В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Сорокин: Не `стригите` рыбаков. И они обеспечат нас белком Назад
Борис Сорокин: Не `стригите` рыбаков. И они обеспечат нас белком
Во вторник в Петропавловске-Камчатском состоялось выездное заседание комитетов Совета Федерации (СФ) по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.

Повестка дня звучала так: "Вопросы практики применения Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в Дальневосточном федеральном округе". В заседании приняли участие 12 сенаторов. В том числе, председатель СФ Сергей Миронов, его заместитель Александр Торшин, председатель комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, заместитель председателя комиссии СФ по национальной морской политике и член комитета по делам севера и малочисленных народов Борис Сорокин и другие. Также присутствовали губернатор края Алексей Кузьмицкий, председатель заксобрания Борис Невзоров, руководитель Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Андрей Крайний, представители рыбной отрасли Камчатки.

Рыба - признак цивилизации

Сергей Миронов начал выступление с того, что отраслевой кризис грозит продовольственной безопасности страны: "Количество потребляемой рыбы - признак цивилизованного государства. Сегодня в России на человека приходится 13 килограммов рыбы в год. В Китае - 25 кг. В Норвегии - 47 кг. В Японии -65 кг. Несмотря на все усилия, нам пока не удалось добиться существенных сдвигов к лучшему.

Остается масса нерешенных проблем. Давайте сегодня обсудим, что мы можем сделать для их решения".

Миронов сообщил, что в июле этого года утверждена новая редакция концепции развития рыбного хозяйства России на ближайшие 12 лет, также одобрена федеральная целевая программа, направленная на повышение эффективности рыбохозяйственного комплекса. Стратегическая задача: увеличить долю отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке России с 40 до 80 процентов.

Глава ФАР рассказал о последних законодательных инициативах своего ведомства. На их основе подготовлено уже 25 постановлений правительства. В частности, по словам Андрея Крайнего, до конца этой недели планируется утвердить девять постановлений, четыре из которых имеют принципиальный характер: о рыбохозяйственном реестре, о прибрежном и промышленном рыболовстве, а также о рыболовстве в зоне действия международных договоров.

(Один из участников совещания так прокомментировал активную деятельность главного рыбного ведомства: "Сначала мы страдали от недостатка в законодательной базе, а теперь нас лихорадит от огромного количества изменений в законах").

Андрей Крайний напомнил, что с 1 января 2009 года все водные биоресурсы, которые вылавливаются в нашей экономзоне, должны доставляться на таможенную территорию России. "Это положение пробивали 8 лет, - сказал он. - Потребовалась беспрецедентная политическая воля, чтобы вписать его в закон".

Одна из задач, которую должна решить такая мера, поставить под контроль объемы уловов. По идее, она поможет отчасти решить проблему браконьерства. Впрочем, так считают не все.

"Сегодня партии рыбопродукции, что на внутренний рынок, что на внешний, в соответствии с законом отгружаются только в присутствии государственного инспектора. Тогда кого будем проверять - рыбаков или инспекторов?" - спросил на совещании председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки (СРПК) Сергей Тимошенко.

"А браконьер, как не заходит на таможенную территорию сегодня, так и завтра не пойдет", - добавил он. Впрочем, Тимошенко заявил, что законопослушные рыбаки готовы соблюдать это требование. Главное, чтобы была готова береговая инфраструктура. Иначе возникнут очереди из судов, доставивших продукцию на декларирование.

Злосчастная "прибрежка"

Затем участники совещания перешли к обсуждению конкретных вопросов.

Губернатор Алексей Кузьмицкий сказал о том, что сегодня вызывает беспокойство у краевого правительства: "Изменения, внесенные с федеральный закон о рыболовстве, исключили прибрежное рыболовство как понятие. Предприятия, которые его ведут, не обязаны регистрироваться на территории соответствующих субъектов. Таким образом, этот вид рыболовства утратил свою высокую социальную значимость для приморских регионов. Единственной его привязкой к берегу остается условие доставлять уловы на таможенную территорию России. Но не определено, на территорию какого региона".

Для Камчатского края это существенный удар по его экономическим интересам, ведь он основной субъект прибрежного рыболовства на Дальнем Востоке. В 2008 году его доля от всех квот прибрежного рыболовства по Дальневосточному бассейну составила 43 процента. Если в его прибрежной зоне будут работать иногородние предприятия, то львиная доля доходов от этого промысла пойдет мимо местного бюджета.

