В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Феликс Алексеев: Задыхаясь от мусора Назад
Феликс Алексеев: Задыхаясь от мусора
О масштабности экологической проблемы в Калининградской области многие даже и не подозревают. Речь идет, прежде всего, о незаконном ввозе токсичных отходов на территорию российского эксклава из стран Европы, который давно не является тайной. Калининградская область, тем временем, стоит на пороге экологического кризиса.

Решать проблему незаконного ввоза токсичных отходов региональное правительство принялось сравнительно недавно. Губернатор Георгий Боос заявил, что возьмет вопрос под личный контроль. Шевелиться начали и областные министры.

Одним из способов предотвратить возможную экологическую катастрофу кабинет региональных министров во главе с г-ном Боосом увидел в строительстве технопарковой зоны под Славском. Согласно проекту, в основе производства, организованного на территории технопарка лежит переработка покрышек. Технопарковую зону пока что не построили, а отработанные покрышки продолжают накапливаться. Свалки Европы ежегодно пополняются несколькими миллионами тонн таких отходов. Впрочем, в России существуют технологии, способные снизить остроту данной проблемы. В нашей стране уже много лет ведутся научные исследования по возвращению старых автопокрышек в промышленный оборот. Более того, уже внедрены технологии по переработке покрышек и производству из этого сырья топочного мазута, газа для заправки автомобилей, а также покрытий для стадионов, спортивных площадок и теннисных кортов.

Тем не менее, переработка покрышек, хоть и экологически оправданное производство, но довольно дорогое, не только для России, но и для всего мира. Именно поэтому и появились теневые каналы их вывоза за территорию Евросоюза. "Расчет у недобросовестных европейских предпринимателей простой: если токсичные вещества утилизировать по всем правилам у себя на родине, то за каждую тонну отходов придется заплатить около 1000 долларов. А вывоз в Россию просроченной и токсичной продукции под видом нормального товара обойдется в 20-30, максимум 50 долларов. Это таможенные пошлины. Разница очевидна" - отметил эколог Владимир Сливяк.

Яркий пример - ситуация, сложившаяся на границе два года назад. "Покрышки привезли из соседней Литвы, - рассказывает пресс-секретарь Неманской таможни Оксана Федорова. На пункте пропуска выяснилось, что документы, по которым автомобильный хлам прошел литовскую таможню, поддельные. Решено было отправить шины на экспертизу. Через три дня вердикт был готов - резина не пригодна к употреблению и содержит опасные токсические вещества. "Это не товар, как было указано в документах, - это отходы".

Позднее выяснилось, каким образом этот опасный груз переправлялся через границу в Калининградскую область. Напомним, что согласно Базельской конвенции "О контроле за трансграничной перевозкой опасных грузов", токсичные и другие опасные вещества запрещено перемещать через границу. Однако на деле контроль осуществляется далеко не лучшим образом. Фирма-отправитель - частная литовская организация. В качестве получателя выступила оффшорная российская компания, которая просуществовала меньше месяца и, по всей видимости, была создана для проведения лишь одной сделки. Отыскать ее и призвать к ответственности компетентные органы так и не смогли. В течение последующих двух лет Россия пыталась вернуть опасный груз в Литву. Однако несколько серий судов и переговоры с Прибалтикой ни к чему не привели. На днях 61 тонну опасных токсичных отходов решено было утилизировать за счет федерального бюджета.

Еще одна проблема заключается в том, что, по мнению многих экспертов, в ближайшее время количество мусора, поступающего в Россию, будет только нарастать из-за ужесточения европейских экологических законов. Увеличение мусорных потоков затронет всю северо-западную часть России, в том числе и Калининградскую область.

Однако эту информацию опроверг заместитель председателя комитета по экологии областной думы Феликс Алексеев. Он считает мусорный вопрос решенным. В частности, г-н Алексеев отметил, что проблема незаконного ввоза отходов на территорию Калининградской области из Европы существовала в начале-середине 1990-х годов. Тогда покрышки ввозились в качестве товара бывшего в употреблении. С тех пор Калининградскую область заполонили старые покрышки из Европы, пояснил эколог.

"Сейчас приняты соответствующие меры, контрольные службы работают, поэтому практики ввоза покрышек уже нет,- заявил Феликс Алексеев,- Слухи о том, что кто-то целенаправленно пытается загрязнить экологию региона и о том, что Калининградская область - свалка Европы - это чепуха". По его словам, не только в России, но и в благополучных европейских странах, таких как Германия, Австрия, Швеция, есть недобросовестные бизнесмены, которые ради собственной наживы, сбрасывают отходы куда дешевле, а не куда безопасней для экологии.

Варианты решения проблемы, по мнению Феликса Алексеева, заключаются в создании соответствующей инфраструктуры. В качестве примера эколог привел недавно запущенный пункт переработки покрышек, из которых в последствии получаются добавки для асфальта и бетона. Впрочем, г-н Алексеев посетовал на то, что одного такого предприятия явно недостаточно, необходима целая сеть таких объектов. "Тем более, что качество калининградских дорог таково, что покрышки стираются очень быстро",- заявил Феликс Алексеев.

Помимо токсичных покрышек в Калининградской области накапливается до 500 тыс. тонн твердых бытовых отходов, эта цифра неуклонно растет. Сейчас на свалках региона захоронено 15-18 млн тонн отходов. Похоже, все единодушны во мнении, что пора взяться за "генеральную уборку". Тем не менее, темпы мусоропереработки пока не соответствуют и еще не скоро приблизятся к цифре производимых областью отходов.

29.06.2006

Игорь Литвиненко

westrus.ru

http://www.statusexpert.ru/modules/news/article.php?storyid=549


Док. 499929
Перв. публик.: 29.06.06
Последн. ред.: 02.10.08
Число обращений: 147

  • Алексеев Феликс Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``