В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Митрополит Климент: Целостность творения и целостность человека Назад
Митрополит Климент: Целостность творения и целостность человека



Формирование отношения общества к окружающему миру и к природе находится в прямой зависимости от представлений о предназначении человека, его роли и месте во Вселенной. Понимание человеком окружающего мира как мастерской, где он сам является работником и ставит своей задачей взять от нее все, что можно, привело к глобальным экологическим и природным проблемам.

Исторический и современный опыт подсказывает нам, что зачастую человек допускает позволительным и даже необходимым вмешиваться в организм природы, который он считает нужным покорить. В ХХ веке возникло даже знаковое словосочетание "покорение природы". И мы знаем, сколько вреда принесли или могли бы принести "проекты века", - к примеру, поворот сибирских рек, если бы он произошел, или нефтегазовый проект "Сахалин-2", если бы в него не были внесены определенные коррективы.

Подобное отношение к окружающему миру не ново. Оно развивается в сознании наиболее активной части общества с эпохи Возрождения. И сформировало по отношению к природе прагматический, потребительский подход, предполагающий, что дары недр - неисчерпаемы, а биосфера - беспредельна, потому что не подвержена порче. Сегодня каждый разумный человек может видеть, что человечество, взявшее на вооружение данный принцип, стоит на пороге экологической катастрофы.

Показательно, что начало пути к экологическому самоуничтожению человечества приходится на период постепенного возвеличивания материализма, тесно сопряженного с атеистической концепцией мировосприятия. Поразительно при этом, насколько радикально расходится вышеуказанное восприятие мира с тем, что представляют нам книги Священного Писания. Все творение представляется в них как великий хор, воспевающий славу Творцу. И это воспитывает в человеке уважение и любовь к окружающему миру.

Соответственно, христианская антропология наделяет человека принципиально иным статусом по отношению к сотворенной Вселенной. Человек мыслится как заботливый попечитель и рачительный хозяин земли, которую он призван возделывать и хранить, являясь одновременно средоточием мистического единства мира со своим Творцом.

Тем не менее, христианство настаивает на том, что потеря внутреннего благого устроения человека, в богословской терминологии именуемая грехопадением, привела к тотальному изменению и состояния окружающего мира. Взаимоотношения человека и мира приобрели черты, являющиеся отражением внутреннего этического конфликта. Природа последовала изменениям, происшедшим в человеке. Говоря словами апостола Павла, покорилась суете по воле покорившего ее человека.

Путь выхода из сложившейся ситуации Церковь видит во внутреннем изменении самого человека, в изменении его отношения к окружающему миру, его духовной культуры. Поэтому очевидно, что проблемы экологического ряда есть, в первую очередь, проблемы духовные. И поскольку нет сомнений в том, что главной движущей силой разрушения природы является человеческий фактор, эгоцентризм, стремление к комфорту и наслаждению, безудержная погоня за прибылью, подавление материальными интересами духовных запросов, - то и восстановление целостности творения неосуществимо без восстановления духовной целостности самого человека.

Не инструктору, который следит за экологическим состоянием производства, необходимо учить, как надо относиться к окружающему миру, - а с детства, со школьной скамьи прививать любовь к природе, учить беречь землю-кормилицу. Никакие законы не помогут, если человек не будет подходить к окружающему миру с нравственных позиций.



КЛИМЕНТ

Митрополит Калужский и Боровский, управляющий делами Московской патриархии,

постоянный член Священного синода Русской православной церкви,

Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия




http://www.fondedin.ru/

Док. 499502
Перв. публик.: 01.05.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 101

  • Климент (Капалин Герман Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``