и объемы сотрудничества стран АСЕАН с Китаем. По состоянию на конец 2006 года объем двусторонней торговли между Китаем и странами-членами АСЕАН достиг 160,8 миллиарда долларов. Таким образом, Китай обошел своих основных конкурентов по торговле с АСЕАН. Руководители КНР и АСЕАН заявляют о решимости уже к 2010 году довести общий объем взаимных торгово-экономических связей до 200 миллиардов долларов, что существенно меняет механизм роста и развития национальных экономик Юго-Восточной Азии.

Китай плодотворно сотрудничает с государствами "десятки" АСЕАН в области взаимных инвестиций, в том числе в форме подрядных строительных работ. При этом Китаю удалось привлечь в свою экономику из стран АСЕАН более 40 миллиардов долларов. За этот счет в КНР реализовано или находится в стадии реализации 30 тысяч различного рода проектов. В свою очередь, постепенно увеличивается поток инвестиций китайских предприятий в экономику стран АСЕАН. Наибольшая инвестиционная активность Китая отмечается в Сингапуре, Вьетнаме, Таиланде.

Хотелось бы привлечь особое внимание к тому факту, что КНР и страны АСЕАН сотрудничают в строительстве Трансазиатской железной дороги на участке от южнокитайского Куньмина до Сингапура. Ее протяженность составит более 5500 километров. Она пересечет Лаос, Мьянму, Таиланд, Вьетнам, Кампучию и Малайзию. В перспективе все эти страны через Монголию могут быть соединены с российским Дальним Востоком. На последнем саммите АСЕАН китайской стороной было озвучено намерение инвестировать 6,4 миллиарда долларов в строительство транспортной инфраструктуры во Вьетнаме, Лаосе и Мьянме.

С учетом внешнеэкономических задач России в АТР , внимания также заслуживает решение "десятки" АСЕАН и Китая о создании зоны свободной торговли "Китай - АСЕАН". В ноябре 2002 года между ними на этот счет было подписано рамочное соглашение. На территории будущей зоны проживают 1,8 миллиарда человек. Совокупный ВНП превышает 2 триллиона долларов. Торговый оборот составляет 1,23 триллиона. По замыслу авторов этого проекта к 2020 году зона свободной торговли "Китай - АСЕАН" вместе с зоной свободной торговли Северной Америки и Евросоюзом станут "тремя экономическими опорами мира". Не менее внушительны объемы и темпы экономических связей АСЕАН с Японией, США, а также с Республикой Корея.

На этом фоне торгово-экономические отношения России со странами АСЕАН выглядят более чем скромно. Возможности этой новой интеграционной группировки российским бизнес-сообществом явно недооценены. По данным секретариата АСЕАН, в 2005 году товарооборот между Россией и "десяткой" не превысил 5 миллиардов долларов, то есть менее 10 процентов нашего товарооборота с ближайшими соседями России на Тихом океане. И уж тем более не идет в сравнение с масштабами делового партнерства "десятки" с государствами и территориями АТР.

Нельзя сказать, что в наших экономических отношениях со странами Юго-Восточной Азии нет движения. Оно есть. Но на фоне буквально тектонических перемен в регионе это движение настолько замедленно, что, по существу означает в перспективе, если не принять целого комплекса мер, примитивизацию товарооборота. Сначала по типу "мы им удобрения, они нам овощи", а через десять-пятнадцать лет - сведение к нулю стоимостных объемов. Это существенно сузит рамки торгово-экономических связей России в АТР в целом, ограничит необходимую маневренность ресурсами и, в конечном счете, приведет к ослаблению конкурентных позиций страны на Тихом океане.

Между тем, при грамотно выстроенной внешнеэкономической стратегии и профессиональном менеджменте совокупный объем взаимовыгодных торгово-экономических связей России с государствами АСЕАН, даже на имеющейся сегодня основе, можно довести до 40-50 миллиардов долларов. Задача увеличения в разы объемов торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического сотрудничества со странами АСЕАН вполне реалистична и в определенном смысле является императивом.

Задача реалистична, потому что в политической сфере у России нет противоречий с государствами-членами АСЕАН. Более того, нас объединяет схожесть в постановке общенациональных проблем. Свою главную задачу страны Юго-Восточной Азии так же, как и Россия, видят в устойчивом развитии и динамичной модернизации через сотрудничество и интеграцию. Внешняя политика как России, так и государств-членов АСЕАН нацелена на обеспечение благоприятных международных условий для своего развития.

У нас совпадают или весьма близки взгляды на многополярное устройства мира, центральную роль ООН в международных делах, прежде всего в борьбе против глобальных вызовов и угроз, таких как международный терроризм и организованная преступность, включая наркотрафик, распространение оружия массового уничтожения. Наши страны выступают за мирное, стабильное и безопасное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона.

