В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Сорокин: С характером океанской волны Назад
Борис Сорокин: С характером океанской волны
Борис Сорокин стал капитаном в 28 лет. И с тех пор для него это не должность - судьба. "Ты - не такой, как все", - то и дело говорили молодому капитану, точно критикуя за то, что он выделяется лидерством, чрезмерной ответственностью, требовательностью к себе и другим, неравнодушием. А для Сорокина эти слова были словно бальзам на душу, ведь он абсолютно точно знал: да, он - не такой, как все.

Сегодня Борис Аркадьевич Сорокин - генеральный директор крупнейшего рыболовецкого предприятия Камчатки "Океанрыбфлот". Накануне Дня рыбака он сумел из своего напряженного графика работы выкроить время, чтобы ответить на вопросы журналистов "ПСВ". Правда, интервью получилось не столько праздничным, сколько рабочим, затрагивающим целый ряд проблем рыбной отрасли. Отрасли, некогда сильной и процветающей, а сегодня измученной переделом собственности и правовой неопределенностью. Борис Сорокин рассказал нам о том, что позволяет предприятию жить, а не выживать...

- Борис Аркадьевич, лето - пора не только лососевой путины, но и подведения итогов главной рыбалки - зимней, охотоморской. Как сработали на минтае?

- Можно сказать, что успешно, невзирая на экстремальные климатические условия. Постоянные шторма, отсутствие традиционной ледовой обстановки заставляли флот перемещаться в поисках рыбы. Надо отдать должное нашему начальнику экспедиции Валерию Пономареву. Он впервые вышел в море в этой должности и отлично выдержал настоящее боевое крещение. Очень серьезную работу провел и берег, обеспечив флот всем необходимым.

- По сравнению с остальными рыбацкими предприятиями "Океанрыбфлот" получил максимальное количество квот...

- Да. Но если бы квот было больше, мы сработали бы еще лучше. Охотоморская путина - основа бюджета предприятия, бюджета области. Мы могли бы освоить дополнительно в Охотском море квоты на 7 тысяч тонн рыбы. А значит, больше средств пришло бы в бюджеты всех уровней. Это не меркантильный интерес. "Океанрыбфлот" - "прозрачное", большое предприятие. Об этом я говорил и в Агентстве по рыболовству, с которым мы работаем напрямую, и в Министерстве сельского хозяйства. Понимание есть, лед тронулся.

Приятная особенность нашего предприятия в том, что мы не выживаем, а развиваемся. Лучшее тому подтверждение - внешний вид нашего здания, которое скоро станет самым красивым в городе. Мы глобально ремонтируем и перевооружаем суда. Мы готовы увеличивать флот!

- Приобретаете новые суда?

- Увы, нет. Везде ищем. Существует постановление правительства о строительстве флота. Когда оно вышло, к инвестированию подключились банки, в том числе и близкие к президенту. Мы даже вели разговор с главой Агентства по рыболовству Станиславом Ильясовым на предмет, сколько нужно строить судов, чтобы обеспечить их квотами. Очень продуктивно поговорили... Все сошло на нет. Год тишины. В этом году после обращения Президента РФ к Федеральному Собранию, где проблема была вновь поднята, разговор начинается снова. Стабильности в решении вопроса пока не видно.

- Сегодня на уровне правительства серьезно затронута тема необходимости нормализации положения в рыбной отрасли. Регионам в течение месяца предложено вносить предложения, законодателям предстоит рассмотреть целый ряд поправок к законам...

- Этим делом должны заниматься профессионалы. Именно в этом плане очень сложно обстоят дела и в Министерстве сельского хозяйства, и в Агентстве по рыболовству. Эти две структуры постоянно выясняют, кто главнее, а принимают решения люди, далекие от наших проблем, те, которым все равно. До тех пор, пока не будут услышаны регионы, результата не получим. Пока же раздаются правильные лозунги и обращения. Приняли отвратительный закон о рыболовстве, а теперь его будут размывать, вносить дополнения. Все наши беды вытекают из непрофессионализма чиновников.

