В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Елена Черникова: Чтобы спящая красавица не заплакала... Назад
Елена Черникова: Чтобы спящая красавица не заплакала...
Мастерская Елены Черниковой

Это рубрика-пособие для юных и талантливых, которые хотят в журналистику сильнее, чем на танцпол. Для тех, кто пьёт залпом новые знания, а не пиво. Для тех, кто собирается в двадцать первом веке описывать подлинную Россию, а не какой-нибудь гоблинланд. Им будет нелегко, но мы поможем.

II.

Чтобы спящая красавица не заплакала...

...её нужно будить очень осторожно. Помните? В прошлый раз мы договорились штурмовать заколдованный замок. Казённо говоря, мы начали работать с понятием "целевая аудитория". На эту спящую красавицу чуть не молятся все СМИ, рекламисты, PR.
     Их мольба, жаркая вроде "Вставай, красавица, проснись, открой сомкнуты негой взоры...", истекает из редакций скрыто. Единичны случаи, когда журнал прямо в выходных данных честно пишет: мы собираемся дурачить современного российского буржуа, у которого слишком много денег... И далее по максимуму - параметры воображаемого существа, в глазки которому любовно заглядывает редакция.
    Ключевые слова - воображаемое существо. Колдуя над пилотным выпуском, любое издание обязано воображать себе того, кто будет объектом его ежедневной любви. Объекта ещё нет, и это объективное отсутствие. В наличии - нематериальные конструкции мозга, на кого-то похожие призраки, но уже с причудами, привычками, стилем, мировоззрением, стереотипами. Ещё нет никого, кто уже взял издание в руки, полистал, забыл или отбросил с негодованием ("Вот гады!") или, наоборот, побежал к жене на кухню (или на верхнюю палубу яхты), счастливый: "Нашёл!!! Это моё! Всю жизнь мечтал о таком журнале!"
    Итак. Когда читателя ещё нет, редакция выдумывает первые выпуски, опираясь на образ того, кто будет захвачен именно этим СМИ.
    Подчеркнём: если редакция не сделает этого, не напряжёт воображение (не выберет под красавицу гардероб и румяна, то есть внятные выразительные средства), она - в современных условиях - может и не открываться. Вся совокупная аудитория, весь мыслимый читатель-радиослушатель-телезритель уже поделён на маленькие сегменты, у каждого из которых есть место жительства (всеядный город - или село с устоявшимися обычаями), образование (или что там у него вместо), доходы (или одни, увы, расходы) в чётких цифрах, семейное положение (какое-нибудь оно есть у всех), вероисповедание, представления о счастье, политические вкусы, привычки, вплоть до диаметра пуговиц на пижаме. Для нового СМИ такой сегментик надо найти или придумать, что случается всё чаще, поскольку естественные аудитории, то есть реальные группы с определёнными информационными потребностями, уже разобраны и усердно обрабатываются.
     Успеха добиваются СМИ, у которых целевые адресаты - не вообще молодёжь или вообще пожилые, а портретированные в мельчайших штрихах индивиды, которых это СМИ видит на просвет чуть не до группы крови.
    Технология для начинающих. Если вы умеете рисовать, напишите портрет вашего будущего читателя-зрителя красками. Затем напишите ему личное письмо. Расскажите о нём вашему лучшему другу. Погуляйте с будущим читателем по парку и расспросите про детство. Полюбите его. Кстати, чем он завтракает?
    Это не сумасшествие. Именно так - детально, скрупулёзно, въедливо - должна представлять себе своего потребителя вся редакция и, конечно, каждый её сотрудник. Ни одна редакция на рынке не может позволить себе работать для всех. По этому поводу можно хоть головой об стену биться, рыдая над могилой объективной картины мира, - всё будет тщетно. Могила-то пуста: объективной картины мира нет, поэтому ни передать её читателю, ни похоронить невозможно.
    Для краткости стали говорить словечко формат. Оно раздражает своей наукообразной загадочностью. В одно понятьице врезаны: форма, содержание, местные представления о добре и зле, цена, регион распространения и все прочие типологические параметры СМИ. Многовато! У "формата" зыбкие, горячие, как воздух над песком Сахары, очертания, и такие же острые колючки, годные в пищу только верблюдам. Человеку ещё приспособиться надо... А как?
