В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Юргенс. Энергия - это власть. Назад
Игорь Юргенс. Энергия - это власть.
Диалог между компаниями России и ведущими энергетическими компаниями Европы с приходом к власти Владимира Путина удавался по двум обстоятельствам. Первое. Европейский Союз был более либерален до вступления в него десяти новых стран-членов, которое очень осложнило нашу жизнь. Второе обстоятельство заключалось в том, что тогда российское правительство поощряло наши крупнейшие компании к выработке собственной линии в развитии энергетики.



Потом в России закончилась "либеральная вольница", и страна пошла по пути государственного капитализма. В это же время завершилась целая эпоха существования Европейского Союза - в него вступили десять новых стран. Как председателю Комитета по инвестициям и энергодиалогу мне раньше должны были давать замечания по российской версии документов представители десятка западных энергетических компаний. А теперь на меня выходят 12-15 регуляторов из министерств энергетики соответствующих стран - в первую очередь Польши, Эстонии, Латвии...

С одной стороны, произошел слом либерализма в России, а с другой стороны, если можно так выразиться, полный облом либерализма в Европе. Вместо менеджеров компаний управлять диалогом с той стороны стали регуляторы среднего уровня - заместитель начальника Департамента энергетической политики, например, и ему подобные господа. Много сил употребили руководители Еврокомиссии для налаживания энергетического диалога, однако не будем забывать, что не Комиссия формирует европейскую внешнюю энергетическую политику.

Эта политика, как и политика в области социальных отношений, в сфере обороны, остается прерогативой каждого государств. Потому что энергия - это власть. Россия, чувствуя себя относительно уязвимой в обострившейся внешней ситуации, прекрасно понимает, что такую власть никто не захочет выпускать из рук. Что произойдет, если в Саудовской Аравии к руководству страны придут радикалы, которые не понравятся Европейскому Союзу и Соединенным Штатам? Два сценария. Сначала попробуем купить. Не получится - заставим сотрудничать силой.

Не учитывать подобные сценарии в своих геостратегических расчетах Россия не может. И почему государство себя так ведёт, я понимаю, хотя и не сторонник дальнейшего наращивания активов Газпрома - в том числе непрофильных. У этой компании сегодня сильные аргументы. И в настоящий момент пересмотреть позицию государства будет не только трудно, но и вряд ли возможно.

Когда шел равноправный диалог компаний в рамках Европейского круглого стола промышленников, мы рассматривали очень многие варианты, в том числе, реформу Газпрома и либерализацию отношений с европейскими партнерами. Наша крупнейшая газовая компания по-прежнему не отказывается от идеи поэтапного равного доступа независимых компаний к трубе. Это будет происходить не так, наверное, быстро, как хотелось бы. Есть либерализованный рынок для потребителей в промышленности, и, я надеюсь, он будет расширяться. Но все это происходит, как уже справедливо говорилось, когда есть определённая мера доверия между сторонами, а не когда вместо либерализации и равного доступа в Евросоюзе нарастают обратные процессы. Нефтеперегонный завод в Польше вышел на открытый тендер, ЛУКОЙЛ почти его купил. Но явно по политическим мотивам нашу компанию "отставили". Потому что это русская компания. Можно привести и другие примеры неявной, но, тем не менее, существенной дискриминации российских компаний в отношениях с партнерами из Литвы, Великобритании, Франции. Поэтому, когда нас упрекают в том, что мы политизируем энергетический диалог, в этом есть доля правды. Но правда и в том, что так вести себя нас вынуждают партнеры в определенном политическом контексте. Так что дело не в том, что мы не хотим или не можем идти по пути либеральных реформ.

Никакой промышленник и предприниматель не свободен от позиции государства в отношении энергетических активов, от политической позиции, какой бы мощной компания ни была. У государства есть миллион способов повлиять на неё. Даже на такую мощнейшую компанию, как "Бритиш Петролеум". Следовательно, в политическом контексте бизнес всегда будет вторичен, но это вовсе не значит, что его не надо слушать. И тут я согласен с Леонидом Григорьевым, который сказал, что в принципе компании должны управлять рынком. Понятно, либерализация рынка есть путь к налаживанию сбалансированного диалога между Европейским Союзом и Российской Федерацией. Поэтому мы говорим "да" равному доступу к трубе. Чтобы переналадить отношения, надо взвешенно подойти к озабоченности Российской Федерации по поводу Энергетической хартии и протокола о транзите, надо восстановить институциональный диалог между компаниями.

Российский союз промышленников и предпринимателей, а также сопредседатель Европейского круглого стола Анатолий Чубайс создали довольно серьезную команду с нашей стороны, в которую входят Виктор Вексельберг, Семен Вайншток и другие ключевые игроки энергетического рынка. А с европейской стороны мы, к сожалению, не всегда наблюдали адекватное представительство. Например, долгое время нашим европейским сопредседателем был президент, хоть и крупнейшей, но лесопромышленной компании, которая, как говорится, не по тому делу. Сейчас идут переговоры о том, чтобы побудить президента нового финского "Шелла" стать сопредседателем Европейского круглого стола. Он очень уравновешенный человек, с одной стороны, а теперь и ключевой игрок на энергетическом рынке.

Нам, промышленникам и компаниям, надо дать слово в диалоге, а не воспринимать нас как организаторов подготовительной работы для регуляторов, которые потом соберутся и от имени государства все решат. Если все будет происходить по-прежнему, то никакой позитивной роли диалог не сыграет. Поэтому мое предложение заключается в том, чтобы по возможности предусмотреть в новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве механизм учета мнений крупнейших национальных компаний по поводу ключевых вопросов двустороннего сотрудничества, в частности, в области энергетики.

Правды всегда две. И тогда происходит диалог глухих. Одна правда в том, что в Европе боятся монополиста Газпрома. А правда российских компаний в том, что есть национальное законодательство, есть национальные интересы. Россия - надежный поставщик, дайте ей гарантии долгосрочных договоров!



ЮРГЕНС Игорь Юрьевич,

первый вице-президент ИГ "Ренессанс Капитал"




http://www.fondedin.ru/


Док. 499107
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 171

  • Юргенс Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``