В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Сатановский: Права личности и право на жизнь Назад
Евгений Сатановский: Права личности и право на жизнь

Терроризм - это надолго: и в России, и за ее пределами. Надо учиться с этим жить. В начале ХХ века всех тревожило автомобильное движение. Максимальная скорость автомобилей была чудовищная - 20-30 километров в час. И казалось, что человечество погибнет от этого зловредного изобретения. Тем не менее, привыкли. Человек и общество привыкают ко всему.

Почему терроризм надолго? Это политический инструмент, который не имеет никакого отношения к угнетению и нищете. Люди, которые к нему прибегают, борются за власть, используя людей небогатых. Если бы терроризм был следствием исключительно бедности, то в нашей стране главными террористами оказались бы чукчи эпохи до Абрамовича и буряты периода до Кобзона.

Сегодняшняя специфика терроризма заключается в том, что в некоторых социумах, в западных отдельно взятых общинах или в некоторых группах населения, в том числе на территории Палестины, терроризм является легитимным способом взаимоотношений с соседями. Нечто подобное существует в целом ряде анклавов, в том числе на территории нашей страны, где пока, к счастью, это удается точечно пресекать.

Последнее чрезвычайно важно, в особенности в нашей стране - многонациональной, поликонфессиональной. Победить и обезвредить терроризм можно только изнутри, силами тех самых людей, внутри социума которых террористы и террористические лидеры пытаются захватить власть. Это в числе прочего относится и к Интернет-сайтам, которые служат сегодня главным средством террористического информирования и рецептур. Это касается и активности на местах. Очень часто местная элита физически уничтожается или вытесняется людьми, которые создают, если угодно, окукливающиеся социумы.

Чрезвычайно важны профилактика, минимизация потерь, минимизация жертв и минимизация конфликтов на уровне школ, даже детских садов. Мы не учим наших детей, как существовать рядом с террористом. Мы учим их, как не попадать под машину. Но что делать в конкретной ситуации, подобной Беслану? Огромное число жертв здесь объясняется, в том числе и тем, что были не подготовлены ни школьники, ни учителя, ни родители. А ведь есть опыт прагматичной минимизации жертв в Израиле. Терактов там больше, чем у нас, но число жертв стремительно уменьшается. Просто ведется грамотная профилактика.

Здесь совершенно справедливо говорилось о необходимости формирования взаимной толерантности. У нас отсутствует политика интернационализма как такового. Это слово из советских времен может нравиться, может не нравиться. Но недавно группа Центра этносоциологии "Диаспора" во главе с профессором Владимиром Шапиром закончила свое исследование по московским школам. Ситуация за пределами катастрофы. Попросту говоря, понятие "интернационализм" в нашей школе отсутствует. У школьников, которые завтра придут на наше место, очень высок конфронтационный потенциал. Более того, у нас нет никакой осмысленной политики на этом направлении. Нужна серьезнейшая контрпропаганда, позитивный имидж различных национальных групп людей, живущих в России, и не только в России.

Международные аспекты. Давайте будем реалистами. Никто не разорвет дипотношения с Ираном - есть интересы реальной политики. Вполне достаточно следить за тем, чтобы в Дагестане, во всем Прикаспии, да и в Москве, где тоже есть крупные шиитские группы, не формировалась бы сеть, подобная уже существующим в Латинской Америке или в западноевропейской иранской диаспоре. То же касается ХАМАСа и "Хизбаллы". Двойные стандарты в политике всегда были, есть и будут. Россия не может оказаться здесь исключением. Единственное, что важно, это чтобы в России не могли действовать ячейки этих структур.

Чрезвычайно важна проблема соотношения контроля и личных прав. К огромному сожалению, невозможно полностью обеспечивать личные права, контролируя безопасность. Правоохранительные органы вынуждены организовывать прослушивание, наблюдение и все остальное. Но в условиях войны, а идет, безусловно, война, неизбежно ограничение личных прав, иначе жертв окажется слишком много. Что здесь чрезвычайно важно - это контроль за органами власти, которые ведут такого рода наблюдение, предотвращение использования полученной информации в целях конкуренции или личного обогащения. Сегодня мы имеем сращивание контрольно-наблюдательных функций с функциями криминально-финансовыми. Это ни для кого не секрет.

Сложная, но решаемая задача. В Италии с ней справились. Да, пришлось дважды или трижды выводить за штат весь личный состав полиции, а потом набирать по-новому. Но удалось, хотя мафия именно там родилась. И в Японии с этим справились. И в России, наверное, справятся тоже.

И последнее. Наш главный источник проблем - Северный Кавказ. Главный генератор проблем на Северном Кавказе - нестабильная экономика, умноженная на проблемы демографии. Главная задача заключается сейчас в том, чтобы большой бизнес создавал там рабочие места. Необходимо обеспечить приход туда инвестиций, чтобы тем самым уничтожить социальную базу вербовки новых террористов.



Евгений САТАНОВСКИЙ

Президент Института изучения Израиля и Ближнего Восток





http://www.fondedin.ru/


Док. 499284
Перв. публик.: 01.12.06
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 152

  • Сатановский Евгений Янович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``