Кузьмицкий считает необходимым вернуть понятие прибрежного рыболовства в закон, обязать рыбные фирмы регистрироваться там, где они занимаются "прибрежкой".

"Понятие прибрежного рыболовства должно быть в законе, - согласился Андрей Крайний. - Но не представляю, как можно реализовать норму, по которой предприятие должно быть зарегистрировано на территории края. Мы живем в федерации, а не в конфедерации. У нас одна страна".

"Зачем тогда этот промысел надо было называть прибрежным? - возразил Сергей Тимошенко. - Он нужен именно тем, кто на этом берегу живет и работает. Его цель - эффективное использование имеющихся на территории мощностей по добыче и переработке. Поэтому губернатор прав, регистрация должна быть".

"Давайте не будем спешить с формулировкой, - обратился к коллегам Виктор Орлов. - Когда говорят, что целью прибрежного рыболовства является доставка рыбы на родной берег, я задаюсь вопросом: а какая может быть иная цель? Для любого типа рыболовства должно быть поставлено условие - доставлять уловы на свою территорию для обеспечения продовольственной безопасности".

ЕС ловит меньше. Почему он богаче?

Генеральный директор ОАО "Океанрыбфлот" Владимир Васильев рассказал, в решении каких проблем рыбаки ждут помощи от государства:

"Рост стоимости топлива отрицательно влияет на финансовое положение любой рыболовной компании. Цена дизельного топлива достигла более 30 тысяч рублей за тонну, мазута - 914 долларов. Это около 47 процентов выручки от продажи рыбопродукции. Если прибавить налоги, расходы на модернизацию, получается минусовой финансовый результат. Надо срочно принимать радикальные меры по дотированию затрат на топливо. В противном случае многие компании просто не смогут выпустить флот в море".

"На правительственном часе в Совете Федерации заместитель Кудрина кивал на мировые цены, - дал свой комментарий по этому поводу Борис Сорокин. - А что, в Евросоюзе нет мировых цен? Вылов по всему ЕС меньше чем на одной Камчатке. Но они дотируют рыбную отрасль на сумму 7,5 млрд евро. А мы говорим, что не можем. Так никогда не выведем отрасль из тупика".

(Кстати, на заседании было сказано, что дефицит горючего создан искусственно нефтяными компаниями, которые вывезли две трети запаса дизельного топлива за границу).

Владимир Васильев продолжил список проблем: стареющий флот, постоянные трения с таможенными и пограничными органами.

Российские верфи не могут строить суда и оснащать их современными двигателями. В стране не производятся современное промвооружение, средства навигации. Чтобы остаться на плаву, надо обновлять флот, закупать дорогое импортное оборудование. Например, филейная линия стоит около 7 млн евро. При ее ввозе надо еще заплатить 18 процентов от суммы таможне.

(В результате, например, 44 процента флота северного бассейна базируется за границей, чтобы не платить сборы. ФАР предлагает вернуть эти суда в Россию, объявив на год таможенную амнистию).

Планы добывать до 1,5 млн тонн рыбы в Мировом океане, которые звучат на уровне правительства, Васильев считает несбыточными: "Рыбаку надо не только выйти в океан, но и получить там обслуживание - танкеры с топливом, перегрузчики и так далее. Насколько это реально?"

Гендиректор "Океанрыбфлот" вернулся к теме "прибрежки", но уже с точки зрения интересов крупнотоннажного флота. В июне вышел приказ об утверждении типов судов, орудий и способов добычи водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства. Согласно ему крупнотоннажники в прибрежье не допущены, их владельцы теряют квоты.

"Вести прибрежное рыболовство на БАТМах - это нормально? - вмешался Андрей Крайний. - Уже есть пример Приморского края, где БАТМы в прибрежье тралами все вымели. Теперь там нет "прибрежки".

Дискуссия была прервана на полуслове. После заседания я спросил у Бориса Сорокина его мнение по поводу упомянутого приказа.

