В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Маргелов: Кому невыгодно единство Назад
Михаил Маргелов: Кому невыгодно единство

Итоги 2006 года в развитии ситуации на Корейском полуострове неутешительны. Пока шли шестисторонние переговоры с участием Китайской Народной Республики, Республики Корея, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Японии, и Корейской Народно-Демократической Республики, Пхеньян сумел произвести запуск баллистической ракеты и, вполне удачно, подземный ядерный взрыв.



В начале девяностых годов, еще при Ким Ир Сене, администрация Клинтона обещала Северной Корее решить ее непростые энергетические проблемы. Речь шла о строительстве двух ядерных реакторов на легкой воде, а до их ввода - о поставках мазута по пятьсот тысяч тонн каждый год. Был создан консорциум - Организация содействия развитию энергетики Кореи (КЕДО). Консорциум определил затраты на проект в сумме 4,6 миллиарда долларов. Из этих расходов две трети взяла на себя Республика Корея, пятую часть - Япония и менее десяти процентов - Евросоюз. Затраты для ведущих экономик мира, как видим, были ничтожными. Зато Пхеньян обещал в ответ на помощь отказаться от ядерной программы.

Но с приходом в Белый дом Джорджа Буша в январе 2001 года мирное урегулирование ядерной проблемы КНДР было прервано. Северную Корею объявили страной, которая принадлежит к "оси зла". Пхеньян попал под пресс военно-политического давления, а поставки мазута были прекращены. При этом США потребовали от КНДР немедленно свернуть все ядерные программы, в том числе мирные. В конце 2002 года Вашингтон объявил, что Северная Корея секретно ведет работы над ядерным проектом. В ответ КНДР уже в начале следующего года вышла из Договора по нераспространению и получила право на вполне легальную разработку ядерного оружия.

Летом 2003 года в Пекине начались длящиеся до сих пор шестисторонние переговоры. К сентябрю 2005 года прошло их четыре раунда. Пхеньян заявил, что готов вернуться в Договор о нераспространении ядерного оружия и принять инспекцию МАГАТЭ. Но экономические санкции против КНДР Вашингтон не отменил. И в конце 2005 года Северная Корея отказалась от ранее сделанного заявления и вышла из шестисторонних переговоров. А в 2006 году попыталась продемонстрировать свою военную мощь, взорвав ядерный заряд.

Но оснований для причисления КНДР к "оси зла" нет. Корейцы за последнюю тысячу лет ни на кого не нападали, а вот захватчикам умели оказывать жестокое сопротивление. Стоит лишь вспомнить войну на Корейском полуострове 1950-1952 годов - с напалмом, ковровыми бомбардировками, разрушением практически всех населенных пунктов КНДР. Это так врезалось в память северокорейскому народу, что требование гарантий от США о ненападении выглядит вполне естественным.

Противостояние КНДР-США на самом деле скрывает некоторые, я бы сказал, деликатные международные процессы, идущие на Корейском полуострове. С конца 1990-х годов противостояние Север-Юг на нем потеряло свою былую ожесточенность. О потеплении отношений говорят, например, опросы населения Южной Кореи. Возможности объединения обеих Корей обсуждаются очень активно. Понятно, что ни в Сеуле, ни в Пхеньяне не хотят "обвального" объединения. Сеул опасается хаоса в случае крушения режима Ким Чен Ира. А северокорейское руководство, в свою очередь, хочет достойного места и в объединенном государстве.

Эти проблемы Корейского полуострова беспокоят и ближайших соседей - Китай и Японию, и бдительного союзника Японии - США. У Китая есть основания для права на некий арбитраж по отношению к Корее, поскольку многие века она с небольшими перерывами находилась под его протекторатом. Но одно дело арбитраж над Северной Кореей, а другое - над мощным, благодаря потенциалу Южной Кореи, объединенным государством. И можно предполагать, что Китай в таком объединении вряд ли уж очень заинтересован. В японских деловых и политических кругах о единой Корее вообще говорят как о кошмарном сне. Экономика Южной Кореи на фоне стагнации экономики Японии бурно развивается. В случае объединения двух государств Корейского полуострова Япония получит соседа с шестидесятимиллионным населением и мощным индустриальным и научно-техническим потенциалом.

Что касается Соединенных Штатов, то их отношение к объединению двух Корей двойственно. Южная Корея, конечно, стала бы лидером объединения, а эта республика - верный союзник США. С другой стороны, и Япония - союзник, а потому ее мнение в Вашингтоне также не могут не учитывать.

Россия до последнего времени имела равно хорошие отношения с обеими Кореями. И нам предстоит определиться в непростом вопросе их объединения. Получается, что единая Корея без всяких условий пока что нужна только корейскому народу.



МАРГЕЛОВ Михаил Витальевич,

председатель Комитета по международным делам Совета Федерации,

председатель Совета Российского общества солидарности

и сотрудничества народов Азии и Африки (РОССНАА)





http://www.fondedin.ru/


Док. 499509
Перв. публик.: 01.05.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 136

  • Маргелов Михаил Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``