В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ципко: Опорные точки Назад
Александр Ципко: Опорные точки

На чем держится наша русская или российская идентификация, каковы ее опорные точки? Я придерживаюсь того мнения, что российская идентификация, как она сложилась, держится не столько на языке, не столько на этнической принадлежности и даже не столько на религии, сколько на исторической памяти и отношении к государству. У меня такое впечатление, что мы вспомнили о Русском мире не потому, что он распадается за рубежом, о чем свидетельствуют события в Украине. Проблема в том, что Русский мир умирает в самой России, и это самое важное. Проблема Русского мира - это проблема состояния России как государства. Но, на мой взгляд, дело не только в положении России на международной арене, не только в ее экономической мощи, но в ее культурном, духовном состоянии и состоянии исторической памяти.

Россия и русскость - это историческая память, отношение к государству, сопереживание своему государству. Рискну утверждать, что именно история СССР, Советский Союз значительно подорвали Русский мир. Потому что доминировала идеология, которая исключала или прерывала историческую память. Поколения людей воспитывались на том, что нашей Родиной является Октябрь, и поэтому уход из самосознания людей Русского мира, великих русских побед и так далее, на мой взгляд, значительно подорвали эту русскость.

Я - дитя Одессы. Русский язык, какие-то наречия, этничность в Одессе вообще не играли роли. Но сам факт, что перед нами, одесситами, была красивая старая Одесса - Дерибасовская, порт и так далее - имел важнейшее значение. Это была история страны, мы выросли в ней, и вся моя русскость связана с той русскостью, которую нес мой город.

По моему глубокому убеждению, в нынешней России ситуация очень сложная. Я ощущаю, что у нового поколения русских эта историческая память еще хуже, чем у нас.

Когда общаешься с аудиторией в 3-4 сотни человек, то ясно видно, что какие-то опорные исторические точки у них вообще отсутствуют, они как бы живут с нуля. В наше время хотя бы ругали царскую Россию, но все-таки она в сознании присутствовала - пусть и через негатив. Нынче - иначе, и, мне кажется, это очень серьезно.

Раз мы говорим о Русском мире, то нужно четко определить: он не похож ни на армянский, ни на еврейский, ни на китайский, ни на греческий. Я иногда слышу, что, например, еврейский мир - это язык. Нет, не язык, потому что язык утерян. Это религия и ощущение страданий и драмы. Русский мир совершенно другой - и в этом, может быть, его сила и слабость. Он держится не на религии. Он держится на приобщенности - конечно, через язык - к русской истории и исторической памяти.

Поэтому, когда мы обращаем внимание на спасение Русского мира, это не только наша культурная политика, связанная с поддержкой церкви или языка. Это воспроизводство исторической памяти в нас самих - через нашу нынешнюю российскую культуру. Сами наши ценности должны быть воспроизведены, - а это и исторические свершения, и победы, и драмы.

Говорилось об отношении к государству как об одном из критериев принадлежности к Русскому миру. Но давайте не забывать, что налицо и негативное отношение к государству, в частности, к советскому государству. И если мы думаем о консолидации Русского мира, то должны быть готовы к очень серьезным дискуссиям по темам, которые фактически открыты до сих пор. Скажем, о том, что во время Второй мировой войны немалая часть Русского мира была по другую сторону линии фронта...

У всех свежи впечатления от воссоединения церквей, произошедшего недавно, в связи с чем много говорили об окончании Гражданской войны. Но если Гражданская война 1918-1922 годов уже настолько далека от нашего исторического сознания, что мы готовы и прах полководцев переносить, и вообще признать, что наследие "белого движения" - это и наше наследие тоже, то в отношении Второй мировой такая дискуссия только распечатывается. Мне кажется, что именно преемственность с Российской империей, а не с Советским Союзом, может быть объединяющим началом для Русского мира. Но эта преемственность должна включать и советское наследие.

Опыт конгрессов соотечественников, которые проводились в последнее время, говорит, что существует колоссальный разрыв, пропасть между русскими людьми из дальнего зарубежья и русскими из стран СНГ. На менталитет, на ощущение себя в мире весьма действует понимание того, что не страна вместе с тобой ушла из России, а от твоей страны ушли российские границы.

Сегодняшний Русский мир многослоен. В нем есть мир первой и второй волн эмиграции, где люди идентифицируют себя, прежде всего, со старой Россией и противостоят России советской. Есть третья волна - это уже люди советской культуры, тоже в определенной мере противостоящие системе. И "третий мир" - русские в странах СНГ, от которых "ушли границы". Я думаю, объединить их очень непросто. Но одной из основ этого объединения может стать тезис о преемственности современной России Российской империи, а не Советскому Союзу.



Александр ЦИПКО

Главный научный сотрудник

Института международных экономических

и политических исследований РАН





http://www.fondedin.ru/


Док. 499539
Перв. публик.: 01.07.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 104

  • Ципко Александр Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``