В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Степашин: Решать проблемы в комплексе Назад
Сергей Степашин: Решать проблемы в комплексе

Принимая решение о реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение", руководство страны прекрасно знало о существующем положении дел и проблемах в системе здравоохранения. Кстати, представленный Счетной палатой анализ результатов мониторинга по обсуждаемым проблемам неоспоримо свидетельствует: имела место стабильная тенденция к ухудшению состояния здоровья населения в стране. Мы вынуждены были доложить, что существующая система поддержания здоровья россиян явно не соответствовала потребностям населения и не способствовала улучшению демографической ситуации.



Две трети используемого медицинского оборудования в стране устарела и не соответствовала решаемым задачам. С трудом ломались тенденции, при которых широкие массы населения не имели доступа к эффективным лекарственным препаратам, к профилактической медицинской помощи.

Россия сегодня находится на 128-м месте в мире по продолжительности жизни, хотя год назад мы были на 134-м. Впрочем, о серьезной положительной тенденции говорить наивно: наши граждане живут почти на 20 лет меньше, чем американцы, французы или японцы.

Несмотря на то, что с 1998 года Правительство России ежегодно утверждает программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, ее объемы на местах, к сожалению, не соблюдались. Сокращение услуг в стационарах без соответствующего развития амбулаторно-поликлинического лечения уменьшало возможность получать медицинскую помощь. Особенно это отразилось на жителях отдаленных территорий и сельском населении.

Кстати, всероссийская диспансеризация детского населения показала, что в нашей стране только треть детей может быть признана здоровыми. Больше половины имеют функциональные отклонения, а почти 20 процентов уже страдают хроническими заболеваниями.

Сохранились резкие различия в уровне подушевого финансирования в различных регионах. Так, в 2004 году этот разрыв составлял от 1,68 тысячи рублей в Тамбовской области до 20,5 тысячи рублей в Чукотском автономном округе. Фактические страховые платежи, например, в Кировской области в 2002-2004 годах были в 20 раз меньше нормативных. Добавлю, в ходе одной из проверок Счетная палата установила, что производство отечественных антибиотиков и витаминов находится под угрозой закрытия, а это вопрос уже не только здоровья, но и национальной безопасности России.

Впрочем, как показали контрольные мероприятия Счетной палаты, в рамках программы "Здоровье" кое-что сделать все-таки удалось. Была проведена инвентаризация всего первичного звена учреждений здравоохранения. Кстати, впервые после распада Советского Союза были составлены паспорта на каждое лечебное учреждение. Также, пожалуй, впервые Росздравом в крайне сжатые сроки была осуществлена закупка диагностического оборудования для амбулаторно-поликлинических учреждений. Всего по результатам конкурсов было заключено 53 государственных контракта на поставку почти 23 тысяч единиц медицинского оборудования на сумму свыше 14 миллиардов рублей.

Сегодня, на стадии предварительного контроля за осуществлением национальных проектов, сложно сделать окончательный вывод о качестве приобретенного оборудования. Это можно будет сказать не менее чем через год после того, как оборудование начнут эксплуатировать и появятся оценки из регионов. Словом, пока не ясно, каковы будут конкретные результаты крупномасштабной поставки медицинской техники для улучшения материально-технического состояния здравоохранения. К февралю 2007 года мы такой анализ проведем. И тогда мы реализуем поручение главы государства, который давным-давно сказал: давайте уходить от сметно-бюджетного финансирования и переходить к бюджетированию по результатам.

Распределение из Москвы - старая болезнь Советского Союза, когда мы знали, что, как и куда поставить, вплоть до куска хозяйственного мыла. Между тем есть и уникальное оборудование, которое, конечно, нужно распределять из центра. Но возможность определения того, что необходимо, надо дать самим регионам, - им виднее, у них есть диагноз заболевания, они знают свой потенциал. При этом конечно нельзя поставлять оборудование туда, где нет больниц и нет людей, которые могут им пользоваться.

Сегодня в стране нет проблем с деньгами - уникальная ситуация, которая была, наверное, лишь в 1965-1968 годах. Уникальность наша, однако, еще и в том, что мы не знаем, как потратить деньги. Знаем куда, но не знаем, как.

Отмечу, что в Счетной палате России и в ассоциациях счетных палат Российской Федерации, которые созданы во всех субъектах Федерации, есть инструментарий отслеживания прохождения всех бюджетных средств, направляемых на реализацию национального проекта "Здравоохранение". Мы с Казначейством и Минфином имеем сегодня возможность отследить каждую копейку. Другое дело - что эта копейка дает.

