В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Николаев: Парламентарии разочаровались в ЕГЭ Назад
Михаил Николаев: Парламентарии разочаровались в ЕГЭ
Результаты Единого госэкзамена (ЕГЭ) в 2008 году оказались удручающими. Более четверти российских школьников не справились с экзаменом по основным предметам: по математике двойки получили 23,5% учащихся, по литературе - 25,3%. Недовольные оценками своих знаний школьники подали 20 тысяч апелляций.

С одной стороны, эти цифры показывают, что ЕГЭ отразил реальное состояние дел в российском образовании, уровень которого из года в год падает. С другой стороны, как отмечает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, провалилась сама тестовая форма итоговой оценки знаний. "В этом, - по его словам, - убедились уже все мировые державы. Даже в США тестовый экзамен добровольный, но не является обязательным при поступлении в вуз. Дело в том, что тест имеет очень большую вероятность ошибки - до 80%. Даже опытный человек в ответе на одни и те же вопросы в зависимости от своего психического состояния на момент ответа, физического состояния и многих других факторов может допустить ошибку. Тестовая форма имеет право на существование лишь в промежутке между обучением".

Правомерность суждений Комкова подтверждается еще и тем, что из 20 тысяч поданных апелляций 7,5 тысяч уже удовлетворили. А это значит, что в каждом третьем случае компьютер или преподаватель допустили ошибку, следовательно, процедура ЕГЭ нуждается в серьезной доработке. И говорят об этом сейчас уже не только школьники, их родители, школьные учителя, преподаватели вузов, но и сами чиновники. Так, руководитель столичного департамента образования Ольга Ларионова на заседании правительства Москвы заявила, что "механическая оценка - не всегда действительно хорошая форма проверки знаний школьников, ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки успешности наших выпускников". Она настаивала на том, что экзаменаторы должны рассматривать и то, как ребенок учился, начиная с первого класса. Министр образования Андрей Фурсенко, присутствовавший на том же заседании, поддержал свою коллегу.

Одна из причин, побудивших ввести ЕГЭ, была борьба со взятками в школах. Однако в результате упал уровень подготовки школьников, поскольку, как отмечают эксперты, вместо того чтобы развивать личность ребенка, учить его мыслить, учителя занимаются "натаскиванием" на сдачу ЕГЭ.

Не стоит ли нам вернуться к прежней школьной экзаменационной системе, а огромные средства, которые идут на проведение ЕГЭ, направлять в школы? С таким вопросом корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Все парламентарии были сильно разочарованы результатами ЕГЭ. Некоторые призывают к реформе системы единого госэкзамена, однако большинство считает провал российских школьников следствием ее неустранимых недостатков.

Михаил Николаев
Систему ЕГЭ отменять нельзя, ее нужно улучшать, убежден заместитель председателя Совета Федерации, представитель в СФ от правительства республики Саха (Якутия) Михаил Николаев, являющийся также главой Национального общественного комитета "Российская семья".

"Пока ЕГЭ не соответствует учебной программе, но отменять эту экзаменационную систему нельзя, ее необходимо совершенствовать", - заявил сенатор.

По словам парламентария, при большом количестве минусов ЕГЭ имеет и плюсы. "Во-первых, это способ борьбы со злоупотреблениями при приеме экзаменов, а, во-вторых, он уравнивает возможности учащихся больших и маленьких городов при поступлении в вузы", - пояснил Николаев.

Между тем политик обратил внимание на то, что "основу российского образования всегда составляли экзамены, а не тесты, при которых происходит отсекание нестандартно мыслящих людей, а все выпускаемые учащиеся становятся одинаковыми, как инкубаторские цыплята".

Сенатор также подчеркнул, что "образовательный процесс должен носить духовно-нравственный, воспитательный аспект, раскрывать красоту человеческой души, о чем раньше писали в школьных сочинениях". "Вместо этого, - возмущенно констатировал он, - в тесте по ЕГЭ стоит вопрос о том, сколько раз Наташа Ростова собиралась выходить замуж". В этой связи Михаил Николаев посоветовал Минобразованию "сделать определенные выводы из результатов ЕГЭ".

Леонид Белов
Разочарован итогами ЕГЭ член Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов.

"Результаты ЕГЭ оказались хуже, чем можно было бы предположить", - заявил сенатор.
Больше всего парламентария повергло в ужас количество апелляций, причем как поданных, так и удовлетворенных. "Уверен, что если бы все обиженные ребята подали апелляции, то их оказалось бы в два раза больше. А то, что третья часть от всего количества жалоб была удовлетворена, говорит о колоссальнейших недочетах системы ЕГЭ" - подчеркнул Белов.

В то же время он считает, что возвращаться к прежней школьной экзаменационной системе не стоит. "Тот вариант тоже в какой-то степени был ущербным - в нем сильное влияние имел человеческий фактор. Поэтому нужно создать такой экзамен, который был бы объективней, чем раньше, и человечней, чем сейчас", - сказал политик и предложил для этого "идти по спирали, по схеме "отрицание отрицания", когда постепенно отсекается все плохое и из старой системы, и из новой, и в результате получается то, что необходимо". При этом Леонид Белов посоветовал чиновникам перестать "издеваться над школьниками и все свои новшества тщательнейшим образом опробовать вначале на машинах, которые путают цифры и дают сбои".

