В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Иванов. Выбор приоритетов как национальная стратегия Назад
Сергей Иванов. Выбор приоритетов как национальная стратегия
За достаточно короткое время с момента создания Общественной палаты она зарекомендовала себя как деятельный, а главное, дееспособный орган, предлагающий новые механизмы экспертного изучения и гражданского контроля, наиболее значимых для государства и общества проблем. И мне представляется крайне важным, что в поле зрения Палаты оказались актуальные проблемы формирования промышленной и инновационной политики.



Считаю, что именно они будут определять качество экономического роста, конкурентоспособность страны на глобальном рынке и, в конечном итоге, уровень жизни россиян на длительную перспективу. Не случаен и выбор места проведения нашей встречи. МГТУ имени Баумана является старейшим техническим университетом России. Я это хорошо знаю, бывал здесь, несмотря на то, что я по одному из высших образований филолог. С МГТУ имени Баумана связаны выдающиеся достижения как в области научной и инженерной мысли, так и в организации производства промышленной продукции мирового уровня, реализации того самого инновационного прорыва, которые обеспечивает конкурентоспособность и безопасность нашего государства. И сегодня традиции и потенциал Бауманки позволяют в полной мере реализовывать самые смелые научные и технические решения, обеспечить не только глубокую научную подготовку молодых ученых и инженеров, но и привить им способность работать в новых экономических условиях, в рыночных условиях и при этом оставаться настоящими патриотами.

Естественно, развивающаяся российская промышленность остро нуждается в таких специалистах. Ведь в условиях глобализации конкурентная борьба все больше перемещается из сферы собственно производства в область развития экономики знаний, что, в свою очередь, непосредственно влияет на все процессы, связанные с реализацией промышленной политики. А она призвана обеспечить гармоничное развитие реального сектора экономики, который не только определяет качественный уровень производственной и социальной среды, но и позволяет нашей стране идти в ногу с научно-техническим прогрессом, научно обеспечивать свою оборону и безопасность.

Очевидно, что в последнее время в российской экономике наметились определенные позитивные тенденции, которые свидетельствуют о наличии в ней существенного потенциала для дальнейшего роста. Дело теперь за тем, чтобы максимально использовать имеющиеся у нас возможности в интересах диверсификации отечественной экономики. Считаю необходимым особо отметить, что диверсификация - это не просто экономическая стратегия, направленная на ликвидацию нашей все еще значительной зависимости от сырьевого экспорта, это ключевое условие восстановления России как сильного, процветающего и влиятельного государства. То есть государства, которое проводит независимую внешнюю и внутреннюю политику, отвечающую собственным национальным интересам, своему видению демократии и социальной справедливости, основанному не на заемных схемах, а на исторических традициях нашего отечества и, конечно, реалиях современного мира.

Экономический поворот такой глубины и сложности, какие у нас сейчас наблюдаются, невозможен без эффективного участия государства. Это участие, по моему глубокому убеждению, должно заключаться не в жестком командно-административном управлении, а в создании благоприятных условий для того, чтобы бизнес охотно вкладывал свои деньги в развитие перерабатывающих отраслей промышленности, в энергетику, транспорт, связь. В одних отраслях это уже происходит, в других подобные тенденции еще очень слабы или недостаточны. Нам вряд ли удастся добиться стратегического инновационного эффекта, если в работу не включится максимальное количество частных инвесторов. При этом совершенно очевидно: для того чтобы инвестиции потекли в реальную экономику, государству необходимо адекватно исполнять и использовать весь набор имеющихся у него инструментов.

По большому счету, мы сейчас находимся в начале пути, который способен вывести Россию на действительно передовые рубежи технологического развития. А для этого необходимо ясно видеть те направления науки и техники, которые являются прорывными, то есть обеспечивающими качественные революционные изменения в технологиях. Именно на подобных разработках, способных стать настоящими точками роста, точками запуска цепной реакции многовекторного развития всей российской экономики, мы и будем сосредотачивать интеллектуальные, организационные и финансовые ресурсы.

Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Примером может служить созданная схема государственного управления и финансирования нанотехнологий и наноматериалов, которые призваны совершить настоящую революцию практически во всех сферах человеческой деятельности - от сельского хозяйства и промышленности до генной медицины и космических исследований. Естественно, крайне важно не совершить ошибку в выборе приоритетов. А для этого нам просто необходима эффективная система стратегического научно-технического планирования. Она позволит сформировать на среднесрочный и долгосрочный периоды четкое представление о том, за какими технологиями и продуктами будущее и какие из них могут рассчитывать на завоевание рынка. То есть не что мы можем произвести, а как мы это продадим и какие рынки при этом захватим. При этом очевидно, что прогнозы будут тем точнее, чем более широкий круг представителей науки, власти, бизнеса, политических и общественных организаций будет участвовать в их составлении. Лишь при таком подходе удастся избежать бюрократической келейности и анонимности, когда сверху спускается неизвестно кем подготовленный план развития, и непонятно, с кого потом спросить за результат, особенно в случае отсутствия этих результатов.

