В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Айвар. Пока не приехала пресса... Назад
Людмила Айвар. Пока не приехала пресса...

Известно, что распространение чувства страха, связанного с террором, среди населения во многом зависит от распространяемых средствами массовой информации видеоматериалов и сообщений о террористических актах или об их угрозах. Вездесущность СМИ на глобальном уровне зачастую до неузнаваемости умножает масштабы случившегося.



В новом Федеральном законе "О противодействии терроризму", к сожалению, ничего не сказано о деятельности СМИ в условиях террористического акта и проведения контртеррористических операций. На законодательном уровне вопрос деятельности СМИ при таких обстоятельствах в России не решен.

Тем не менее Парламентская Ассамблея Совета Европы, разработавшая рекомендации, которые называются "СМИ и терроризм", считает, что терроризм не должен посягать на свободу выражения мнений и слова в средствах массовой информации, свободу, которая является одним из основополагающих принципов демократического общества.

Такая свобода предусматривает право общественности быть информированной в вопросах, вызывающих озабоченность общественности, включая акты угрозы и терроризма, а также меры реагирования государств и международных организаций на эти акты и угрозы.

В 1996 году Комитет министров Совета Европы принял Рекомендацию "О защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности". Этот документ исходит из исключительности роли журналистов и СМИ в информировании общественности о страданиях людей в ситуации конфликта и напряженности и тем самым в предотвращении дальнейших страданий людей, чьи жизненно важные интересы затронуты.

Говоря о правах и условиях труда журналистов, работающих в условиях конфликта и напряженности, Рекомендация распространяет на них общепризнанные положения международного права: право искать, передавать, получать информацию, свободу передвижения, тайну переписки и конфиденциальность источников информации. Это распространяется в том числе на работу журналистов в горячих точках.

Стремясь оптимизировать роль СМИ в борьбе с глобальной террористической угрозой, мировое сообщество все чаще обращается не к правовым регуляторам, а к механизмам саморегулирования. Совет Европы призывает журналистов воздерживаться от принятия мер, которые приравнивали бы освещение проблем терроризма в СМИ к поддержке терроризма, и строго уважать редакционную независимость СМИ и, соответственно, воздерживаться от любого вида давления на них.

В то же время журналистам предлагается помнить об особых обязанностях в контексте борьбы с терроризмом, применять меры саморегулирования, воздержания от любой самоцензуры, результатом которой было бы лишение общественности информации, необходимой ей для формирования собственного мнения.

Действительно, между открытостью и экстремальным поведением объективно существует взаимосвязь, которую можно выразить формулой: "до приезда средств массовой информации никакие массовые беспорядки, как правило, не начинаются".

И терроризму нужна трибуна. Основная цель терроризма - это распространение угрозы, запугивание. Такое распространение возможно только с помощью СМИ. И только через средства массовой информации террористы могут посеять страх, панику и недоверие к властям, к их состоятельности и возможности противодействовать терроризму.

Поскольку в российском законодательстве не существует никакого регулирования, кроме уголовно наказуемого деяния, которое введено в настоящее время в Уголовный кодекс Российской Федерации, то распространение мнений, высказываний, изобразительного ряда через СМИ, в том числе через Интернет, должно в обязательном порядке подвергаться саморегулированию.

И журналистам, медийному сообществу необходимо понимать, что при отсутствии саморегулирования с целью нераспространения каких-либо связанных с терроризмом угроз, в ситуацию может вмешаться государство. А государство - это всегда определенная цензура.

Урегулирование на государственном уровне чревато повторением ситуации вокруг Чернобыля, когда при наступлении трагических последствий цензура не дала возможности довести через СМИ до граждан сведения о случившейся катастрофе, и в результате запоздалой эвакуации был причинен существенный вред жизни и здоровью граждан.