    Приходит начинающий журналист в издание, ему дают предыдущие номера, рекомендуют "посмотреть формат" и тут же приступать к творческой работе. Обычно это напутствие вызывает определённый шок. Молодой специалист листает, листает, всё красиво и так крепко сколочено, - куда смотреть-то? Ну, положим, формат А4 все понимают: стандартный лист офисной бумаги. Параметры - в миллиметрах. Наиболее популярная площадь журнальной страницы. Дальше-то?
    В грубом приближении, любой молодой чует, что, например, в издании, ориентированном на православную аудиторию, не пройдут материалы о фестивале фламенко или об истории зарождения танго. Буйные пляски там не на своём месте. А, кстати, почему? Или, скажем, в журнале для католиков никогда не поместят дискуссионной статьи, пусть даже сколь угодно научной, о возможности или невозможности непорочного зачатия. А это почему? (Домашнее задание: обоснуйте, почему такие публикации там невозможны.)
    Встречная ситуация. Читатель может вдруг задуматься и возмутиться: где она, эта ваша хвалёная свобода слова (информации, совести, печати и пр.), если в моём любимом издании не говорят о том, что меня с утра вот вдруг заинтересовало? Я знаю таких читателей и время от времени даже дискутирую с ними. Один мой знакомый просто обожает порассуждать в грозном ключе: вот, дескать, сорок лет назад (полгода, на прошлой неделе и т.д.) так обсуждалась-поднималась, условно, тема снежного человека, а где она сейчас? То-то! Нет свободы! И, кстати, как поживает чудовище озера Лох-Несс? Говоришь ему, что американец Роберт Райнс лет семь назад уже оповестил мир, что чудовище погибло: экология достала. Но знакомый упорно доказывает, что такие серьёзные потрясения (разочарования, очарования, прочее) должны быть на первых страницах мировых СМИ, а не только в интернете, "куда он не заглядывает и другим не советует". (Подсказка: скорее всего, этот человек вырос на "прессе для всех" и на уверенности в существовании объективной правды, особенно в философском смысле слова.)
    Что делать с таким любителем правды? Не отмахиваться, никогда. Активный пенсионер с определившейся ещё в середине прошлого века жизненной позицией - это серьёзнейший человек. Он молод в душе, энергичен, и вполне может оказаться лидером мнений. И тогда от его персонального возмущения однажды повернутся чьи-то мысли, а затем и ход митинга на площади, и всё потому, что если искренний человек чего-то ну вот категорически не понимает, уж он-то - скажет! И даже если запевом будет жарко-бессмысленное "Да вы посмотрите, что делается!.." - в суровую минуту сей запев перерастёт в основную мелодию. И не только данной песни, но и уличного шествия с политическими лозунгами.
    Настоящий взрослый, ощущающий себя лидером мнений, философом и знатоком жизни, - аудитория гораздо более хлопотная для начинающего журналиста, чем подросток, который ещё действительно не знает жизни, но всего хочет ввиду биологического возраста и массированной адресной рекламы. Пенсионеру не внушишь "Бери от жизни всё!", не продашь липосакцию бёдер или увеличение груди, не заманишь на концерт Мерлина Менсона. Иначе говоря, что делать, если вы пришли работать в редакцию качественного (то есть не-жёлтого) СМИ, аудитория которого не ловится на побрякушки? Рекомендуем изучать историю, а с ней - состав коммуникативного фонда вашей аудитории. Надо полюбить даже странного, седовласого ретрограда, ну ничего не понимающего, с вашей точки зрения, в современности, и попытаться понять его. Не себя ему показать, а его понять.
    В коммуникативном фонде хранятся знания и представления, накопленные аудиторией до встречи с вами. Как заглянуть в сундук с этими богатствами? Как услышать песни и сказки далёких лет?