- Борис Аркадьевич, отвлекаясь от оценки положения в рыбной отрасли в целом, обратимся к сугубо камчатским проблемам. Одна из них - добыча нефти на Западно-Камчатском шельфе. Какую позицию в этом вопросе занимаете вы?

- Я категорически против. Перед нами реальный пример - мертвая зона Сахалина. У нас уникальный край, богатейшее место. Нет богаче дальневосточного бассейна. Добыча нефти поставит крест на биологическом разнообразии моря.

- Может быть, есть смысл бороться не с добычей углеводородного сырья, а за применение новейших технологий?

- Это пустые разговоры. Нет сегодня таких технологий, позволяющих сохранить биологическое разнообразие. Корейцам, которые придут добывать нефть, нет никакого дела до наших богатств. Поэтому мы активно боремся против ведения на шельфе разведки и добычи нефти.

Меня в данной ситуации глубоко обижает, да и любого камчадала должно обижать то, как на нас цыкнули и топнули сверху. Нашего мнения никто не спросил. А ведь Камчатка, кто бы что ни говорил, всегда жила и будет жить именно рыбой.

- Борис Аркадьевич, чем объясняется то, что суда вашего предприятия не попадают в сводки нарушителей и тем более браконьеров?

- Как я уже говорил, мы - "прозрачное", законопослушное предприятие с отличной репутацией. У нас в принципе не может быть такого, чтобы судно производило "левую" продукцию. Я требую от капитанов компетентности в знании законодательных актов. Мы следим за всеми изменениями в регламентирующих документах, направляем людей на учебу. Представителей контролирующих органов на судне встречают не с позиции "виноват - исправлюсь", а как взаимодействующие структуры.

Доказательством нашей законопо-слушности можно считать и то, что и предприятие, и многие наши сотрудники отмечены наградами контролирующих органов, в том числе и Пограничной службы ФСБ России. Нас приглашают, как добрых друзей, на праздники, мы участвуем в совместных совещаниях, к нашему мнению прислушиваются.

- В море капитан - лицо предприятия. Каким должен быть первый человек на судне, чего вы от него требуете?

- Действительно, к капитанам у нас особые требования. Настоящего капитана экипаж любит. К нему идут со своими проблемами. Он должен все знать, все чувствовать. Понимать, когда человеку особенно нужна поддержка. Он должен суметь ответить на любой вопрос, быть компетентным в любой области. Я считаю, что капитан состоялся, если люди хотят работать именно с ним. У нас приветствуется, когда капитан сам набирает себе экипаж.

И я не понимаю, когда капитан приходит и говорит: "А что я сделаю, если экипаж пьет?" Значит, он сам пьет. Такой капитан нас не устраивает. Дисциплина на судне стоит во главе угла. Необходимость единоначалия неоспорима.

Еще совсем недавно у капитанов было потребительское отношение. Руководство компании, совет директоров сумели менее чем за два года кардинально изменить ситуацию, вывести компанию из удручающего состояния. Произошел переворот и в сознании капитанов, экипажей, береговых структур. Отныне все береговые структуры не паразитируют, а работают на море. И разговор с капитаном сегодня строится так: берег вас всем обеспечил? Вопросов нет? - Тогда вопрос к вам...

- Как живется в "Океанрыбфлоте" простому рыбаку?

- Нормально живется. Мы - одно из немногих предприятий, где рыбак получает все социальные гарантии. Это и полноценный отпуск, и оплата проезда на материк. Мы стараемся создать хорошие условия для работы в море, понимая, насколько тяжел их труд. Я открыто говорю экипажам: если вас плохо кормят - виноваты три человека: капитан, второй помощник и шеф-повар. Сегодня на питание в море мы тратим по 145 рублей на человека в день. При коллективном питании это очень неплохая сумма.