Как мне кажется, в данной ситуации СМИ должны осознавать последствия в случае неприменения и в случае неурегулирования вопроса внутри медийных корпораций. Иначе будет достаточно сложно впоследствии говорить о соблюдении конституционных принципов: права свободы слова, свободы печати, высказывания мнений и т.д., поскольку государственные структуры сочтут, что в условиях чрезвычайной ситуации, в условиях угрозы государству свобода слова, свобода высказываний, свобода мнений должны быть ограничены.

Говоря о важности саморегулирования, хотела бы сослаться на резолюцию Конференции ЮНЕСКО "Терроризм и средства массовой информации", в которой признается важность свободы прессы и свободы выражения мнения в борьбе против терроризма и подчеркивается, что открытые общественные дебаты и свободный поток информации в любом случае необходимы для достижения долгосрочных решений проблемы терроризма. Это "круглые столы", конференции, видеоконференции, обсуждение проблем террористической угрозы, в том числе и посредством средств массовой информации. Все это объединяет общество и дает ему возможность бороться с угрозой терроризма. И СМИ имеют право и обязаны полно сообщать о терроризме и содействовать подобным открытым информационным дебатам по теме терроризма.

В то же время все стороны конфликта должны уважать право журналиста проводить самостоятельное расследование и свободно сообщать о конфликте, равно как и иметь максимальный доступ в районы конфликта.

Говорю об этом потому, что с началом чеченской кампании у нас был создан специальный штаб, который регламентировал и аккредитовал журналистов для работы на территории Чеченской Республики, и тогда права журналистов получение и распространение информации были значительно ограничены. Хотя нигде в законодательстве ни Российской Федерации, ни, насколько знаю, зарубежных стран подобный подход к аккредитации журналистов не предусматривался.

В 2001 году в связи с указанными событиями Союз журналистов России выступил с инициативой принятия "Этических принципов профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции". Дебаты по этому поводу шли долго. В 2003 году Некоммерческим партнерством "Индустриальный комитет СМИ" была принята "Антитеррористическая конвенция. Правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции". Они включают в себя три раздела.

Первый раздел регламентирует, что при сборе информации журналист должен прежде всего думать о безопасности заложников и потенциальных жертв - их родственников, а также участников контртеррористической операции.

Второй раздел регламентирует вопросы содержания материалов, распространяемых через СМИ. В нем указано, что журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материалов о террористическом акте и контртеррористической операции.

Третий раздел касается поведения журналиста в зоне проведения контртеррористической операции и обеспечения его личной безопасности.

Первые же отклики показали весьма сильную поляризацию мнений в отношении этих этических правил.

Представляется очевидным, что, с одной стороны, в борьбе с международным терроризмом нельзя давать противнику возможности свободно вести информационную войну против мирового сообщества, но, с другой стороны, вероятна опасность того, что даже в странах с устоявшейся демократией власти могут пойти на ограничение свободы массовой информации.

Если права человека станут жертвой борьбы с терроризмом, значит, террористы добились своего, и цивилизация отступает.

Именно с целью не допустить подобного развития событий и были задуманы профессионально-этические правила. Причем речь в них идет именно о правилах профессии, а не о самоцензуре, отличительным признаком которой является непосредственная угроза, понуждение со стороны властей.

В заключение хотела бы отметить, что поскольку с 2003 года законодательство изменилось, необходимы и новые подходы к работе СМИ. Все, что было разработано прежде, несколько отстало от нынешней ситуации. Обществу необходимо вернуться к вопросу освещения средствами массовой информации террористических актов и контртеррористических операций. Нельзя передавать решение этого вопроса органам власти, иначе, боюсь, мы получим некоторый перекос в сторону государственных интересов, ту или иную цензуру средств массовой информации.



АЙВАР Людмила Константиновна,

заместитель председателя президиума

Московской Центральной коллегии адвокатов





http://www.fondedin.ru/


Док. 499287
Перв. публик.: 01.12.06
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 173

  • Айвар (Трунова) Людмила Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``