Я недавно докладывал в Госдуме о бюджете следующего года. Так вот, за первое полугодие 2006 года ни одной копейки из средств, выделенных на инвестиционные проекты, потрачено не было. У нас остатки на счетах, переходящие на следующий год, могут достигнуть одного триллиона рублей! Вопрос: есть ли специалисты на местах, есть ли менеджмент, люди, умеющие думать о работе? Если нет, то это - серьезный диагноз.

По расчетам Счетной палаты, реализация национального проекта "Здоровье" позволит к 2008 году остановить отрицательную динамику показателей здоровья населения. А к 2015 году достичь уровня показателей здоровья населения стран Восточной Европы, повысить эффективность управления здравоохранением, завершить формирование системы подготовки медицинских кадров, обеспечить развитие и укрепление материально-технической базы федеральных лечебных и профилактических учреждений, улучшить качество медицинской помощи.

Счетная палата сформулировала и ряд конкретных предложений.

Первое. Мы предложили Правительству при планировании серьезных инвестиционных проектов, к коим относится и здравоохранение, активнее привлекать медицинские центры, институты и Академию медицинских наук.

Второе. Постепенно выровнять уровень заработной платы медицинского персонала. Мы понимаем, что первый шаг президента, наверное, был в какой-то степени обоснован. Но сегодня есть возможность серьезно повышать заработную плату врачам других специальностей.

Среди предложений - и территориальное выравнивание, на которое была рассчитана программа создания медицинских центров. Программа, с одной стороны, правильная. С другой стороны, построили мы новый медицинский центр, скажем, в Беслане. Какие врачи поедут туда работать? И кто поедет лечиться в зону риска?

Отдельно стоит тема бесплатной медицинской помощи. Конечно, прописанные стандарты по всей стране одинаковы, но география, а значит, условия и возможности получения этой медицинской помощи, совершенно разные. И в ряде регионов человек не может получить ничего - приходит со своим рецептом и с ним же уходит.

Следующий момент, который мы считаем очень важным, это прозрачность закупок. Летом 2006 года мы изучали ситуацию с закупкой медицинского оборудования и не смогли подтвердить некоторые закупки документами тендеров. Да, действительно, наша система такова, что если мы будем согласовывать все закупки через тендерные конкурсные комиссии, то полгода пройдет. К тому же, мы прекрасно понимаем, кто в выигрыше: не тот, кто выигрывает тендер, а тот, кто выигрывает тендер. Тут главное, где ставить ударение. Как в судействе в нашем футболе. Кстати, тендеры в здравоохранении - одна из самых коррупционных тем. Как бы то ни было, в следующем году система тендеров будет обязательной.

Хотя мы живем в рыночной стране, давайте не бояться создавать преференции нашему отечественному медицинскому оборудованию. Если не будем стимулировать развитие отечественного Минпромоборудования, то кто сможет его заменить? Давайте не соревноваться с немцами или индусами в тех областях, где мы совсем отстали. Но у нас есть приоритеты и собственные технологии - надо создавать им преференции.

И последнее. Система здравоохранения в приоритетном порядке просто обязана заниматься профилактикой заболеваний. В данном случае под профилактикой я понимаю не просто комплекс медицинских мероприятий, а формирование здорового образа жизни. Школьные спортзалы и медицинские кабинеты должны стать стартовыми площадками, которые закладывают фундаментальные навыки здорового образа жизни в нашей стране. Необходимо выделять больше бюджетных средств на создание инфраструктуры здорового образа жизни, активнее привлекать к решению этой задачи частных инвесторов.

Любой взрослый, ребенок, бабушка с внуками или мама с детьми должны иметь реальную возможность утром и вечером поиграть в спортивные игры недалеко от своего дома. Сегодня в поселках, не говоря уже о районных и городских центрах, должны быть не только выделены, но и обустроены места для мини-стадионов с беговыми дорожками, баскетбольными и волейбольными полями. К сожалению, после распада СССР 90 процентов пионерских лагерей, домов отдыха, детских стадионов оказались заняты дачами и прочими недетскими учреждениями... Словом, если мы не решим эту проблему в комплексе, мы наших детей не вылечим.

И еще одно. Мне часто приходится бывать в Чечне. Восстанавливается республика. И есть удивительное наблюдение. Вы знаете, сколько пришлось пережить этому народу, сколько там погибло людей... Но я там не видел ни одного брошенного ребенка! Там нет детских домов, они не нужны. Погибла семья - родственники подберут. Нет близких родственников - дальние найдутся, другая семья возьмет. Поэтому там женщины не боятся рожать, нет демографической проблемы, хотя многие люди живут в страшнейших бытовых условиях.

Давайте мы и этот вопрос поставим в контексте здоровья нашей нации.



СТЕПАШИН Сергей Вадимович,

председатель Счетной палаты РФ







http://www.fondedin.ru/

Док. 499260
Перв. публик.: 01.12.06
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 123

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``