В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Рокецкий: Каждому - достойное жилье Назад
Леонид Рокецкий: Каждому - достойное жилье

28-30 сентября 2006 года в Мюнхене (Бавария) состоялась III ежегодная международная конференция "Модернизация Германии и России в XXI веке: перестройка социальных систем и национальные стратегические проекты". Организаторами форума по традиции выступили Межрегиональный Фонд информационных технологий (Российская Федерация), Центр имени Кербера Россия/СНГ Германского совета по внешней политике (Федеративная Республика Германия) и журнал "Стратегия России".

Участниками конференции стали деятели федеральных парламентов России и Германии, представители органов государственной власти и местного самоуправления, ведущие эксперты. В ходе конференции широко обсуждались актуальные темы социально-политического развития государственных систем двух стран, ход и предварительные итоги реализации приоритетных национальных проектов в России и Германии, а также проблемы и перспективы российско-германских отношений в общеевропейском контексте.



Мы знаем, как в России проходят преобразования и реформы. Все пытаются заниматься сразу всем - свободами, правами, прессой, финансами. А вопросы, касающиеся повседневной жизни граждан, как-то постепенно отодвигались на задний план. Но среди этих проблем - жилье, медицинское обслуживание, сельское хозяйство и ряд других. И хорошо, что решение проблем в этих отраслях поставлено в ряд национальных проектов.



Хочу рассказать, что происходит в России в жилищно-коммунальном хозяйстве. Конечно, каждый должен иметь крышу над головой. В нашей стране сегодня 2,9 миллиарда квадратных метров жилья. Если учесть, что в России живет 142 миллиона человек, то на каждого в среднем приходится чуть больше 20 квадратных метров. Это жилье распределено неравномерно - и по количеству, и по качеству. В одних местах оно капитальное, в других - более простое, в том числе и деревянное. Так сложилось, что почти все жилье у нас было государственным или муниципальным. И в начале 1990-х годов в частной собственности, в жилищных кооперативах находилось не более 5 процентов всего жилья.

Жилищная реформа начиналась в 1990-е годы. Была разработана программа "Жилище". Надо отдать должное: в 1990-х годах при общем отставании реформ в жилищном хозяйстве все же один очень важный показатель был выполнен - приватизация. Весь жилой фонд безвозмездно передавался гражданам Российской Федерации и оформлялся как частное жилье государственными документами. У нас в России сейчас почти все - собственники жилья. Этот процесс не завершен, но он идет к концу. И Государственная Дума вынуждена была принять закон о продлении этого процесса до 2010 года. В первую очередь для таких крупных мегаполисов, как Москва, где есть некоторое отставание в приватизации.

Следующее, что касалось в какой-то степени жилья, - законы по коммунальному хозяйству, регулирующие в том числе и обеспечение домов электроэнергией. Сейчас жилищный фонд в России использует 20 процентов всего электричества, вырабатываемого в стране. Поэтому были приняты и законы, которые позволяют реформировать электроэнергетику. И сегодня, пожалуй, острейшая проблема - продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства.

В конце 1990-х годов и в начале нынешнего века вокруг Москвы и многих областных центров началось бурное строительство жилья. На этом крупно заработали ведущие строительные компании. Но не будем забывать, что жилье строилось на тех же сетях, на той же электроэнергии, на том же тепле, с той же инфраструктурой из дорог, школ и детских садов, которые были созданы раньше. Таким образом, внешне казалось, что в России, наконец-то, наступает период какого-то расцвета, вызванного реформами, а на самом деле к старому зданию приделывали новый фасад. И большинство населения возмущалось строительством роскошных хором, потому что не могло улучшить свои жилищные условия. Поэтому, с одной стороны, надо было поощрять самодеятельное строительство жилья, а с другой стороны, необходимо было вмешательство в этот процесс государства.

Однако все 1990-е годы прошли под знаком утверждения в России жесткого капитализма. Государство самоустранилось от выполнения своих обязательств, которые были законодательно оформлены. Поэтому в стране существовали всевозможные льготы для почти 70 категорий населения. То есть многие пользовались бесплатным отоплением, не платили за квартиру, за телефон, за воду и так далее. А затраты в этой сфере не компенсировались федеральным бюджетом и ложились на органы местного самоуправления, у которых таких денег не было. Неисполнение государством обязательств усугубило положение в жилищном хозяйстве. Ведь только за счет сборов за коммунальные услуги можно было ремонтировать или содержать жилищный фонд, а льготы, которые были продекларированы государством, им не финансировались.

Как законодатель я считаю, что важнейшие законы, которые были приняты, это законы о разграничении полномочий между уровнями власти - федеральной, региональной и местного самоуправления. Кроме того, был принят Жилищный кодекс, очень важный Закон о концессиях, который в дальнейшем будет применяться в жилищном хозяйстве, а также Федеральный закон No 122 о монетизации льгот. Теперь, если муниципалитет выдает льготы по жилью, он должен получить компенсации от государства, от федеральных структур. Кстати, это выполняется, но до сих пор не в полной мере.

Когда начала формироваться основная масса среднего класса и встал вопрос о строительстве жилья для него, оказалось, что в России отсутствует закон об ипотеке и опыт его применения. Невозможно получить кредит. Но даже если и решить эту проблему, встают другие. Кто будет строить школу, дорогу, теплотрассу, электростанцию? Половина населения России хочет улучшить свои жилищные условия, значит, надо думать о развитии инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Вот почему была принята федеральная государственная программа по строительству жилья, которая учла все сопутствующие проблемы.

