В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Степашин. Коррупция - вызов обществу. Назад
Сергей Степашин. Коррупция - вызов обществу.

На вопросы редакции отвечает Сергей СТЕПАШИН, председатель Счетной палаты РФ



- Сергей Вадимович, новый политический сезон в России стартовал бурно. Среди наиболее актуальных тем - коррупция и противодействие оной. Возглавляемая вами Счетная палата - орган контролирующий, и ее роль в борьбе с мздоимством чрезвычайно велика. Хватает ли сегодня вашей организации, что называется, мощностей для успешного ведения этой борьбы?



- Сразу уточню, что Счетная палата - орган, не входящий в число правоохранительных, и непосредственной борьбой с коррупцией, оперативной работой в этом направлении не занимается по статусу. Наша задача - контроль за бюджетом, за государственными финансовыми средствами. Осуществляя такой контроль, мы опосредованно и выходим на нарушения и преступления, на тех или иных "государевых людей", подозреваемых в совершении действий коррупционного характера. Свежий тому пример: ситуация вокруг проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Еще в начале 1990-х годов, когда только-только пошла работа по нефтедобыче на сахалинском шельфе, было ясно, что предлагаемые нашему государству условия невыгодны. Кто получил за лоббирование этих условий солидный "откат" теперь можно только догадываться.

Что же до возможностей Счетной палаты, используемых непосредственно в сфере ее задач, я считаю, в последнее время их вполне достаточно. Чем обусловлен такой ответ? Во-первых, внесены изменения в Уголовный кодекс, в результате чего чиновника можно привлекать к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Кстати, возможность свободно распоряжаться серьезными бюджетными средствами в течение долгих лет провоцировала чиновников на немотивированные переброски государственных денег с программы на программу, подстегивала коррупцию.

Так вот, одно продуманное и необходимое решение в короткие сроки свело эту возможность на нет. Скажу больше: в сегодняшней России контроль за использованием бюджетных средств налажен на европейском уровне. Здесь мы работаем в тесном контакте с Казначейством, а совместные действия с Генеральной прокуратурой только в минувшем году привели к возбуждению 275 уголовных дел.

Во-вторых, это взаимодействие Счетной палаты с правоохранительными органами. Этот аспект хочется особо выделить. Специфика работы, скажем, милиции, следственного аппарата понятна: осуществление оперативных мероприятий. Специализация Счетной палаты - возможности, прежде всего, кадровые, для серьезного анализа документов, финансовых решений. То, чего не хватает и никогда не будет хватать подавляющему большинству оперативников и следователей по самой простой причине. У них - одно образование, у экономистов и финансистов - совершенно другое. Понимая это, мы четыре года назад подписали соответствующие соглашения с МВД, Генеральной прокуратурой, ФСБ и вот с тех пор работаем вместе. Технология проста. По конкретному поводу создаем совместную группу, в работу которой Счетная палата вносит аналитику, финансовую экспертизу. Такие проверки проводились по деятельности крупнейших российских портов, в частности, Новороссийскому порту, по ВАЗу, по военному ведомству. В последнем случае был, если помните, громкий процесс по делу генерала Олейника.

Если же сравнивать наши возможности с идентичными зарубежными ведомствами, то тут мне импонируют принципы, положенные в основу работы счетных палат в ряде стран Латинской Америки. Традиционно считается, что пышным цветом коррупция цветет именно в этих государствах. Так ли это? В 2004 году я, что называется, на месте познакомился с опытом работы родственных структур в Бразилии, Чили и Уругвае. В этих странах такие структуры называются, к слову, счетными судами. И мы, и они опираемся на положения Лимской декларации. Но кроме того, латиноамериканские коллеги 20-30 лет назад законодательно получили право запрашивать у крупных чиновников финансовые документы, подтверждающие их возможности приобрести дом, квартиру, машину и так далее. Кроме того, без проверки и визы счетного суда назначение на высокую государственную должность просто не может состояться. Я не говорю о том, что у нас этими вопросами должна заниматься именно Счетная палата. Но я убежден в том, что похожая практика должна у нас в стране существовать. Сейчас для ее введения нет никаких юридических ограничений. Конвенция по борьбе с коррупцией, наконец, ратифицирована. Семь лет прошло с 1999 года, когда я подписывал этот документ еще в качестве министра внутренних дел. Семь лет понадобилось, чтобы снять все псевдоаргументы, связанные с якобы нарушением прав человека, вторжением в бизнес и прочее. В то же время похожая практика существует в самых демократически продвинутых странах. Недавно в Швеции подала в отставку руководительница одного министерства, в связи с тем, что не заплатила налоги со стоимости услуг, оказываемых ей домработницами. У нас сегодня над такой щепетильностью, к сожалению, только посмеются.