Между Россией и АСЕАН выстроена целостная и развитая система диалогового партнерства, центральная роль в котором принадлежит саммиту Россия - АСЕАН. Принятая в декабре 2005 года в Куала-Лумпуре Декларация о развитом и всестороннем партнерстве, также подписанный между Россией и АСЕАН Договор о дружбе и сотрудничестве стали надежной политической и правовой основой дальнейшего динамичного взаимодействия и сотрудничества.

Объективно говоря, не только мы, но и государства Юго-Восточной Азии весьма заинтересованы в расширении сфер взаимовыгодного экономического сотрудничества и придании деловым связям с нашей страной масштабного и динамичного характера. Руководители стран "десятки" уже не первый год официально заявляют о важности более "сущностных" отношений между Россией и АСЕАН. На то есть множество причин. Важнейшие среди них - экономические.

Дело в том, что большинство стран-членов АСЕАН, за исключением Сингапура, который сумел вырваться в постиндустриальный авангард, в своем развитии переживают стадию индустриализации, требующей выстраивания целой системы взаимосвязанных базовых отраслей. В этих странах идет интенсивный процесс урбанизации, электрификации, газификации, что также требует формирования широкого спектра современных отраслей экономики. Одновременно они стремятся поэтапно расширять "заделы" и для своего постиндустриального развития.

Для обеспечения устойчивого развития и снятия накопившихся противоречий и диспропорций эти государства вынуждены направлять огромные средства в создание топливно-энергетического комплекса, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры. Большинство государств региона уделяют растущее внимание проблемам укрепления и модернизации своих вооруженных сил. Ряд стран вынашивает смелые планы в области мирного освоения космоса. При этом они ведут борьбу с бедностью, безработицей, массовыми заболеваниями.

Даже самый беглый перечень решаемых большинством государств региона проблем подтверждает, что заявления руководителей государств АСЕАН о важности придания отношениям с Россией более "сущностного" характера - не дань дипломатической вежливости. Это отвечающее их национальным интересам, хорошо обоснованное стремление иметь крупномасштабного стратегического партнера в лице России, экономический потенциал которой по ряду позиций обладает критически важными для государств АСЕАН свойствами, включая проблему "цена-качество". Речь, в частности, идет о таких сферах, как космос, энергетика, добыча углеводородного сырья на шельфе, создание АЭС (а также использование нетрадиционных источников энергии), транспорт, информационные и коммуникационные технологии, нано- и биотехнологии, не говоря уже об уникальных природных ресурсах нашей страны.

С некоторыми странами АСЕАН уже сформирован внушительный "портфель", в том числе высокотехнологичных проектов, реализация которых позволит в разы увеличить объем взаимовыгодного сотрудничества. Находясь в феврале 2006 года с официальным визитом во Вьетнаме, председатель правительства Российской Федерации согласовал с вьетнамскими коллегами экономическую программу, реализация которой позволит в ближайшие годы в три-четыре раза увеличить объем товарооборота между нашими странами. Но это явно не предел. В пользу именно такой постановки вопроса говорит и тот факт, что в силу исторических особенностей экономики наших стран обладают высокой степенью дополняемости.

Хороший темп торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию задан в отношениях России с Малайзией. Уже в 2007 году товарооборот между странами может быть доведен до 2 миллиардов долларов, тогда как в 2002 году он не превышал и 600 миллионов. Между тем, потенциал сотрудничества более весом. Речь идет о возможности существенного увеличения масштабов сотрудничества не только в таких традиционных для России отраслях, как энергетика, но и в аэрокосмической сфере, в области информационных и телекоммуникационных технологий, биотехнологии. Все это удачно вписывается в долгосрочную стратегию экономического развития нашей страны и отвечает национальным интересам малазийского бизнеса. Важно, лишь, чтобы "портфель" сотрудничества постоянно и интенсивно пополнялся новыми крупномасштабными, взаимовыгодными проектами.

На новый этап развития выходят связи с Таиландом и Индонезией, экономика которых наиболее сильно пострадала от финансово-экономического кризиса 1997-1998 годов. Многократно выросли объемы торговли, расширилась номенклатура взаимопоставляемых товаров с Таиландом. С Индонезией договорились о расширении сотрудничества в военно-технической сфере, нефтегазовом секторе, электроэнергетике, атомной энергетике, гражданской авиации, космосе, туризме.

В Юго-Восточной Азии есть две страны, потенциал которых в силу различных причин явно недооценен. Я имею в виду Мьянму и Бруней. Что касается Брунея, то здесь можно сказать одно: "мал золотник, да дорог". Эта страна, как известно, обладает немалыми запасами нефти и газа. И здесь перед нашими многоопытными нефтяниками открываются неплохие горизонты. Но, увы, пока серьезных движений в этом направлении, похоже, нет. А свято место, как известно, пусто не бывает.