Какие именно? Например, государство решает полностью вопросы компенсации процентов на кредиты, которые гражданин получает под строительство жилья. Разработаны и приняты законы о земле. Ведь каждый дом, хотя имеет собственника, стоит на земле. И вопрос землепользования здесь первостепенный.

Еще одна проблема - морального характера. Мы стали собственниками и думаем, что за нас будет кто-то управлять нашей собственностью. Как ни странно, почти во всех регионах России сейчас не могут решить, кто будет управлять собственностью. Ведь к 1 января 2008 года все жилье в стране должно стать частным, иметь управляющие компании. Сегодня только около 15 процентов жилья управляется такими компаниями, в остальном жилищно-коммунальном хозяйстве действует административная система управления на муниципальном уровне.

Приведу примеры. В водоснабжении и водоотведении используется примерно 20 процентов частного капитала и частной собственности. Еще почти 25 процентов - в распоряжении акционерных обществ. Остальным водоснабжением занимаются муниципалитеты. В снабжении теплом этот показатель еще выше. Половину жилищных услуг, например, уборку дома, квартиры, осуществляют частные или акционерные структуры, остальное приходится на долю муниципалитетов, которые на это и денег не имеют. Гражданам крайне необходимо организовать товарищества собственников жилья, чтобы выступать юридическим лицом по реконструкции жилья, дома, ремонта фасада, чтобы хоть знать, куда деньги платить. У нас колоссальные долги в коммунальном хозяйстве. Они копились с 1990-х годов. Сейчас государство приняло закон, по которому даются компенсации для оплаты жилищно-коммунальных услуг тем, кто по уважительным причинам не может это сделать сам. И этот закон действует.

Медленно, очень медленно, но складывается положительная тенденция решения многих проблем. Например, в том же теплоснабжении жилья. Если бизнес три года назад вкладывал в эту сферу деньги в размере 8 процентов от потребности, то уже в прошлом году этот показатель составил 14 процентов. Есть рост вклада бизнеса в водоснабжение, в энергетику. То есть существует вполне определенная тенденция перехода в жилищно-коммунальном хозяйстве к рыночным отношениям. Вместе с этим появляется оптимизм, надежда на то, что крупный, средний и мелкий бизнес в нашей стране, как и в Германии, начинает понимать: жилищно-коммунальное хозяйство является очень серьезной сферой приложения капитала. Ведь жилищно-коммунальное хозяйство составляет 26 процентов основных фондов России, в том время как в промышленности - 25 процентов. В ЖКХ работает 3,2 миллиона человек. Здесь многомиллиардные обороты. Первой крупной структурой, которая пошла в жилищно-коммунальное хозяйство, стало РАО "ЕС России". Сейчас в этом направлении работает ИНТЕРРОС и другие компании, которые пока вкладывают деньги, учатся и учат других жить в рыночных отношениях в коммунальном хозяйстве.

В завершение я хочу спросить следующее: а где государство? По- хорошему в рыночных отношениях государство не должно никому мешать, но мы без него обойтись не можем. Государство берет на себя обязанности и решение проблем молодых семей - хотя бы на первых порах. Оно берет на себя обязательство выполнять законы об обеспечении граждан льготами, по упорядочению ситуации в сфере землепользования. Оно основательно помогает сейчас в решении социальных проблем военнослужащих и других категорий государственных служащих.

И все же, если в 1990-х годах граждане оплачивали меньше половины жилищно-коммунальных услуг, то сегодня очень многие регионы перешли на стопроцентную оплату этих услуг. Чтобы поправить положение, мы должны вводить примерно 75 миллионов квадратных метров жилья в год. Надеемся, что этот показатель будет достигнут. Жилищное строительство дает не только возможность улучшить социальные возможности каждого гражданина и его семьи, оно дает толчок к развитию смежных отраслей промышленности.

В России сейчас работает немало совместных предприятий, организованных с участием немецкого капитала. Действуют новые заводы передовых технологий, что дало возможность в большинстве случаев переходить в водоснабжении с металлических труб на пластмассовые. Мы меняем советское централизованное теплоснабжение на индивидуальные отопители там, где есть газ и вода. Мы занимаемся энергосберегающими технологиями, несмотря на то, что у нас электроэнергии и газа пока достаточно. Нужно поблагодарить немецких участников наших совместных проектов за то, что они показали добрый пример, как можно по-хозяйски подойти к бизнесу в жилищно-коммунальной отрасли.

Я верю в то, что через какое-то время российские города изменят свой вид. Они станут гармонично вписываться в окружающую природу. Каждый построит жилье, на которое он сможет заработать. Будет действовать ипотека, и молодые семьи начнут получать жилье, а им в этом поможет государство. Для этого сейчас существует необходимое законодательное обеспечение. А пока нам необходимы заводы по выпуску строительного металла, цемента, железобетонных конструкций. Я верю, что мы сможем решить основную проблему каждой российской семьи.



РОКЕЦКИЙ Леонид Юлианович,

председатель Комитета по вопросам

местного самоуправления Совета Федерации




http://www.fondedin.ru/

Док. 499279
Перв. публик.: 01.12.06
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 143

  • Рокецкий Леонид Юлианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``