Третье и последнее. Совсем недавно мы встречались с Михаилом Сергеевичем Соломенцевым, председателем Комитета партийного контроля при ЦК КПСС в недавнем нашем прошлом. И вот на мой вопрос, насколько, на его взгляд, эффективно работает Счетная палата, Михаил Сергеевич заметил: "Все нормально в целом, но крайне важно, чтобы как можно больше людей знали о результатах работы". Он напомнил, что если в прежние годы газета "Правда" печатала негативные результаты проверки КПК, чиновник, попадавший под эту критику, навсегда прощался с карьерой.

В действующем Законе о СМИ подобная юридическая норма прописана, но пользоваться ею не принято. А согласитесь, неплохо было бы заставить чиновника, согласно закону, отвечать на аргументированную критику в масс-медиа публично. Хотя бы - отвечать! В том, что данная мера приносила бы эффект, я уверен. Восстановленный тележурнал "Фитиль" вызывает панику среди чиновников, стоит им лишь догадаться о предстоящей роли в будущих телесюжетах.



- Коррупционер силен не только умением, но и числом. Не много ли чиновников в современной России? И сколько, на ваш взгляд, их должно быть?



- По количеству чиновников на душу населения Россия уже превосходит Советский Союз. Это факт. Но не факт, что именно количеством чиновничества определяется уровень коррупции в стране и, вообще, уровень проблем в государстве. Число госслужащих, а их у нас нынче примерно 2 миллиона, должно определяться возложенными на них функциями и возможностями страны содержать чиновничество на достойном уровне. В бытность министром внутренних дел я как-то сказал, что нищий милиционер опаснее бандита. Удивительно, но ни один сотрудник МВД не обиделся на этот афоризм поневоле. Предлагаю следующий тезис: нищий чиновник - жулик в перспективе. Надеюсь, и на сей раз никто из госслужащих не обидится, ибо глупо обижаться на правду. Давайте еще раз вернемся к критериям, определяющим чиновный класс. Первое - это функции, которые надо выполнять. Второе - размер заработанной платы. Если платить две-три тысячи рублей не только чиновнику, но и любому бюджетнику - учителю, врачу, значит, толкать его на неофициальную торговлю своими должностными возможностями. Третье - точные и четкие правила поведения чиновника. Я не имею в виду контроль над временем прихода на работу и количеством перекуров в течение дня. Это само собой. Я говорю о предельно ясных и чиновнику, и каждому гражданину правилах, процедурах, регламенте осуществления служебных функций, согласно которым госслужащий должен поступать в каждом конкретном случае. Сформулировать эти правила пытался Дмитрий Козак в концепции административной реформы, следом - Герман Греф в концепции "одного окна" - однозначно положительных результатов пока нет. Но тот, кому это удастся сделать в полной мере, достоин Нобелевской премии. Трудная задача? Безусловно. Реальная? Посмотрите на наших соседей-скандинавов, на японцев... Более того, прокрустово ложе, вернее, кресло чиновника - это не только снижение мотивации к коррупции, это в принципе улучшение качества работы госаппарата всей страны.

Что ж до количества государевых людей, то оно пока будет расти. В ближайшие месяцы этому поспособствует и неоднозначный Закон о местном самоуправлении. К слову, Счетная палата давала на сей счет свое заключение, рекомендовавшее вводить закон последовательно в тех регионах, где готовы кадры, инфраструктура. Ну и что же? Сейчас армия чиновников пополнится еще 35 тысячами человек, чья подготовка и квалификация в вопросах местного самоуправления вызывает сомнения. А именно эти тысячи на местах будут предопределять политическое настроение 40 процентов населения. Той части населения, возможности которой не позволяют самостоятельно решить вопросы ЖКХ.



- Президент Владимир Путин в последних выступлениях часто подчеркивает, что успешная борьба с коррупцией позволит обеспечить реализацию национальных проектов, прежде всего программу строительства доступного жилья. Ясно, что коррупция сейчас бьет не только по экономике, но и по зоне социально-политических интересов. Актуализация вопроса борьбы с коррупцией - это ответ на глобальные вызовы или старт политической кампании в преддверии выборов 2007 и 2008 годов?



- И то, и другое. Сегодня в стране две сверхпроблемы. Одна - это коррупция и неуважение к власти как таковой за исключением власти Президента. И, на мой взгляд, не потому, что он - Президент. А потому, что он умеет работать на этом посту. Я поработал с разными руководителями и ориентируюсь не на политические бестселлеры, а на личный опыт. Все остальные институты власти вызывают системное недоверие народа. Это доказывают и недавние региональные выборы, победа партии власти в которых безусловна, но низкая явка перечеркивает этот успех. Я считаю, что не пришедшие на избирательные участки - это не апатичные, не равнодушные люди. Это граждане, устроившие политическую забастовку на манер экономических забастовок по-итальянски. То есть, выразившие протест ничегонеделанием.

Вторая сверхпроблема - это бедность. По-разному считаем, но все равно получается, что более четверти населения живет в бедности, а то и нищете. Коррупция - это абсолютное зло в любой стране, но в стране, в которой высок процент бедных, она - зло в квадрате. Переплетение двух этих сверхпроблем вызывает в обществе сверхнапряжение.

