В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Ястржембский. Нет смысла ходить по кругу. Назад
Сергей Ястржембский. Нет смысла ходить по кругу.
10-12 сентября 2006 года в Морозовке (Московская область) прошла четвертая конференция в рамках дискуссионного форума "Партнерство с Россией в Европе", который проводит Фонд "Единство во имя России" и Фонд имени Фридриха Эберта (Берлин). В конференции участвовали российские и европейские парламентарии, дипломаты, эксперты, руководители международных программ и департаментов. Главными темами обсуждения стали сценарии нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом, энергетическая безопасность в Европе и подходы к решению региональных конфликтов.



Хочу отметить постоянство, которое проявляют организаторы нашей конференции, собирая экспертов по теме отношений России и Европейского Союза. И то, что это происходит в начале политического сезона, делает разговор вдвойне ценным. Ведь межгосударственные саммиты венчают политический сезон, и поэтому у нас есть время сверить взгляды до того, как будут приниматься очередные решения в диалоге с Евросоюзом.



В российских средствах массовой информации, как и в экспертном сообществе, наблюдается довольно большой разрыв в оценках состояния наших отношений с Европейским Союзом. С одной стороны - "застой", "кризис", с другой - "отношения развиваются динамично".

Вероятно, это крайние точки зрения.

Правильно было бы сказать, что продолжаются активные контакты со всеми структурами Европейского Союза, на всех уровнях и во всех форматах. Прошло несколько саммитов, в том числе и по вопросам энергетики. Это внутренний саммит Евросоюза, но на него был приглашен президент России Владимир Путин, который весьма обстоятельно изложил российскую точку зрения на состояние наших отношений в сфере энергетической безопасности. Подчеркну, что такой формат задействован впервые в истории отношений России с Евросоюзом.

Традиционными становятся встречи председателя Еврокомиссии и российского президента, а также постоянные советы, которые проходят на уровне министров иностранных дел, министров внутренних дел и юстиции, министров транспорта и сельского хозяйства.

Подписано два соглашения, которые имеют очень важное значение для наших отношений с Европейским Союзом. Речь идёт о Соглашении об облегчении визовых процедур и Соглашении о реадмиссии. Сейчас начинается ратификация их с одной и с другой стороны, что послужило выходом на заключение порядка десяти отраслевых соглашений, которые подписаны между российскими министрами и их партнерами со стороны Евросоюза.

Кроме того, запущен новый для России и Европейского Союза проект - совместно финансируемый евроколледж на базе МГИМО. Прошла вторая встреча представителей приграничных регионов России и ЕС. Наконец, завершается подготовка к началу переговоров на уровне экспертов между Россией и Европейским Союзом о выработке нового текста Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое должно сменить ныне действующий документ.

И это наиболее знаковые, самые важные двухсторонние мероприятия России и Европейского Союза. Уже этот перечень, который можно долго продолжать, говорит о том, что отношения между нами развиваются, действительно, динамично. Такого рода повестка дня и такая интенсивность мероприятий, бесспорно, свидетельствуют о взаимном интересе партнеров к расширению и укреплению сотрудничества.

Безусловно, это не означает, что подобная интенсивность встреч и мероприятий закрывает проблемы, существующие в отношениях России и Европейского Союза. Добиваясь очевидных и значимых результатов на одних направлениях, мы констатируем замедление сотрудничества на других или даже стагнацию. Но в целом, кажется, есть основания поддерживать экспертов, которые считают, что отношения между партнерами развиваются по восходящей. Сложно, иногда с пробуксовкой - но по восходящей.

Вообще же в экспертном кругу предпочитают говорить не столько о достижениях, сколько о проблемах. Если внимательно приглядеться к основной повестке дня, станет очевидным, что речь идёт о трёх важнейших вопросах. Первый - это энергетическая проблематика. Второй вопрос - о сотрудничестве на так называемом постсоветском пространстве. И, наконец, третья проблема: чего мы ждем в связи с предстоящей работой по новому Соглашению между Россией и Европейским Союзом.

Начну с последней темы, главным образом потому, что многие эксперты участвовали в обсуждении на предварительной стадии содержания будущего Соглашения. Можно констатировать, что такие обсуждения и консультации экспертов, которые прошли в Москве, в Австрии и в Германии, позволили не только обозначить позиции друг друга, но и в значительной степени их сблизить, выработать общее представление о форме и содержании будущего Соглашения.