Теперь о Мьянме. Мне приходилось бывать в этой стране в составе делегации Совета Федерации. В течение трех дней генералы-министры "докладывали" о ситуации в стране, об экономических планах правительства, о видах на сотрудничество с Россией. Сложилось однозначное впечатление: для российского бизнеса эта страна интересна, особенно в том что касается разведки и добычи нефти и газа, создания объектов гидро- и теплоэнергетики. Что до политического фона, то, думаю, здесь много "заборов", не без лукавства сколоченных в известных штаб-квартирах. Ситуация явно требует своего логического разрешения. Мьянма - член АСЕАН. Тогда почему на нее не распространяются те принципы, которые провозглашаются в отношении других государств "десятки"? Здесь у наших бизнесменов дефицит здорового прагматизма, чего не скажешь о зарубежных компаниях, которые делают в этой стране неплохой бизнес.

Думаю, важно отдельно остановиться на актуальности повышения уровня, придания более динамичного и многопрофильного характера отношениям нашей страны с Сингапуром, который занимает особые, во многом ключевые позиции в Юго-Восточной Азии. При этом отмечу, что широкомасштабное и долгосрочное взаимодействие с Сингапуром, каким бы ценным для нас оно ни было само по себе, является одновременно серьезной гарантией успеха бизнеса в ЮВА. Об этом говорит, к примеру, опыт Лондона, Нью-Йорка, Франкфурта-на-Майне, других финансовых и деловых центров.

Назову хорошо известные специалистам факты, которые, тем не менее, почему-то слабо учитываются "мозговыми центрами" при разработке бизнес-проектов в АТР. Сингапур - самый мощный в регионе деловой, финансовый, маркетинговый, информационно-коммуникационный центр и транспортный узел мирового класса. Сингапур - это огромная инновационная лаборатория не только в научно-технической сфере, но и в области менеджмента. Сотрудничество с этим государством способно ускорить адаптацию новейших российских научно-технических разработок применительно к условиям Юго-Восточной Азии. В то же время это сотрудничество, как показывает опыт Китая, поможет реализовывать, особенно на Дальнем Востоке, сравнительно новые для нас формы и направления экономической политики, в том числе такие как свободные экономические зоны, технопарки, венчурные компании, что ускорило бы интеграцию российской экономики, ее дальневосточных регионов в динамичные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Пока же российские экономические субъекты весьма вяло реагируют на процессы региональной интеграции, идущие как в АТР в целом, так и, в частности, в АСЕАН. Тем самым они, вольно или невольно, консервируют разрыв между российской экономикой и экономиками региона. Между тем, интеграционных проектов в Юго-Восточной Азии год от года будет становиться все больше. Речь идет, к примеру, о создании региональных газопроводов, многонациональных энергетических сетей, автомобильных и железнодорожных магистралей, водопроводов, ирригационных систем и т.д. Значительная часть из приведенного перечня проектов по своему отраслевому признаку, техническому уровню и потенциальной прибыльности должны быть интересны российскому бизнесу.

Из сказанного будет, видимо, полезно сделать следующий вывод. Если для развития двустороннего делового сотрудничества между Россией и странами АСЕАН у нас имеется отлаженный механизм, то для участия в различных схемах многонациональной интеграции в регионе, явлением для Юго-Восточной Азии сравнительно новым, такой механизм только предстоит еще создать. Каким он должен быть, государственным, государственно-частным или созданным на общественных началах - это тема специального разговора. Но, судя по опыту государств, не входящих в регион и работающих в ЮВА, лоббировать его создание должны наши транснациональные корпорации и банки, крупные и средние компании. Это прежде всего в их интересах, в интересах повышения их международной конкурентоспособности. Попытки работать в одиночку на мировой арене непродуктивны.

Сказанное выше - в основном экстенсивная сторона вопроса. И, хотя пока главным образом она задает масштабы сотрудничества России с государствами АСЕАН, важно не упускать из виду, что значение экстенсивных факторов в наших экономических связях с большинством государств ЮВА по мере выполнения ими задач, связанных с индустриализацией, будет год от года падать. И, стало быть, за счет бесконечного тиражирования производимой у нас в стране продукции в условиях растущей конкуренции сложно будет рассчитывать на гарантированный успех.

В отношениях с некоторыми странами ЮВА эта тенденция уже стала реальностью. Поэтому имеющийся пока временной лаг важно посвятить проблемам повышения конкурентоспособности нашей продукции, "облагораживанию" номенклатуры взаимопоставляемых товаров, развитию новых форм и направлений взаимодействия, включению во внешнеэкономические связи новых хозяйствующих субъектов, прежде всего представляющих высокотехнологичный, инновационный бизнес, созданию мощных холдинговых компаний, способных реализовать "под ключ" крупные, в том числе, транснациональные проекты.

