В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Рыжков: Начинается `охота за головами` Назад
Владимир Рыжков: Начинается `охота за головами`

Произошло очень большое падение явки на избирательные участки. Особенно катастрофическое - в Свердловской области. Учитывая, что это, кажется, пятый по населению регион страны, падение явки следует рассматривать как весьма тревожный симптом.

Меня очень настораживает такая тенденция. От цикла к циклу явка падает. Больше того, в недавнем исследовании Центра Левады отмечается, что уже до 30 процентов респондентов на опросах говорят: мы не верим вообще никому и ни на какие выборы не пойдем.

Я провел множество встреч в Астраханской области - в селах, школах, учреждениях. Идет отторжение от политики, от политиков и от партий. Подобного негативного отношения к выборам и к политике я не встречал за всю свою политическую карьеру. Это требует отдельного серьезного анализа, а результаты нынешних региональных выборов надо экстраполировать на предстоящие думские и президентские выборы. Средняя явка на октябрьских выборах составила 35 процентов. Следовательно, две трети избирателей отказываются участвовать в избирательном процессе.

Поэтому, когда мы говорим о результатах голосования за "Единую Россию", Партию пенсионеров и другие партии, давайте помнить, что 65 процентов избирателей не ходят на выборы.

Второе ощущение, которое я вынес из астраханской выборной кампании - возросла роль административного ресурса. За неделю до выборов астраханский губернатор, к которому я отношусь с большим уважением, вызвал глав администраций и сказал: у кого не будет 50 процентов голосов за "Единую Россию", могут стреляться прямо в кабинетах. Об этом мне рассказали три участника совещания у губернатора.

Понимаю, что губернатор был поставлен в такие рамки, когда иначе и не мог себя вести. И система заработала. Руководители районных управлений народного образования и здравоохранения вызывали директоров школ и главврачей, "накачивали", а дальше голосование шло под присмотром директоров школ и главврачей. Я боюсь, что подобное уже стало нормой. Это серьезный момент, который нужно отдельно обсуждать.

Наконец, по моим наблюдениям, явка была кое-где завышена вбросами бюллетеней. По нашим оценкам в Астрахани реальная явка составила 35 процентов, а избирком показал 42 процента. В Свердловске, по оценке Евгения Ройзмана, вброшено 5-7 процентов.

Все это очень серьезно искажает реальную картину голосования. По-моему, роль приписок, махинаций и административного ресурса на этих выборах резко возросла.

Еще одно наблюдение: резко возросла важность фигур, идущих в избирательном списке. Партию пенсионеров в Астрахани вел сын Гужвина, бывшего губернатора, который пользовался в области исключительной любовью простого народа. У себя в округе Гужвин-младший получил 70 голосов. Поэтому, думаю, сейчас начнется "охота за головами" в регионах, партии начнут бороться за популярные фигуры.

Проблема либералов, которые на выборах, практически, никак не засветились, хоть электорат у них есть, вот в чем: власть искусственно поддерживает старые бренды и искусственно сдерживает появление новых. Ни один человек в Астрахани не знал, что такое Республиканская партия России. Фактически мы целый месяц занимались тем, что рассказывали о партии. Получили на выборах очень скромные результаты. И обратная ситуация с "Яблоком" при его стопроцентной известности. В Свердловской области СПС с "Яблоком" шли единым списком. Бюджет кампании был немалым. А результат - тоже 2 процента с небольшим. Это означает, что старые либеральные бренды не играют, а новым не дают выйти на политическую арену. В результате либеральный электорат просто не пошел на выборы.

И последний мой вывод. Возросла - хотя, казалось бы, куда уж больше - роль федерального телевидения. Если сопоставить эфирное время партий в эти полтора месяца избирательной кампании на центральных телеканалах, оно почти точно совпадет со средним по стране итогом голосования. Значит, без выхода на федеральные телеканалы никакой новый проект не имеет шансов, даже если будут деньги, будут региональные "головы" и так далее. Мы по-прежнему получаем из телеэфира основную информацию. Поэтому судьба либералов во многом зависит от того, смогут ли новые либеральные силы общаться с обществом через центральные телеканалы.



Владимир РЫЖКОВ,

член Комитета по делам Федерации и региональной политике ГД РФ,

член политсовета Республиканской партии России






http://www.fondedin.ru/


Док. 499100
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 147

  • Рыжков Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``