В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Ковалев. Кто выиграл Куликовскую битву? Назад
Николай Ковалев. Кто выиграл Куликовскую битву?
Лет 20-25 назад нас время от времени знакомили с социологическими опросами людей, живших на Западе. Тогда поражало их откровенное равнодушие к истории собственных стран и городов. Нас шокировала их полная неосведомленность о глобальных событиях, потрясавших планету в том же двадцатом веке. Позже, в начале 1990-х, нас попытались убедить в том, что историческая близорукость - это верный путь к благополучному обществу.



Помните, сколь популярен был тезис о том, что постоянные переживания по поводу минувших бед, в частности, трагедии Второй мировой войны, мешают нам, сегодняшним, быстро и весело идти к светлому капиталистическому будущему? Нам вдалбливали в голову, что уже несущественно, сколько именно потеряла страна в годы борьбы с гитлеризмом. Много - и довольно спорить! Лучше дискутировать по вопросам из телевизионных викторин.

И значительная часть общества согласилась с подобным подходом. Особенно - представители младших поколений. Если сегодня в России провести опрос аналогичный тем, западным, боюсь, мы получим весьма разочаровывающие данные. Я лично знаю молодых людей, искренне считающих, что год рождения Москвы - в шестнадцатом веке, а Куликовскую битву выиграл Александр Невский.

Можно возразить: ну и что с того? Не знают французские мальчишки, когда сражалась Жанна д"Арк, но страна живет припеваючи. Отвечаю: припеваючи только на первый взгляд. Да, уровень жизни у них выше и дороги и сервис лучше. Но посмотрите, сколько скопилось противоречий в межэтнической, социальной, культурной сферах! И во многом причина возникновения этих противоречий связана с процессом нивелирования национальных особенностей, развитием глобальной экономики, попытками создать универсального человека, способного одинаково хладнокровно существовать на любом континенте при наличии там денег и работы.

Теперь, когда на президентских выборах во Франции и Австрии лидеры неонацистских партий конкурируют на равных с "нормальными" политиками, европейцы начинают понимать, что где-то была допущена системная ошибка. И, скорее всего - там, где формируется социальное сознание людей.

Что есть на самом деле социокультурное развитие? Это наша повседневная жизнь, исключая - да и то частично - деньги.

Что есть историческая память? Это не только и не столько знание истории. Это личная, генетическая память каждого человека. Это и коллективная память жителей села, города, страны, континента, народности, нации, расы, сословия, класса. Это набор проверенных временем и обстоятельствами привычек, традиций, способов решения тех или иных проблем.

Почему наше общество сегодня довольно сильно напряжено? Почему оно способно разломиться сразу по нескольким линиям? Почему возможны такие явления, как русские "наци" (скинхеды), Кондопога, гей-парады, убийства православных священников, издевательства над детьми-сиротами в детских домах?.. Мне кажется, потому, что мы до сих пор не удосужились дать себе самим честные и исчерпывающие ответы на главные исторические вопросы.

Если кому-то кажется, что все это ерунда, пустое, вспомните, какой резонанс в обществе вызвало обсуждение и принятия "советской" музыки к новому российскому гимну. Сколько споров возникает сразу же, едва кто-то вновь поднимает вопрос о возвращении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве. Я, к слову, в спецслужбах человек не чужой, и, если помните, некоторое время был директором ФСБ. Казалось бы, в этом вопросе моя позиция по определению понятна и однозначна. Однако я хорошо понимаю чувства тех сограждан, для которых Дзержинский - олицетворение мрачной эпохи. Равно как понимаю тех убежденных сторонников советской власти, которые возвращение в Россию праха Деникина, Ильина, Каппеля воспринимают как личную обиду. Вся эта общественно-гражданская полемика хорошо фокусируется в одной-единственной фигуре известнейшего когда-то в России политика - Василия Шульгина. В феврале 1917 года он был одним из активнейших депутатов Думы, ратовавших за отречение императора Николая Второго. А спустя считанные месяцы не менее активно выступал за восстановление в России монархии, как единственно возможной формы правления. В обоих случаях этот неординарный человек был искренен. Жил и действовал по вере своей.