Сегодня, на первый план все более выдвигается человеческий, "интеллектуальный" фактор, проблема качества российского менеджмента, его креативности, способности найти и мобильно занять экономическую нишу, где наиболее эффективно выявились бы его конкурентные преимущества. Российский бизнес в большинстве стран Юго-Восточной Азии - молодой игрок. Наши транснациональные компании здесь пока малочисленны. Их профиль сравнительно узок. Стандарты корпоративного управления многих фирм и компаний не столь высоки, как того все более требует конкурентная среда. Они, как правило, бессистемно, зачастую лишь в форме церемониальных презентаций, работают с местными предпринимателями.

В продвижении российского бизнеса в страны ЮВА, особенно на начальной стадии, весьма значительна роль государственных органов. Деклараций на эту тему много, в том числе и с весьма высоких трибун, но на практике разрыв между бизнесом и государством недопустимо велик. Именно недостатком профессиональной, в том числе информационно-аналитической и правовой поддержки со стороны государственных органов и учреждений в значительной мере объясняется боязнь российского бизнеса, особенно малого и среднего, вкладывать средства в незнакомую для себя среду и со слабо прогнозируемыми результатами. Важно в самые сжатые сроки снять известные ограничения в транспортной, банковской, таможенной инфраструктуре, тормозящие динамику сотрудничества, вести целенаправленную линию на укрепление и гармонизацию его договорно-правовой базы. Без этого сложно рассчитывать на серьезный и устойчивый успех.

Но интеграция - это своеобразная "дорожная карта". Продвижение российского бизнеса в страны АСЕАН предполагает обеспечение с российской стороны благоприятных условий для инвестиций государств "десятки" АСЕАН в нашей стране, прежде всего на Дальнем Востоке, которому, что называется, самой историей уготована судьба быть проводником державных интересов на Тихом океане.

Если на проблему привлечения бизнес-сообщества государств АСЕАН к развитию производительных сил российского Дальнего Востока посмотреть несколько шире, то предлагаемый "прорыв" в наших экономических отношениях позволил бы, в частности, более успешно снять существующую асимметрию структуры товарных потоков, которая рассматривается нашими международными конкурентами как устойчивая, долговременная тенденция.

Среди политически и экономически наиболее интересных для всех субъектов сотрудничества России и АСЕАН в ближайшие годы может стать взаимодействие в рамках подготовки Владивостока к проведению саммита АТЭС - самого крупного международного мероприятия, когда-либо проводимого в этом городе.

В пользу этого говорят многие обстоятельства, в том числе ясно выраженная политическая воля российского руководства и региональной администрации обеспечить успех саммита, их заинтересованность в налаживании партнерских отношений между государством и бизнесом, глубокая и всесторонняя проработка проекта с российской стороны, включая обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами, высокая степень управляемости проектом.

Для российских участников подготовка саммита открывает возможность широкого использования на конкурсной основе финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных ресурсов государств Юго-Восточной Азии. Очевидно, что успешное проведение саммита во Владивостоке, в свою очередь, будет содействовать дальнейшему росту интереса и доверия к экономической политике и инвестиционному климату России со стороны наших тихоокеанских партнеров.

Что касается участия партнеров по АСЕАН в проекте, предложенном Владимиром Путиным, то их должен привлечь отраслевой вектор возможного сотрудничества. Это возведение гостиниц, торговых, культурных центров, других объектов производственной и социальной инфраструктуры, создание и эксплуатация которых, к тому же, отличает высокий уровень оборачиваемости капитала, а стало быть, и прибыли.

Сотрудничество России и АСЕАН в рамках владивостокского проекта имеет еще одно важное достоинство. Оно открывает возможность в короткие сроки создать единую кооперированную среду в политической, экономической и культурно-языковой сферах. На этой основе, адаптируя свои технологические проекты и управленческие решения к условиям дальневосточного региона России, страны АСЕАН смогут более уверенно продолжить свою инвестиционную деятельность в нашей стране.

Словом, здесь, во Владивостоке, имеется шанс обратить преимущества глобализации на службу экономического и социального подъема российского Дальнего Востока, активного включения России в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе на равноправной и взаимовыгодной основе, обеспечить дальнейшее укрепление материального потенциала суверенной политики России на мировой арене.



ВОРОНИН Анатолий Сергеевич,

член научно-экспертного совета

при председателе Совета Федерации





http://www.fondedin.ru/

Док. 500271
Перв. публик.: 03.07.07
Последн. ред.: 03.10.08
Число обращений: 88

  • Воронин Анатолий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``