     Например: юность вашей аудитории приходится на конец 60-х годов ХХ века (подсчитывать рекомендую всегда: именно ранние впечатления определяют любого человека), а вам надо описать конкурс красоты, который не обязательно вызывает у ныне пожилого читателя положительные эмоции ("тьфу, распутство какое-то!"). Что ж! Вы можете обронить по ходу, что на конкурсе красоты в СССР в 1968 году титул "Мисс Пресса" завоевала школьница Ирина Алферова. Да-да, та самая! Прекрасной актрисе, впоследствии сыгравшей роль мадам Боньсье, возлюбленной д"Артаньяна (в исполнении М. Боярского) в фильме про мушкетёров, легче "простят" её детское участие в "легкомысленном" мероприятии, чем ныне юной Мусе Пупкиной, просто так длинноногой. Вы "напомните", что уже в 1968 году мужчины, нынешние пенсионеры, аплодировали победительницам с неподдельным энтузиазмом. И мир не рухнул. Женщины, правда, реагировали более сдержанно, но всё-таки. Обошлось. В нашей целомудренной стране. А вот в наисвободнейшей Америке - не обошлось. Буйные феминистки в том же 1968-м учинили форменный скандал на "Мисс Америка": толпа пикетировала здание, где проводился конкурс, короновала живую овцу, давая понять, что к красоткам относятся как к скотине, и развела костер, в который полетели туфли на шпильке, заколки для волос, подвязки, воск для депиляции и "главный символ дискриминации полов" - бюстгальтеры. Короче говоря, если воспоминаниями о первых конкурсах красоты вам придётся делиться не с нашими пенсионерками, а с американскими, подсчитайте, сколько лет им было в 1968 году и не могли ли они тогда погреться у памятного костра...
    Предвижу вопрос - где обогатиться подобными сведениями? Везде. Например, сейчас в Москве выходит книжная серия "Ваш год рождения" в 40 томах: от 1947 по 1987 гг. Там полно подзабытых, но крайне необходимых молодому журналисту сведений о фоновых знаниях многих взрослых аудиторий. Полюбопытствуйте! Вы найдёте такие жемчужины, от которых радостно прослезится любой.
    Упражнение. Исторический факт: в 1968 году близ Новороссийска у подножия Суджукского маяка комсомольцы опустили на дно Чёрного моря капсулу-контейнер с посланиями в XXI век, коммунистическим потомкам. Среди документов и писем, отправленных в будущее, была пластинка с записью "Новороссийского вальса" композитора Девятковича в исполнении прекрасной Ружены Сикоры. Посылку должны поднять с морского дна в 100-летие Октября. Певице Ружене Сикоре, родившейся 20 августа 1918 года, в 1968-м выдано удостоверение (с подписью секретаря Новороссийского ГК ВЛКСМ В. Новика и круглой райкомовской печатью), дающее право присутствовать при вскрытии капсулы 7 ноября 2017 года. Вопросы. Каким аудиториям, когда и в каком жанре можно подарить этот сюжет? Какие разъяснения понадобятся тем, кто, предположим, не в курсе, что такое Октябрь (с прописной буквы) и почему его 100-летие предполагалось отмечать с максимальной торжественностью? Дайте прогноз: реальное будущее капсулы. Достанут её со дна морского? И куда денут? Кто объяснит подросткам 2017-го её происхождение? А в каких выражениях описать событие для пожилой аудитории? Какое СМИ подойдёт? Или, может, пусть её! лежит себе на дне и лежит?.. Великолепная Ружена Сикора, увы, не придёт на праздник: скончалась 23 декабря 2006 года. А кто придёт? Зачем? ...Ой, а вдруг под маяком уже нет капсулы? Вдруг связь времен порвалась радикальнее, чем мы предполагаем?     
    В заключение пример того, что может произойти, если от чувств журналист "земли под собой не чует" и не учитывает фоновые знания целевой аудитории. В рубрике "Блокнот" (телеканал "Культура") 23 июня 2008 г. шёл восторженный рассказ о всемирно известном дирижёре. Желая подчеркнуть любовь оркестрантов к маэстро, молодая журналистка выдала пассаж: "Музыканты бежали на его репетиции, как школьники, стремясь занять место поближе к дирижёрскому пульту". Плакать или смеяться? Перепутав целевые аудитории, она мысленно обратилась к неким условным "детишкам", а не к специалистам с высшим образованием, коими являются телезрители "Культуры". (Справка для аудиторий СТС и ТНТ: места в оркестре никак нельзя занять "поближе", даже если прийти "пораньше") Аудитория "Культуры", конечно, не закричала от ужаса, но плечами пожала: погорячилась девушка. Учиться-то надо хорошо и вовремя.
    Продолжение следует. Пишите автору или в редакцию сетевого СМИ VIPERSON.RU, обсудим.

Написать автору можно по этому адресу: litera-elena@yandex.ru


01.10.2008
www.nasledie.ru




Док. 499205
Опублик.: 01.10.08
Число обращений: 487

  • Черникова Елена Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``