Олег Пантелеев
Вернуться к существовавшей ранее школьной экзаменационной системе призывает первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев.

"Нам необходимо вернуться к прежней экзаменационной системе, а уходящие на проведение ЕГЭ миллионы направлять на развитие школ", - заявил сенатор.

Указав на огромное количество недоработок системы ЕГЭ, парламентарий сообщил, что ему известно об утечке ответов, которые можно было найти в интернете по большинству предметов. "Вот и получилось, что одни, покопавшись в интернете и заучив шаблоны, получили пятерки, а другие, имея хорошие знания и не нуждаясь в подсказках, - двойки, поскольку растерялись в новой обстановке", - подчеркнул политик.

Сенатор также выразил благодарность чиновникам за то, что они пока не ввели ЕГЭ в вузах. "Не хотел бы я попасть к врачу, аттестованному по шаблонам из интернета. Так что спасибо нашим чиновникам хотя бы за это", - с горькой иронией заключил Олег Пантелеев.

Анатолий Лысков
В образовательном процессе на первом месте должен быть преподаватель, а не машина, убежден председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.

"В системе ЕГЭ преподаватель оказался отодвинутым машиной на задний план, чего в образовательном процессе быть не должно", - заявил сенатор. "Мы забыли о категории "учитель", хотя уровень знаний зависит именно от педагога", - подчеркнул парламентарий.

Сообщив, что он с самого начала был противником ЕГЭ, политик посоветовал "придумывающим всяческие новшества не игнорировать мнения тех, кому с этими новшествами придется работать". При этом Анатолий Лысков выразил уверенность в том, что если бы колоссальные средства, идущие на проведение ЕГЭ, направлялись в школы, то и "уровень образования детей стал бы повышаться, и школьные поборы прекратились".

Любовь Слиска
"Не совсем правильно продуманным экспериментом в российском образовании" назвала систему Единого госэкзамена вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска.

"Полученные в этом году результаты ЕГЭ говорят о том, что чиновники, которые ратовали за его повсеместное использование, должны подать в отставку", - заявила депутат. "Тот, кто предложил ввести в России систему Единого госэкзамена, очень плохо знает итоги его применения на Западе: многие страны отказались от такой системы", - добавила она.

Парламентарий назвала преступлением незнание школьниками русской литературы и русского языка, которое стало очевидным по итогам ЕГЭ. "Мы должны вернуть классическую школьную экзаменационную систему. А с коррупцией надо бороться не с помощью ЕГЭ, а с помощью законов", - подытожила Любовь Слиска.

Виктор Шудегов
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов считает, что у российских школьников должен быть выбор способа сдачи экзаменов - ЕГЭ или классическая экзаменационная система.

"Я считаю, что необходимо предоставить российским школьникам право выбора: сдавать экзамен в форме ЕГЭ или по старой классической системе", - заявил депутат. "В этом году школьники сдавали ЕГЭ в последний раз в качестве эксперимента", - добавил он.

По словам парламентария, "один из плюсов ЕГЭ - этот экзамен позволяет выявить объективную картину, поскольку благодаря этой системе мы имеем полную информацию по качеству подготовки и уровню знаний российских школьников". "Есть основания говорить, что в России не все в порядке с учебным процессом и качеством подготовки. Мы действительно не учим сегодня школьников логично, красиво и грамотно формулировать свои мысли", - подытожил Виктор Шудегов.

Екатерина Лахова
Россия должна вернуться к прежней школьной экзаменационной системе, а средства, которые идут на проведение ЕГЭ, необходимо направить в школы, убеждена заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, член фракции "Единая Россия" Екатерина Лахова.

"Российская система образования больна и лечить ее надо не с помощью ЕГЭ", - заявила депутат.

По мнению парламентария, исправить состояние нынешней системы образования "можно с помощью ее реформирования". При этом она подчеркнула, что "реформировать ее надо не только за счет системы ЕГЭ".

"Уровень подготовки, например, по литературе невозможно определить с помощью тестов. Ребенок должен общаться", - заключила Екатерина Лахова.

Олег Смолин
Российские школьники из-за несовершенства системы ЕГЭ в следующем году рискуют остаться без аттестатов, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин.

"С каждым годом ЕГЭ обрастает скандалами, но за скандалами люди очень часто не видят важных вещей", - заявил депутат. "Со следующего года, когда Единый госэкзамен может стать обязательным, исчезнет система "два плюс один" - при сдаче учеником экзамена на двойку ему ставят тройку. Это означает, что если сегодня 25% российских школьников не сдали литературу, 23% математику и 11% русский язык, то в следующем году все эти дети рискуют остаться с "волчьим билетом" вместо аттестата, если, конечно, не будут внесены изменения в законодательство", - добавил он.

По словам парламентария, "учитывая, что у ЕГЭ есть некоторое количество сторонников, был разработан вариант законопроекта о добровольности Единого госэкзамена и об исключении из ЕГЭ литературы, истории и обществознания - предметов, где упор делается на воспитание, а не запоминание". "Этот законопроект находится в Госдуме, и думаю, что осенью он будет вынесен на голосование", - заключил Олег Смолин.


19.06.2008
http://www.regions.ru/news/2150020/

Док. 499631
Перв. публик.: 19.06.08
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 81

  • Николаев Михаил Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``