Обе стороны сегодня сходятся в том, что Соглашение должно быть юридически обязывающим - полноформатным международным документом, который потребует ратификации. Мы пришли к пониманию того, что это соглашение должно быть рассчитано на долгосрочный период. Хотя и тут нет ещё окончательно выработанного подхода. Речь идёт о действии документа на протяжении 10 или даже 25 лет. Но важен сам факт: никто не говорит о сроках в три-четыре года. Мы одинаково считаем, что будет ошибочно в новом соглашении переписывать так называемые дорожные карты. Эти карты по справедливости надо считать документом рабочего характера, чрезмерно детализированным для соглашения.

Нет смысла ходить по кругу.

Мы едины в том, что в соглашении должны найти отражение общие принципы, интересы и ценности, которые объединяют Россию и Европейский Союз. Существует и взаимное понимание, что необходим специальный раздел, который бы закреплял механизмы сотрудничества. Что предлагает внести в этот важный раздел российская сторона? В принципе, мы говорим о четырехуровневой системе взаимодействия.

Первый уровень - экспертный диалог с привлечением рабочих групп, которые бы формировались в рамках отраслевых диалогов.

Второй уровень - постоянные встречи между постпредом России при Европейском Союзе с комитетом постоянных представителей стран-членов при Европейском Союзе.

Третий уровень - встречи отраслевых министров России с их коллегами из Еврокомиссии и странами-членами Европейского Союза.

Четвёртый, высший уровень сотрудничества, - традиционные саммиты президента России с его коллегами из Еврокомиссии, а также встречи членов Еврокомиссии с председателем правительства Российской Федерации.

Стороны считают, что Соглашение должно дополняться секторальными соглашениями. Около десятка таких соглашений уже заключено. Например, в

Калининграде открыли паромную железнодорожную переправу между эксклавом и Большой Россией. Это железнодорожная контейнерная переправа, значительно облегчающая доставку груза, в том числе и военного назначения, с транспортировкой которого через территорию Литвы у нас существуют различного рода проблемы. Проект был предварительно показан министрам транспорта из стран Европейского Союза, заинтересованным во взаимодействии на этом маршруте. То есть министры Германии, Польши и Литвы провели переговоры с российским коллегой Игорем Левитиным, встречались с президентом Владимиром Путиным, который находился в Калининграде на открытии паромной переправы.

Готовя новое Соглашение с нашими европейскими партнерами, мы сошлись еще в одном положении: необходимо предусмотреть порядок его распространения на будущих членов Европейского Союза. Это позволит нам впредь избегать той непростой ситуации, которая возникла при присоединении к ЕС десяти новых членов в 2004 году.

Так выглядят контуры согласия между двумя сторонами перед стартом основных переговоров. Дело сейчас только за мандатом для делегации Европейского Союза, и переговоры можно начинать. Я думаю, это произойдет, наверное, уже при председательстве Германии в Европейском Союзе.

В целом ситуация выглядит достаточно оптимистично, хотя всегда есть опасения, что отдельные страны Евросоюза могут на базе особых позиций попытаться использовать переговоры для продвижения своих национальных интересов. Такие позиции уже появляются. Недавно присоединившийся член Евросоюза, например, высказывает пожелания, что новое Соглашение может быть подписано лишь после того, как будет дана оценка действий России (только одной России) по выполнению обязательств ныне действующего Соглашения. Кроме того, базовым условием для подписания, по мнению других, должна стать полная транспарентность российского рынка и гарантия доступа сюда европейских компаний. А еще предлагают переписать основные положения Энергетической хартии, чтобы побудить Россию к ее ратификации. И только после этого готовы говорить о Соглашении по партнерству и сотрудничеству в Европе.

Понятно, что такая экзотическая позиция способствует затягиванию сроков выработки и подписания нового Соглашения. Однако эта позиция уже фактически официально принята в Европейском Союзе. Мы прекрасно понимаем, что Евросоюз и его переговорщики в любом случае будут исходить из положений, отличных от российских. Это нормально. Но ненормально, когда люди занимаются политическим творчеством, чтобы отложить или затянуть переговоры по вопросу, имеющему жизненно важное значение для обеих сторон. И риск затягивания переговоров, пробуксовки подписания Соглашения, безусловно, существует.

Предвидя возможное развитие ситуации в этом направлении, мы с партнерами договорились, что не будем сковывать себя сроком действующего Соглашения, а работать над новым столько, сколько потребуется. Ныне действующее Соглашение пролонгируем. Я остановился так подробно на этой теме потому, что в ближайшее время она станет определяющей в наших отношениях с Европейским Союзом.

