В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Аринин: Невыученные уроки Назад
Александр Аринин: Невыученные уроки

Какие уроки мы должны извлечь из приватизации?

Для начала вспомним, что уже к 30 апреля 1991 года было создано 1798 ассоциаций, 164 концерна, 94 консорциума, 1186 акционерных частных предприятий. Самые лакомые куски собственности уже тогда были приватизированы. И лишь после 11 июня 1992 года, когда была утверждена государственная программа "Приватизация", процесс стал зримым.

На мой взгляд, ни одна цель этой программы не была достигнута. А их ставилось шесть.

Первая цель. Сформировать широкий слой частных собственников, которые содействовали бы созданию социальных ориентиров рыночной экономики. Этого слоя нет до сих пор.

Вторая. Повысить эффективность деятельности предприятий путем их приватизации. Тут комментарии могут быть различными.

Третья цель. Обеспечить социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Эта проблема не решена.

Четвертая. Содействовать стабилизации финансового положения Российской Федерации. Тут комментарии вообще излишни, если вспомнить дефолт 1998 года.

Пятая цель. Обеспечить создание конкурентной среды и содействовать демонополизации экономики. Как мы понимаем, нет демонополизации.

И последняя. Привлечь иностранные инвестиции. Опять же, комментарии у каждого могут быть свои.

На мой взгляд, уроки приватизации, так сказать, были не выучены. Какие ошибки допущены? Их три.

Первая. Грубейшие нарушения закона при проведении приватизации.

Вторая ошибка, точнее, преступление - коррупция.

Третья. Это некомпетентность власти, в том числе и в вопросах проведения приватизации.

Сегодня на поле приватизации многие ошибки повторяются. И появляются новые. Например, превышение органами исполнительной власти установленных законом полномочий в сфере распоряжения собственностью. Примеров можно приводить очень много. Или неисполнение органами исполнительной власти своих обязанностей в сфере приватизации. И в том и в другом случае примеров много. А еще - необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, имитация конкурсов, низкая результативность продаж.

Наконец, это отсутствие системы внешнего независимого контроля приватизации. А как же Счетная палата? До 1995 года, то есть, до закона "О Счетной палате", она вообще отсутствовала. И даже после 1995 года до 1999 года ее не подпускали близко к контролю за приватизацией.

Сейчас обсуждается очередной прожект модернизации РАО ЕЭС. Заключается он, по большому счету, в просьбе денег у государства. Не инвесторы к нам идут решать проблемы энергетиков, а государство должно платить триллионы рублей за модернизацию разгосударствленной структуры.

В 1957-1959 годах в Германии провели так называемую народную приватизацию. Власти выпустили приватизационные чеки для всего населения стоимостью 50-100 марок. Но государство не самоустранилось от приватизации, оно жестко контролировало процесс. Нельзя было в течение нескольких лет продавать или закладывать чеки. Никакой спекуляции государство не допустило. Что было у нас с ваучерами, все помнят.

При этом государство жестко поставило барьер коррупции. Если закон о приватизации нарушался, наказывались сроком до 10 лет лишения свободы те чиновники, которые пользовались в корыстных целях ситуацией в приватизационном процессе.

В Великобритании в 1980 году была проведена шоковая приватизация, и в 1997 году Блэр во многом победил благодаря возвращению к этой теме. Он провел компенсационный налог за шоковую терапию. Смысл налога состоял в том, что в 1997 году все крупные бизнесмены внесли в бюджет 25 процентов разницы между ценой приобретения и рыночной стоимостью приватизированного, и все деньги пошли исключительно на социальные нужды. Только на социальные нужды.

У нас же для эффективности приватизации надо создать правовое обеспечение максимальной прозрачности всех крупнейших монополий. Закон "О конкуренции", который вышел недавно, не решает этой проблемы. И наши гиганты сегодня по-прежнему не прозрачны.

Но пока эти проблемы не будут решены, не решатся и частные вопросы мелкого и среднего бизнеса.



Александр АРИНИН

Директор Института федерализма и гражданского общества




http://www.fondedin.ru/

Док. 499270
Перв. публик.: 01.12.06
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 148

  • Аринин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``