"Мы ничего не выиграли, - считает Борис Аркадьевич. - БАТМы вывели из "прибрежки". Но суда типа "стеркодер" там остались. А у них те же тралы, даже более мощные. Тогда, в чем смысл этой меры? Перед тем, как принимать такой нормативный правовой акт, нужно было провести его профессиональную экспертизу. К сожалению, мнение профессионалов у нас не всегда спрашивают".

По разные стороны "стен смерти"

В своем выступлении спикер краевого парламента Борис Невзоров много внимания уделил дрифтерному лову лососей, запрета которого добиваются наши депутаты:

"Дрифтерный промысел ведется на пути миграции лососей, где нагуливается молодь. В качестве орудий лова используются "стены смерти", это многокилометровые порядки жаберных сетей, проходя через которые молодь погибает.

На восточном побережье Камчатки наблюдается подрыв стада лосося из-за использования в этом районе дрифтерного лова, который был переведен с западного побережья 10 лет назад.

46 японских дрифтерных судов работают в нашей экономзоне без наблюдателей. Их вылов намного превышает выделенный лимит. В основном, на борту оставляют нерку. Остальную рыбу выбрасывают за борт.

Запрет дрифтерного промысла увеличит вдвое объемы подхода тихоокеанских лососей к берегам дальневосточных субъектов Российской Федерации".

"У этого лова есть проблемы, - признал директор КамчатНИРО Сергей Синяков. - Действительно дрифтерным флотом изымается преимущественно нерка в силу его возможности вести селективный промысел".

Но, по словам Синякова, дрифтерный лов практически не оказывает влияния на воспроизводство лосося и на его подходы к берегу. Если верить статистике, последние годы даже наблюдается тенденция к росту заходов. Что же касается неофициальных данных о фактах браконьерства, директор института отказался их комментировать.

Мнение участников заседания разделилось. Андрей Крайний не только против запрета дрифтерного лова, но даже выступает за дальнейшее развитие морского промысла лосося. А вот Сергей Миронов, ступив на камчатскую землю, сразу заявил, что поддерживает коллег в их требовании закрыть этот "жестокий вид рыболовства".

Видимо, спор будет продолжаться еще долго, поскольку дрифтерный лов включен в программу государственного мониторинга до 2012 года.

Путинная "стрижка"

На заседании было затронуто еще много важных тем. Например, Сергей Тимошенко обратился к главе ФАР и сенаторам с просьбой отменить все нормативные акты Минсельхоза в области ветеринарного контроля за качеством добытой рыбы: "Поборы растут. Сейчас у рыбаков путина. Их просто "стригут". Уже возникают проблемы с отгрузкой продукции".

Андрей Крайний в очередной раз заявил, что "ветеринарам в порту делать нечего". Такое же заявление он сделал месяц назад на встрече с мурманскими рыбаками.

Когда зашла речь о проблемах коренных малочисленных народов, Андрей Анатольевич признался, что его эта тема всегда "заводит".

"Мы принимаем максимальные меры поддержки КМНС. Сегодня лов в Авачинской бухте закрыт для всех, даже для науки. Пропускаем рыбу на Паратунский рыбозавод. Только для представителей коренных малочисленных народов сделано исключение, они ведут там промысел. Но КМНС сегодня растут в крае в геометрической прогрессии. Три человека - уже родовая община. И каждый из них еще в какой-то общине. Те, кто проиграл конкурсы по распределению лососевых участков, "ныряют" под родовые общины, создают новые. Не надо спекулировать на проблемах КМНС"...

Итог

Обсудив повестку дня, сенаторы приступили к подготовке решений. В частности, правительству России будет рекомендовано ускорить принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок распределения квот.

В Совете Федерации рассмотрят возможность внести новые изменения в закон о рыболовстве. Речь о восстановлении понятия "прибрежное рыболовство", об обеспечении приоритетного права на это рыболовство для предприятий, которые зарегистрированы в соответствующем субъекте России. Кроме того, планируется предусмотреть для градо- и поселкообразующих рыбацких предприятий более льготные налоговые ставки.

Всего же по итогам выездного заседания принято два десятка предложений.

Кирилл МАРЕНИН.


07/08/2008

www.kamvesti.ru

http://www.rybazdes.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=437


Док. 500066
Перв. публик.: 07.08.08
Последн. ред.: 02.10.08
Число обращений: 65

  • Сорокин Борис Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``