Мы ввели должность флагманского врача, в обязанности которого входит анализ психологического климата на судах. Именно на врачей мы возложили обязанности психологической помощи членам экипажа. Когда-то с проблемами шли к священнику, потом к помполиту...Человек не должен замыкаться в себе. Тем более в море.

Мы не забываем о своих ветеранах. Ежемесячно от предприятия они получают прибавку к пенсии, рыбные наборы к праздникам 9 Мая, к Дню рыбака, 7 ноября, а кроме праздников - ежеквартально. Вместе с ветеранами мы отмечаем праздники, они делятся опытом.

То есть мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы человеку нормально жилось и работалось. А вот берег не может обеспечить рыбаку достойный тыл в широком понимании этого понятия. Каково человеку, который несколько месяцев находится в море, осознавать, что его семья не защищена от разгула криминала, от бытовых проблем. Я не раз поднимал эту проблему и на областном, и на городском уровнях. Пока ощутимого результата нет.

- Говорят, к вам на предприятие непросто устроиться...

- Неправда, устроиться к нам можно. Но то, что мы фильтруем кадры, - это однозначно. Кого попало не берем. В нашей компании существует так называемый "черный" список. В нем - пьяницы, прогульщики, люди, которые не понимают специфики нашей работы. Для них двери в "Океанрыбфлот" закрыты навсегда. Нам бы хотелось, чтобы такие списки были и в других компаниях, чтобы мы ими обменивались. "Океанрыбфлот" был и остается кузницей настоящих морских профессиональных кадров. Люди, которые прошли нашу школу, известны не только в области, но и за ее пределами.

А вот нынешний год нетрадиционно тяжелый по части кадров. Мы это прогнозировали, об этом я говорил и ректору КамГТУ Богданову, и губернатору области Машковцеву. Система зачеркнула в человеке радость труда. Почему руководителей рыбацких предприятий не приглашают в наш так называемый профильный университет, где готовят специалистов морских специальностей? Почему не организовывают встречи молодежи с ветеранами?

Вспомните прежнюю Камчатку рыбацкую, где проводились слеты, существовало звание знатного рыбака Камчатки. Дети впитывали в себя эту романтику. В том, что сегодня этого нет, - вина прежде всего нашей власти.

- "Океанрыбфлот" все-таки пытается возродить лучшие традиции.

- Стараемся. Например, обязательно встречаем и провожаем суда под музыку, торжественно. Я лично или же директор по флоту встречаем возвращающиеся с промысла экипажи. Людей нужно уважать.

- Борис Аркадьевич, продукция вашего предприятия неодно-кратно представлялась на российских и международных выставках и без наград не оставалась. Вы награждены орденом "Национальной славы"...

- Это действительно так. Например, на Всероссийской выставке "XXI век. Знак качества" мы взяли и бронзовые, и золотые, и платиновые награды, получили титул предприятия высокого качества. Это - брэнд, это - подтверждение качества нашей работы. Партнеры в России и за рубежом ассоциируют "Океанрыбфлот" прежде всего с надежностью.

Мы - предприятие со здоровыми амбициями, и сегодня сильнее и крепче нас в Дальневосточном бассейне нет.

- Наша встреча проходит накануне самого главного для Камчатки праздника - Дня рыбака. Чего бы вы пожелали вашим коллегам - тем, кто сегодня в море, кто обеспечивает флот на берегу?

- Здоровья, мира, понимания, благополучных рейсов и достойной зарплаты. И обязательно надежного тыла в широком смысле понимания.

А своему предприятию я желаю, чтобы нам не мешали. Мы ни у кого ничего не просим, главное - не мешайте.


Людмила ШИТОВА, Антон МИХАЙЛОВ, студент отделения журналистики филфака Камчатского государственного университета.

http://www.svrpu.ru/psv/3789/0050.shtml

11.07.2005

Док. 500014
Перв. публик.: 11.07.05
Последн. ред.: 02.10.08
Число обращений: 175

  • Сорокин Борис Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``