Всему обществу жить в состоянии вечного раздвоения, в состоянии национальной шизофрении невозможно. Поэтому так важно определиться в оценках собственного прошлого, собственных традиционалистских ценностях, отвергнуть все фальшивое, наносное, искусственное и - остановиться на этом.

Я не ретроград и не ханжа. Понимаю, что сегодня не обойтись без сетевого маркетинга, гипермаркетов, виртуального пространства и прочих прелестей современной цивилизации. Жизнь чрезвычайно усложнилась и ускорилась. Значит, нужны механизмы, позволяющие ее упростить и обезопасить от аварии в случае превышения этой скорости. Но это не означает, что нужно отказаться от всего общечеловеческого и национального исторического опыта - начиная от природного умения матери кормить ребенка грудью и заканчивая чувством гордости стариков за надетые заслуженные ордена.

Не менее ценен исторический опыт, историческая память и в масштабе государственном. Разве сейчас Россия впервые переживает непростой период своей государственной жизни? Нет. И если посмотреть, что делала власть в прежних случаях, когда, например, дальним и ближним соседям не давала покоя наша территория, видно, что довольно часто принимались верные решения и избирались точные методы.

Разве первый раз в общественной жизни мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть интеллектуальных лидеров нации с помощью средств массовой информации и системы развлечений пытается навязать народу чужие нравственные ценности и параллельно уничтожить собственные? Когда национальная культура уступает место уже даже не культуре западной, а антикультуре, которая, как и дьявол, национальности не имеет? Это все уже было в середине XIX века. Интеллектуально-культурное столкновение западников и славянофилов при скрытой поддержке всесильного российского чиновничества привело к поражению славянофилов - и спустя десятилетия грянула кровавая смена власти и строя.

Примерно такая же ситуация сложилась в стране на стыке 1980-х и 1990-х годов XX века. И, как следствие, общество рухнуло в пучину дикого капитализма, бандитизма, коррупции, нищеты миллионов. Главным нравственным мерилом поколений стали доллары, вернее - их количество. Благодаря грамотной экономической политике последних лет экономическое положение России заметно улучшилось, мы можем позволить себе национальные социальные проекты. Но вот историческая память у нас по-прежнему сильно отшиблена. Поэтому и с традиционной системой моральных приоритетов и нравственных ценностей сегодня положение по-прежнему опасное. Дальнейшая деградация народа может привести к уничтожению России.

Это те риски, о которых в отличие от угроз террористической атаки, внешнего вторжения, финансового кризиса, демографической проблемы, думаем меньше всего. К слову, все перечисленное так или иначе связано с социокультурным состоянием общества. Если сохранилась привычка у мужчин вставать при появлении женщины, если естественным остается желание "позвонить родителям", значит, как пел Высоцкий, "нужные книги ты в детстве читал". Интересно, книги, что нынче выставляются в книжных магазинах в качестве особенно рекламируемых бестселлеров, способны "пробудить в нас добрые начала"? А те ли фильмы круглосуточным дозором идут на экранах кинотеатров и по телевидению?

Есть у меня и ряд конкретных предложений.

Пора всерьез и быстро приступить к созданию нормальных школьных учебников по гуманитарным предметам, прежде всего, истории, обществознанию, литературе, географии.

Надо не стесняться вновь и вновь поднимать разговор о нравственной цензуре во всех публичных проявлениях нашей жизни. Рекламные щиты таковы, что дети знакомятся с анатомией человеческого тела значительно раньше, чем с азбукой.

Существующие молодежные и детские организации надо ориентировать прежде всего на работу в культурном и гуманитарном пространстве, а уж потом привлекать к политическим проектам.

На бюджетные средства организовать массированную пропагандистскую кампанию национальных культурных ценностей, рассчитанную на долгий период времени. В частности, открыть-таки на телевидении канал "Знание" и раскрутить его как следует.

Квалифицированной экспертной группе тщательно "процедить" все конфликтные ситуации, связанные с толкованием отечественной истории и разработать способы, сглаживающие, а лучше и вовсе уничтожающие эти противоречия.



КОВАЛЕВ Николай Дмитриевич,

Председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов





http://www.fondedin.ru/

Док. 499491
Перв. публик.: 01.05.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 99

  • Ковалев Николай Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``