В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александра Очирова: Социальная сопровождающая Назад
Александра Очирова: Социальная сопровождающая
Политика в области охраны здоровья - важнейшая часть социальной политики государства и она, естественно, несет на себе отпечаток всех особенностей ее формирования. В этом смысле трудно выстраивать политику в области здравоохранения, не решив принципиальных, в том числе идеологических, вопросов формирования социальной политики в целом, как стратегии социального развития государства.

С этой точки зрения историю развития здравоохранения можно рассматривать как эволюцию общественных представлений о здоровье, его месте среди других жизненных ценностей. В ХХ веке связь между охраной здоровья и развитием общества и личности стала наиболее очевидна. Это, прежде всего, относится к решению медицинских проблем социальными методами. И на государственном уровне включает в себя как профилактические меры, так и другие информационные технологии государственной политики с привлечением всех общественных сил к обсуждению соответствующих проблем и контролю за их выполнением.

Совокупность базовых признаков здоровья, таких как средняя продолжительность жизни, общая и младенческая смертность, причины смертности, заболеваемость, инвалидность, дают нам тип здоровья населения в тех условиях и обстоятельствах, ответственных за возникновение и развитие болезни, которые получают название факторов риска.

Совершенно очевидно, что принятие национального проекта "Здоровье", а вслед за этим и обращение к демографической политике, показывает, что с типом здоровья населения у нас не очень благополучно. И факторы риска превысили на сегодняшний день все допустимые нормы.

Нам сегодня нужна сильная демографическая политика. Фактически старт такой политике был дан в Послании президента в мае 2006 года. Вместе с тем материальные меры, предложенные президентом, сами по себе не могут решить демографической проблемы, хотя являются очень важными и широко обсуждаются в обществе. На наш взгляд, необходима эффективная социальная сопровождающая для семей с детьми. Необходима система мер по решению особо острых проблем в сфере предоставления детям и семье необходимых образовательных, медицинских, информационных и иных услуг, а также по решению тяжелейших жилищных проблем.

Ситуация в этих сферах негативно влияет на рождаемость, качество и продолжительность жизни российского населения. Демографические тенденции толкают нас на изменение политики в области репродуктивного здоровья как мужчин, так и женщин. К сожалению, сегодня у нас нет ни одной государственной программы репродуктивного здоровья, на что также обращал внимание президент. По репродуктивному здоровью существует так называемый отраслевой стандарт - протокол ведения больных в акушерстве и гинекологии, который содержит в себе только узкий медицинский перечень.

Специально остановлюсь на проблеме минимальных социальных стандартов, которые в цивилизованных странах рассматриваются как стандарты в направлении качества жизни, куда, естественно, входят и стандарты услуг в области здравоохранения. Возможно, если бы у нас существовали эти стандарты, не возникали бы вопросы о медицинском обслуживания пациента независимо от его социально-экономического положения, а также региона проживания.

Разработка методик стандартизации оценок качества жизни является одной из самых актуальных задач. И решение этой задачи позволит повысить надежность информации, которая используется как на индивидуальном уровне лечения, так и на национальном, международном, региональном, муниципальном уровнях управления ресурсами здравоохранения.

Еще одна проблема, на которую я хочу обратить внимание, - это проблема социальной справедливости.

Ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо. Существует серьезное неравенство в доступности и качестве медицинской помощи в различных субъектах Российской Федерации. Финансирование программ государственных гарантий достигает 12-кратного разрыва, а финансирование территориальных программ ОМС - 18-кратного разрыва. Я думаю, что именно поэтому, может быть, Россия и находится на одном из последних мест в мировом рейтинге.

В завершение хочу вернуться к предложенному президентом национальному проекту "Здоровье". Он выполняет важную стратегическую задачу, заполняя нишу стратегии социального развития нашей страны. Проект решает не только проблемы здравоохранения, но и проблемы, связанные с другими приоритетными национальными проектами. И, я думаю, есть все основания, чтобы общественная составляющая серьезным образом повлияла на содержательное наполнение этого национального проекта, включив туда проблемы отечественного регионального и муниципального здравоохранения, и вместе с тем превратилась в национальную программу сохранения здоровья нации.



Александра ОЧИРОВА

Президент международной общественной

благотворительной организации

"Международный женский центр "Будущее женщины",

председатель Комиссии по вопросам социального развития

Общественной палаты РФ,

член Аналитического совета Фонда "Единство во имя России"


http://www.fondedin.ru/

viperson.ru

Док. 499166
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 24.12.10
Число обращений: 191

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``