В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ярослав Кузьминов: Не растить `социальных дебилов`! Назад
Ярослав Кузьминов: Не растить `социальных дебилов`!

Замечательную фразу Виталия Третьякова можно использовать как определение вектора нашей социальной политики: давайте займемся теми, кто еще не пьет денатурат.

Из всех условий, которые для них предложено создавать, я остановлюсь на образовании. Человеческий капитал - это та часть населения, которая способна создавать доход для себя и для государства. Насколько наша система образования содействует формированию такого капитала?

Сегодня срок обучения в средней школе на 1-2 года короче, чем в развитых странах. Соответственно, она не дает очень многого из того, чему учат там. Это очень опасно, хотя бы потому, что в нашей школе нет таких предметов, как экономика и право. Общественная палата в своем ежегодном докладе рекомендовала такие предметы ввести, иначе мы и дальше будем выпускать в жизнь "хороших людей", но при этом - "социальных дебилов".

Продвинутая социализация смещена в вузы. Именно необходимостью социализации объясняется безумный спрос на высшее образование и со стороны тех, кто идет учиться, и тех, кто нанимает их потом на работу. Городская экономика отторгает людей без высшего образования. Не думаю, что наше высшее образование дает диплом плюс ноль знаний. Это не так. На самом деле - это диплом плюс некоторая продолженная социализация. Людей, не имеющих ее опыта, просто боятся брать на работу.

Нужен структурный ответ на эту проблему. Если у нас до 40 процентов населения, даже при формально высшем образовании, остаются без базовой социализации, значит, надо не только бороться с псевдовузами, но и создавать то, что есть в других странах - слой колледжей.

Сейчас происходит переход на профильную школу 10-11 классов. Давайте добавим еще один класс. Это тяжело, дорого, но рано или поздно придется делать. И тогда профильные колледжи станут обязательным этапом образования, что позволит заново сформировать систему, которая дает образование слою квалифицированных исполнителей. Их нужно готовить примерно по 500 тысяч человек в год, с возможностью неоднократной последующей переквалификации. В Китае, например, в подобного рода колледжах учатся столько, сколько нужно: парикмахер - шесть месяцев, а переводчица - четыре года. И эти сроки не привязаны к параллельному освоению программы полной средней школы.

Срок обучения в массовых вузах можно сделать более коротким, слив с ними нынешние техникумы. Кроме России, техникумы есть еще только в Германии. Во всех остальных странах существует технический бакалавриат. В подобного рода массовых вузах может обучаться и нынешний миллион студентов. Или 500-700 тысяч человек, в зависимости от того, насколько привлекательным будет труд квалифицированного исполнителя.

Еще один элемент - интеллектуальный капитал, связанный с творческим трудом и работой в креативной экономике. Сегодня у нас только 19 процентов преподавателей университетов занимаются наукой. Чрезвычайно необходимо поддержать 50 или 100 вузов, сохранивших у себя научные школы. К сожалению, их немного. Надо восстановить РАН в качестве большого исследовательского университета, каким Академия была все годы советской власти. Об этом часто забывают, рассматривая РАН как некое сообщество институтов. Нет, в первую очередь Академия наук представляла собой исследовательский университет. Через него проходили стажеры, исследователи, аспиранты. И шли дальше. Нужно такую практику восстанавливать, иначе мы Академию наук совсем потеряем.

Нужно обеспечить нормальное воспроизводство академического потенциала. Это примерно треть из 300 тысяч исследователей, работающих в НИИ и коммерческих фирмах, и 20-25 процентов из 320 тысяч преподавателей вузов. Итого - порядка 150 тысяч реальных исследователей, всего 0,1 процента от населения страны. Их нужно сейчас поддержать. Если этого не сделать, уже через 5-7 лет мы получим большие проблемы в науке.



Ярослав КУЗЬМИНОВ

Ректор Государственного университета "Высшая школа экономики",

председатель Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации

Общественной палаты РФ






http://www.fondedin.ru/

Док. 499430
Перв. публик.: 01.03.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 121

  • Кузьминов Ярослав Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``