Таким путем мы, кстати, пошли и по проекту нанотехнологий, на который государство в последнее время, что в своем Послании президент особо подчеркнул, выделяются значительные средства. Они и раньше выделялись, но не так масштабно, как об этом было объявлено в Послании - свыше 100 миллиардов рублей. В этой связи мы создаем совет по нанотехнологиям при правительстве Российской Федерации, куда войдут представители двух палат парламента, нашего общественного совета, других органов гражданского общества, именно для того чтобы изначально сама структура совета и дальнейшая деятельность госкорпораций по нанотехнологиям была абсолютно прозрачной для общества.

Что касается реализации проектов, направленных на развитие инновационной инфраструктуры, то здесь государство готово подставить свое плечо бизнесу. Мы планируем предоставить промышленности и бизнесу достаточно широкий набор современных качественных инструментов инвестиционной политики и поддержки инноваций. В их числе я бы назвал механизмы софинансирования проектов. Эта форма у нас уже запущена - в хорошем смысле этого слова. Я имею в виду инвестиционные проекты, которые начали воплощаться и которые изначально предусматривают механизм софинансирования. То есть совершенствование процедуры размещения государственного заказа, субсидирование процентных ставок по кредитам в приоритетных отраслях, привлечение ресурсов инвестиционного фонда, банка развития, венчурных компаний, создание технопарков и особых экономических зон, гибкая таможенная политика. Хотя признаю, что на сегодняшний день, конечно, наша таможенная политика гибкой не является, здесь еще предстоит много работать.

Теперь о больном - о налогах. Российское законодательство в этой сфере, с одной стороны, является сегодня одним из наиболее либеральных в мире. Существующие ставки налогообложения, казалось бы, позволяют бизнесу чувствовать себя достаточно комфортно. Вместе с тем недостатки в части администрирования налогов, прежде всего НДС, не способствуют созданию продукции высокой добавленной стоимости и росту внутреннего спроса на такую продукцию. То есть очень часто мы сталкиваемся с тем, что внутренний рынок у нас еще не готов воспринять ту или иную высокотехнологичную продукцию.

Знаю, что в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей проводится серьезный анализ последствий возможного снижения или даже полной отмены НДС. Хотелось бы выслушать позицию предпринимательского сообщества по этому вопросу, подкрепленную, конечно, соответствующими расчетами и обоснованиями. От себя могу сообщить, что правительство сейчас также активно занимается вопросом совершенствования налогообложения. Идет кропотливая работа, направленная на согласование позиций министерств и ведомств, изучаются мнения независимых специалистов. Хотя вы можете справедливо возразить, что долго изучается. Как у нас сейчас принято говорить, кто-то внес в правительство проект документа, а вот с выносом его в готовом виде у правительства иногда годы уходят. Думаю, что наша совместная с вами работа позволит максимально оптимизировать существующую налоговую систему.

В качестве примера - последнее заседание по лесу, по лесопереработке Комиссии по промышленности, транспорту и связи при правительстве. Лесной кодекс приняли современный, прогрессивный, а правила игры, которые позволяют частному бизнесу обустраивать нормальную деревообрабатывающую отрасль - направленную не на вывоз кругляка, а на глубокую переработку древесины, - вот этих правил для бизнеса до сих пор нет. И это притом, что вся отрасль давно частная, там давным-давно вообще нет государственных игроков. Опыт зарубежных государств показывает: кумулятивный эффект, обусловленный многократным увеличением налоговой базы, с лихвой перекрывает потери, связанные со снижением процентных ставок.

Наряду с перечисленными мной мерами значительно будут расширены объемы финансирования научно-исследовательской деятельности и технического перевооружения предприятий. Подчеркиваю, финансирование идет и будет идти не в целях поддержания на плаву убыточных слабых предприятий, а именно для внедрения в реальную экономику новых, действительно высоких технологий. То есть поддержка будет осуществляться, прежде всего, тех предприятий, которые сами стремятся переоборудовать свой парк, продвигать научно-технический прогресс, выступать с инновациями, выходить на рынок с новыми продуктами. Вот таким предприятиям мы будем помогать в первую очередь.

Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что нашим настоящим кладезем самых передовых научных идей и конструкторских решений является отечественный оборонно-промышленный комплекс. Нравится кому-то или нет, но это факт. Вообще, ОПК можно с полным основанием назвать своего рода локомотивом диверсификации. Оборонка постоянно увеличивает объемы производства продукции, предназначенной как для гражданских отраслей, так и непосредственно для потребительского рынка. Оборонные предприятия стали крупнейшими поставщиками оборудования нефтегазового, транспортного, энергетического комплексов, производителями товаров длительного пользования, в первую очередь, бытовой электроники и электротехники.

В силу должностных обязанностей мне часто приходится бывать на различных предприятиях ОПК, и поверьте, то, что производят наши оборонщики, способно на равных конкурировать с лучшими импортными образцами. Например, известный производитель боевых самолетов авиационная корпорация "Сухой" сейчас активно разворачивает работы по созданию нового регионального пассажирского лайнера "Супер Джет-100", который делается в кооперации с "Боингом". И этот продукт, в котором нуждается и страна, и отрасль, и пассажиры, должен уже в 2009 году начать первые свои плановые полеты на пассажирских линиях.

Более того, некоторые российские ноу-хау, тот же проект создания плавучей атомной электростанции, начинались еще в советское время, но только сейчас мы дожили до того момента, когда этот проект уже воплотили в практику, первая станция строится, появились целые серии заказов на эти плавучие атомные станции. Таким образом, можно с полным основанием констатировать, что в настоящее время прослеживается устойчивая тенденция к увеличению на предприятиях оборонки удельного веса гражданской продукции. В целом, ее доля в общих объемах производства ОПК уже составляет порядка 30-35 процентов.

Теперь наша главная задача - создать условия, обеспечивающие трансферт современных технологий из оборонного в гражданский сектор экономики. Сейчас в ключевых отраслях ОПК мы создаем крупные интегрированные структуры, компании, холдинги, которые, обладая высоким научно-техническим и кадровым потенциалом, получая устойчивое финансирование - подчеркиваю, устойчивое финансирование - в рамках государственного оборонного заказа, через несколько лет должны стать ведущими игроками на мировых рынках как военной, так и гражданской продукции.

Подобные структуры уже имеются в авиа- и судостроении. Недавно президентом был подписан указ о формировании на базе предприятий отечественной атомной промышленности открытого акционерного общества "Атомэнергопром". На очереди радиоэлектроника и ракетно-космическая отрасль. Теперь для нас крайне важно, чтобы восприимчивой к инновациям стала вся промышленность, вся российская экономика.

Очевидно, что, направляя усилия на приведение в действие собственного интеллектуального, технологического, производственного, кадрового потенциала, мы ни в коем случае не должны и не можем отгораживаться от внешнего мира. Кстати, именно экономические вопросы являются основными и в ходе нашего диалога со странами Евросоюза. Это еще раз доказывает стремление нашей страны активно развивать взаимодействие с зарубежными партнерами.

Мы стимулируем приход в Россию иностранных инвесторов, совместно реализуем масштабные проекты, причем делаем это в таких формах и на таких условиях, которые не приведут к стагнации отечественной промышленности, не превратят Россию в территорию сплошной отверточной сборки и не ввергнут нас в ситуацию, когда на смену сырьевой зависимости придет полная технологическая зависимость. Этого мы допустить тоже не можем. Оптимальная модель взаимодействия с иностранными компаниями - создание совместных предприятий и инжениринговых центров на условиях трансферта современных технологий и сохранения контрольного пакета акций в руках российских производителей.

Полагаю, добросовестные иностранные партнеры отнесутся к нашей позиции с пониманием, во-первых, потому что она не противоречит никаким международным нормам и правилам, в том числе ВТО. Во-вторых, во всех развитых странах государственная поддержка высокотехнологичных отраслей национальной экономики является ключевым элементом экономической политики государства. И, в-третьих, динамичное и устойчивое развитие российского рынка делает его привлекательным для наших зарубежных инвесторов. Об этом свидетельствует и сухая статистика, рост иностранных инвестиций, приходящих к нам, в первую очередь, из европейских государств.

Сейчас у нас действительно есть реальный шанс преодолеть технологическое отставание, создать мощную экономику, реализовать принципы социального государства, сберечь и приумножить культурные и духовные богатства России. При этом, вне всякого сомнения, в решении задач консолидации наших сограждан вокруг программы создания сильной, процветающей и демократической России Общественная палата призвана сыграть одну из ведущих ролей.



ИВАНОВ Сергей Борисович,

первый заместитель председателя правительства РФ






http://www.fondedin.ru/


Док. 499523
Перв. публик.: 01.05.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 113

  • Иванов Сергей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``