Когда мы говорим о взятках вокруг крупных экономических проектов, о делах некоторых олигархов, нанесших колоссальный ущерб бюджету - это правильно. Но масса населения страдает от взяточничества на низших этажах власти, взяточничества ежедневного, ставшего чуть ли не нормой жизни.

Это глобальный вызов стране? Безусловно!

Составляющая политической кампании 2007-2008? Так это же хорошо. А иначе для чего же нужны политические кампании? Как я понимаю, это процесс, в котором претенденты на власть озвучивают свое видение жизни страны, свои политические обещания и, в случае прихода к власти, несут за эти обещания прямую ответственность, оплачивая их невыполнение собственными политическими перспективами. Надо лишь больше и чаще рассказывать стране о политических деятелях, не способных держать свое политическое слово.



- Сергей Вадимович, трудно не заметить, что число проверяющих и контролирующих органов в стране за шесть лет 21 века возросло. Переходит ли количество контролеров в качество контроля?



- Надо признать, что большое количество проверяющих органов - это наша недобрая государственная традиция. Если и сейчас взять только финансовую сферу, это Счетная палата, Росфиннадзор, Казначейство (семьдесят пять тысяч сотрудников, между прочим), Налоговая, внутренние контрольные управления во всех министерствах и ведомствах, далее органы общего профиля - Роспожнадзор, Росприроднадзор... В общей сложности, свыше 30 организаций. В любом случае по этому показателю мы - чемпионы мира. Количество контролеров также вызывает просто ужас - свыше 300 000 человек. Нормализовать ситуацию можно. Необходимо разработать и принять закон о Госконтроле. И тогда станет ясно, сколько необходимо "надзирателей", каковы функции и зона ответственности каждого из них. Отдельно выделил бы следующий вопрос: каким образом и как часто нужно проводить проверки, каковы методики проверок и каковы механизмы защиты проверяющих и проверяемых. У нас вполне допустима сейчас ситуация, когда проверяющая организация изымает документацию предприятия или фирмы на несколько месяцев. Проверка нарушений закона не выявила, а в результате проверки предприятие разоряется, так как год фактически не работало. Это имеет вполне конкретное название - государственное рейдерство. Недавно один из академиков РАН, между прочим, бюджетник, рассказывал на совещании о том, что к ним в институт уже милиционеры приходят с проверками по эффективному расходованию бюджетных средств. Понятно же, зачем приходят... Другой случай, связанный с Петербургским университетом. Его ректор Людмила Вербицкая рассказывала, что расследование по поводу нецелевого расходования бюджетных средств в СПГУ ведет ФСБ. При чем здесь ФСБ? Не ее подследственность, это я как бывший директор ФСБ говорю.

В этом году исполнилось десять лет, как Президенту Ельцину были представлены предложения по разработке закона о госконтроле, и, в свою очередь, он сделал соответствующее поручение. В 2002 году по инициативе Правительства выполнение поручения было отменено и снято с контроля в Администрации Президента. Так что воз и ныне там.



- Точно полицейские в голливудских боевиках, бюрократы бывают злые и добрые. При каких условиях добрых бюрократов станет существенно больше, чем злых?



- Бюрократы должны быть прежде всего законопослушными и справедливыми. А для этого надо стараться приглашать на работу с людьми тех, кто, прошу прощения за тавтологию, к людям относится по-человечески. Если человек органически ненавидит все, что вокруг него шевелится, надо найти ему другое применение. Например, есть воздушно-десантные войска, спецназ... В замечательном фильме "Бриллиантовая рука" очень точную фразу произносит Нонна Мордюкова: "Управдом - друг человека". Вот только где набрать столько добрых для работы в госсекторе? Впрочем, человек рождается добрым, злым его делает окружающий мир. Чтобы чиновники подобрели, необходимо изменить не только материальные условия их жизни. Нужно уважение окружающих. Это уважение было потеряно не только по вине самих чиновников. Все сословие государевых людей методично и со вкусом втаптывали в грязь, начиная с конца 80-х годов в средствах массовой информации. Мы ломали не только государство, мы уничтожали людей, олицетворявших государство и осуществлявших власть от имени государства. А иначе-то государства не сломать.

Сейчас мы не ломаем, мы - строим. Не пора ли и на чиновный люд посмотреть под другим углом зрения? Помочь в этом способно, прежде всего, телевидение. Разумеется, это не должна быть топорная работа застойного образца начала 80-х. Но вернуть чиновникам самоуважение может уважение населения. Я понимаю, что среди прочих задач, поставленных перед Законом о местном самоуправлении, есть и такая: восстановить среди россиян привычку самостоятельно выбирать себе власть на уровне общины. А разве кто-то в деревне или уездном городке мог выбрать неуважаемого человека? Но для того, чтобы такая привычка возродилась, нужна новая политическая культура, нужно время для ее становления.



Интервью вел Михаил БЫКОВ



Редакция благодарит пресс-службу Счетной палаты РФ за помощь в подготовке интервью







http://www.fondedin.ru/


Док. 499149
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 156

  • Степашин Сергей Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``