Вторая злободневная тема - энергетическое сотрудничество России и Евросоюза. Все встречи Владимира Путина с европейскими лидерами в нынешнем году в значительной степени были посвящены именно этой теме. И мы понимаем, насколько остро она сейчас стоит. Я присутствовал на всех обсуждениях энергетической проблемы, и у меня сложилось впечатление, что мы с партнерами не всегда слышим друг друга.

Мы хотим, чтобы в Европейском Союзе утвердилось понимание того, что для России обязательства в отношении энергетической безопасности Европы являются абсолютно приоритетными. Мы дорожим десятилетиями взаимодействия в этой сфере. Россия не нарушала своих обязательств даже в самые тяжелые годы после развала Советского Союза. Мы стремимся к тому, чтобы диверсифицировать энергетические потоки, которые идут в Европу, чтобы повысить энергетическую безопасность европейской экономики. На это направлены такие проекты, как Северо-Европейский газопровод или нефтепровод, который должен пройти от болгарского порта Бургас к западному побережью Греции.

Наши европейские партнеры должны понимать, что мы действительно заинтересованы в появлении новых форм взаимодействия между компаниями, чтобы наращивались объемы обмена активами. Однако при этом мы вправе ожидать, что Газпром начнет себя уверенно чувствовать не только в начале трубы, но и в ее конце. И хорошо уже, что эта позиция встречает все большее понимание наших партнеров.

В частности, решены проблемы на этом направлении с Германией. Крупнейшая энергетическая компания Португалии предложила обменяться акциями с Газпромом. И все же мы не готовы сегодня ратифицировать Энергетическую хартию и протоколы к ней, поскольку там есть положения, которые дискриминируют Россию в случае их реализации. Мы не можем распахнуть "ворота в Европу", лишась естественных стратегических преимуществ в энергетической сфере, но позволив европейским компаниям получить доступ к трубе, к эксплуатации новых месторождений и не получив взамен ничего адекватного со стороны Европейского Союза.

Стратегическое партнерство, о чём мы говорим и пишем в наших документах, должно быть обоюдно выгодным. И не только в сфере поставок углеводородного сырья. Существует рынок европейских ядерных материалов, где нам лимитирован доступ, есть рынок космической техники, авиастроения. Россия заинтересована в новых формах взаимодействия с Евросоюзом в обмен на учет ее интересов в энергетике. Если наш запрос будет услышан, то будут услышаны и пожелания европейских партнеров.

Наконец, о взаимодействии в постсоветском пространстве.

Здесь, на мой взгляд, партнерства по большому счету не получается. Хотя есть предпосылки для взаимодействия, и нет никаких препятствий с стороны России. Мы приветствуем увеличение роли Евросоюза в поиске разрешений так называемых замороженных конфликтов. Но говорим о двух естественных, на наш взгляд, предпосылках. Первая. Роль Евросоюза не должна увеличиваться в ущерб существующим форматам решения или поиска решений для замороженных конфликтов. Вторая предпосылка. Участвуя в разрешении таких конфликтов, не надо противодействующие стороны ставить перед выбором: вы с Россией или с Европейским Союзом?

К сожалению, в определенных ситуациях создается впечатление, что как раз именно в рамках подобной логики действуют наши партнеры по Европейскому Союзу.

Вспомним о печальном опыте так называемого Меморандума Козака в отношении Приднестровья. Соглашение, устраивающее все конфликтующие стороны и готовое к подписанию, было сорвано в результате вмешательства американского посла в Кишиневе и телефонного звонка Хавьера Соланы президенту Молдовы. Вспомним о введении особого таможенного контроля, фактически перекрывшего границу между Украиной и Приднестровьем. Причем об этом шаге Украины мы узнали из прессы. Для партнеров, которые думают о стратегическом взаимодействии и реальном сотрудничестве, ставить другого партнера перед свершившимся фактом - это не тот стиль, который должен утверждаться в отношениях между Россией и Европейским Союзом.

Конечно, на постсоветском пространстве довольно много проблем, которые мы могли бы решать вместе с Европейским Союзом. Однако надо помнить, что мы работаем не с объектами, а с субъектами политики. Это постсоветское, а не российское пространство, о чем нередко забывают наши коллеги.



ЯСТРЖЕМБСКИЙ Сергей Владимирович,

помощник Президента РФ, специальный представитель

Президента РФ по вопросам сотрудничества с Европейским Союзом





http://www.fondedin.ru/



Док. 499147
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 127

  • Ястржембский Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``