В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Трунов. Защищать должен закон. Назад
Игорь Трунов. Защищать должен закон.

В России изменилась государственная система противодействия террористической деятельности. Если ранее основным субъектом руководства борьбой с терроризмом было правительство России, а непосредственной борьбой с терроризмом занимались пять федеральных органов исполнительной власти, то сегодня эту систему формирует президент России, который может ее оптимизировать, исходя из складывающейся в стране обстановки. Теперь основным субъектом противодействия терроризму определена Федеральная служба безопасности РФ.



Без преувеличения можно констатировать, что терроризм превратился в глобальную проблему современности. Одним из факторов, способствующих развитию современного терроризма, является большое количество суверенных политических единиц, независимых государств (сегодня в мире их около двухсот, и непрерывно появляются новые). Различие идеологических, религиозных и материальных целей, преследуемых разными государствами, управляемыми в некоторых случаях алчными, фанатичными и не слишком разборчивыми в способах достижения своих целей политиками, приводят к тому, что находятся государства, поддерживающие террористов в их борьбе. Помощь оказывается в виде предоставления баз, обучения, финансирования, оружия, средств связи, например, дипломатической почты. Известны случаи использования посольств как базы террористов.

Усугубляется проблема тем, что международная нормативная база имеет рекомендательный характер и не всегда действует, не всегда применяется.

Своевременное реагирование и активная деятельность политических организаций, общественных движений, религиозных объединений имеют огромное значение в противодействии терроризму.

Многие годы остается актуальной выработка рекомендаций, ограничивающих работу журналистов, освещающих терроризм. СМИ не должны превращаться в рычаг воздействия террористов на власть и средство героизации противоправного поведения.

Ряд положений нового законодательства основывается на нормах международных правовых актов, касающихся борьбы с террористической деятельностью. В частности, определения понятий "террористическая деятельность" и "террористический акт" отвечают принципам, заложенным в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и ряде резолюций ООН.

Противодействие терроризму теперь рассматривается как деятельность государства и общества по трем основным направлениям: профилактика терроризма, то есть выявление и устранение причин, порождающих терроризм и позволяющих совершать террористические акты; борьба с терроризмом, то есть специальные мероприятия по выявлению, пресечению и расследованию террористических актов; минимизация и (или) ликвидация проявлений терроризма.

Терроризм - это не только отдельно взятые теракты, а многостороннее явление общественной жизни. Впервые законодательно терроризм определен не как отдельные деяния, а как идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Устрашение населения не рассматривается теперь в качестве одной из целей терроризма, поскольку является средством достижения необходимых террористам результатов.

В определение терроризма включено понятие "идеология насилия", противодействовать распространению которой, следовательно, должны будут государственные органы и органы местного самоуправления, - в сотрудничестве с общественными и религиозными организациями.

Исторический опыт свидетельствует, что движущей силой терроризма являются убеждения исполнителей террористических актов, целенаправленно формируемые в процессе их идеологической обработки, под воздействием которой трансформируется шкала моральных ценностей, и совершение тяжкого преступления воспринимается этими людьми как подвиг во имя торжества какой-либо идеи. Такой обработке легче поддаются молодые люди, психика которых не окрепла и более подвержена влиянию извне, что подтверждается целым рядом примеров из отечественной и зарубежной истории.

Важными новациями законодательства является новая редакция статьи 12 УК РФ, распространяющая юрисдикцию России на преступления, совершенные вне пределов РФ ее гражданами и постоянно проживающими на российской территории лицами без гражданства.

Дополнен и УПК РФ. Наиболее существенной среди таких дополнений является возможность заочного судебного разбирательства по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в отсутствие подсудимого, который находится за пределами России и (или) уклоняется от явки в суд.

Появилась возможность использования за пределами России формирований Вооруженных сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против РФ либо российских граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ.

Система противодействия терроризму включает в себя Национальный антитеррористический комитет в качестве органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Этот орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах России, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Принятие законов требует разработки подзаконной нормативной правовой базы, в особенности в области профилактики и минимизации и (или) локализаций преступлений терроризма.

Назрело принятие отдельного Федерального закона "О защите прав потерпевших от насильственных преступлений и терроризма", который содержал бы порядок применения подписанной, но не ратифицированной Европейской конвенции "О защите жертв насильственных преступлений". Государство не должно оставлять пострадавших один на один с их бедой, и мы должны создать правовые механизмы защиты прав жертв. На защиту этих прав должно встать государство. Наиболее приемлемы французский и германский варианты возмещения вреда, с созданием фонда с участием государства, аккумулирующего благотворительность, государственную помощь и т.д.

Вызывает тревогу отношение к пострадавшим российским гражданам на территории иностранных государств. В вопросах предоставления помощи, лечения (как правило, платного) законодательно они не защищены (в ФРГ лечение и материальная помощь привязаны к гражданству). Иностранные граждане, пострадавшие в России, как свидетельствует практика, не получают возмещения вреда. А в новом законопроекте, в отличие от прежнего, иностранные потерпевшие и лица без гражданства отсутствуют.

Российское законодательство в части разделения вреда морального и вреда материального не соответствует международным нормам и методикам. Гибель человека - это и моральные страдания его близких, а мораль, как известно трудно перевести на деньги.

Вред, нанесенный террористом-смертником, например, подорвавшим себя шахидом, не будет возмещен его жертве никогда. Но даже если террорист пойман и приговорен к длительному или пожизненному сроку лишения свободы, нет никакой гарантии, что нанесенный им вред будет возмещен потерпевшему.

Большинство осужденных в местах лишения свободы не работают. А если осужденный и работает, то получаемые им деньги распределяются не в интересах потерпевшего. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ, из заработка осужденного сначала удерживаются налоги в доход государства, затем алименты на детей осужденного, далее производится покрытие государству затрат на содержание осужденного (стоимость питания, одежды, обуви и т.д.). Кроме того, закон гарантирует осужденному зачисление на его счет от 25 до 50 процентов заработка.

В итоге на возмещение ущерба жертве не остается ничего.

Противодействие терроризму в России основывается на принципе сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, с гражданами. В ранее действовавшем Законе "О борьбе с терроризмом" этого принципа не предусматривалось. Его выделение вызвано тем, что законодатель в последние годы осознал необходимость воздействия на терроризм и его проявления "всем миром", сообща, а не только посредством применения возможностей отечественных правоохранительных органов и спецслужб.

Для того чтобы этот существенный правовой принцип не остался декларацией, необходимо участие представителей Общественной палаты в деятельности Национального антитеррористического комитета на федеральном уровне и участие в антитеррористических комиссиях субъектов РФ. Сегодня очевидным является то, что победить величайшее зло современности, терроризм, можно только сообща.



ТРУНОВ Игорь Леонидович,

доктор юридических наук,

кандидат экономических наук,

профессор, первый вице-президент

Федерального союза адвокатов России



http://www.fondedin.ru/


Док. 499288
Перв. публик.: 01.12.06
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 138

  • Трунов Игорь Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``