В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константин Затулин: Проблема носит фамилию Президента Назад
Константин Затулин: Проблема носит фамилию Президента

После распада Советского Союза Армения обрела самостоятельную внешнюю политику, причем в Армении и общество, и политические круги были больше готовы к этому, чем, допустим, республики Центральной Азии.

С конца 1980-х годов, еще в период перестройки, Армения оказалась участником карабахского конфликта. Этот конфликт назревал долго, носил объективно исторический характер. Замечу, он начинался под лозунгом объединения с Арменией, который потом сменил лозунг самоопределения Нагорного Карабаха, создания формально независимого государства. Пройдя через годы очень трудных испытаний, связанных с обострением национального чувства, отторжением советской идеологии, политическая элита Армении в значительно большей степени, чем другие политические элиты в бывших союзных республиках, оказалась готова к независимости или к тому, чтобы осуществлять государственную власть на своей территории.

И на первых порах Армения не избежала, мы это помним, некоторых явлений, которые сопровождали это пробуждение национального сознания. И памятник Чехову снимали, и русский язык по факту в сегодняшней Армении существенно меньше преподается, чем в советские времена. Хотя, как мне кажется, здесь возникают новые основания для того, чтобы сами армяне настаивали на расширении преподавания русского языка. Прежде всего потому, что процветание свое Армения во многом находит во взаимоотношениях с Российской Федерацией, значит, нужны люди, которые говорят с Россией на одном языке.

Армения, безусловно, заинтересована в поддержке России - не только военной, дипломатической, политической, но и в поддержке экономической, инвестиционной. Это является общенациональным интересом. С другой стороны, Армения обязана учитывать тот факт, что в мире существует не только Российская Федерация. В регион с возрастающим интересом приходят Соединенные Штаты, тем более, что вся ситуация вокруг Ирана подталкивает к тому, чтобы сегодня США довольно жестко тестировали политические элиты соседних государств на лояльность курсу, который Америка намерена проводить.

В отношениях с Западом огромную роль играет армянская диаспора - и в Европе, и во всем мире. Поэтому очевидно, что поддержка диаспоры - важный фактор выживания Армении, и ее власть вынуждена сознательно проводить линию, которая бы не создавала особенных проблем армянской общине. Тем более что такая община где-нибудь в Калифорнии настаивает: надо обратить внимание на Армению, принять резолюцию о геноциде и так далее. Двойственность политики Армении определена реалиями жизни. Это мы должны учитывать, строя наши отношения.

С Грузией отношения не сложились, это очевидно. Что касается Азербайджана, я бы не торопился с выводами. В Российской Федерации есть устойчивое мнение и в правящей политической элите, что при всех хороших отношениях с Арменией следует сохранять хорошие отношения с Азербайджаном. Да, Азербайджан является сегодня участником ГУАМа и не является участником Договора "О коллективной безопасности". Но Азербайджан в ГУАМе пытался каким-то образом смягчать антироссийскую сущность этой организации, не торопился заявлять о своем обязательном вхождении в НАТО или размещении американских баз на своей территории. Азербайджан и не сторонник, как мне кажется, дестабилизации в Иране.

Что мы имеем сегодня в результате этих привходящих обстоятельств? Мы имеем ситуацию очень тревожную: и Россия, и Армения хотят быть чуть-чуть обиженными на партнера. Говорят, Россия списала долги африканским странам, а Армению вынудила за долги отдать предприятия. Россия списала долги тем странам, которые их никогда бы не заплатили, и все это прекрасно знают.

О газе. Не нужно нам пользоваться газовой трубой наотмашь. И решение в отношении армянских потребителей было неаккуратным. Но затем состоялись известные договоренности, в результате которых, по крайней мере официально, руководство Армении заявило, что вполне удовлетворено решением вопроса о компенсациях, связанных с газовыми поставками. При этом Грузия публично заявляла, что она будет внимательно следить, не окажется ли в новой рыночной политике России исключений для Армении. А через Грузию, как известно, этот самый газ в Армению и поступает. Поэтому очевидно, что Армения не стремится на официальном уровне занимать солидарную с Россией позицию, когда дело касается взаимоотношений с Грузией.

Теперь о грядущих выборах. Их проблема носит фамилию президента Армении - Роберт Кочарян. Он, как мне кажется, пришел к выводу, что не может уйти с политической сцены в силу того, что претензии к нему накапливались все это время. И он совершенно не гарантирован от того, что его нынешние соратники или его публичные противники будут толерантно относиться к статусу ушедшего в отставку президента. По-моему, Роберт Кочарян оказался в той же самой ситуации, что и Кучма в Украине, и Акаев в Киргизии.

И сегодня вся интрига заключается в том, чтобы не дать никому из участников выборов перешагнуть определенную черту. В противном случае вся винтовая резьба демократического политического процесса в Армении может оказаться свернутой со всеми последствиями. Заинтересованы ли мы в России, чтобы это не случилось? Безусловно. Но возникает вопрос: а в чем же тогда искомые для Роберта Кочаряна гарантии? Они, кажется, заключаются в приходе такого политика, которому Кочарян полностью доверяет. До прошлого года многие полагали, что таким политиком является Серж Саркисян. Но создание "Процветающей Армении" означает, что Кочарян понимает: вообще нельзя уходить - ни при Саркисяне, ни при другом человеке. Нужно оставаться в политическом поле и гарантировать себе хотя бы премьерство. Ровно такими же идеями страдал Кучма в 2004 году со всеми вытекающими из этого последствиями, которые назывались "оранжевой" революцией.

Возникает ситуация, чрезвычайно рискованная для интересов России. Она все эти годы и в Армении, и в других государствах поддерживала действующую власть. Как во времена Священного союза, направленного против революций. И сегодня наши интересы сосредоточены в том спектре, которые представляет Серж Саркисян и Роберт Кочарян. Благополучие в отношениях России и Армении - это самый важный фактор комфортности для армян, живущих в России. В отличие от грузин, живущих в России, у них нет этого вопроса "Вы за кого: за Армению или за Россию?". Они за Россию, и значит - за Армению. Они за Армению, значит - за Россию.

В то же время я замечаю, что сегодня в армянском политическом классе есть стремление как можно дальше держать Российскую Федерацию и, может быть, российских армян, от решения судьбы этих выборов. Поэтому нам нужно сейчас не допустить нарушения стабильности в результате выборов, кто бы не выиграл. И еще, как мне кажется, надо деликатно обратить внимание на перерождение курса Армении с пророссийского на нейтралистский - а он уже закладывается при нынешней власти, которая создает информационный центр НАТО в Армении на средства армянского правительства.



Константин ЗАТУЛИН

Член Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ

и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ




http://www.fondedin.ru/


Док. 499409
Перв. публик.: 01.03.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 121

  • Затулин Константин Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``