В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Владиславлев.Идеология для новой России Назад
Александр Владиславлев.Идеология для новой России
Наконец-то Россия, пожалуй, впервые в своей тысячелетней истории пытается осуществить глубокую модернизацию страны не на путях мучительно-бесплодного поиска своего особого пути, а в контексте исторического опыта и ценностей Европы, частью которой мы, безусловно, являемся.



Впервые задача модернизации страны решается не за счет принудительной мобилизации масс на борьбу за светлое будущее и интересы государства-левиафана. В этом, собственно, всегда и состоял особый путь России. Напротив, в основе нынешней модернизации лежат выстраданные за годы реформ экономические и политические свободы граждан, их осознаваемая ответственность за происходящее в стране, возможность на это влиять, защищая личные, групповые, а в конечном итоге общественные и государственные интересы.

Конечно, столь глубинные процессы проходят очень трудно и медленно. Ведь Россия, пропустив важнейший цивилизационный процесс, начатый европейскими буржуазными революциями XVIII-XIX веков, под влиянием которых сформировались современные западные цивилизации, никогда не была страной свободных людей, а власть никогда не была готова эту свободу предоставить. Кстати говоря, и на этот раз никем и ничем неограниченные свободы как бы сами по себе буквально обрушились на людей абсолютно для этого неподготовленных.

Но сегодня принципиально важно другое. Несмотря на тяжелую наследственность, грубейшие ошибки и преступления истекших 20 лет, Россия нынешнюю модернизацию не отвергает. Более того, стабильность политической ситуации в стране объясняется, прежде всего, тем, что большая часть населения научилась выживать в новых, крайне противоречивых, условиях. Конечно, сработало великое российское умение выживать в любых, самых невероятных условиях. Но на этот раз эта генетическая способность людей многократно усилилась осознанными достоинствами свободы. Люди поверили в себя.

И эту, с таким трудом освоенную, свободу они уже никогда и никому не отдадут. Важно, чтобы не только государство, но и бизнес, крупный бизнес прежде всего, сделали всё возможное для того, чтобы людям помочь и уберечь от очередного разочарования. Именно в этом заключается исторический шанс нынешний модернизации на успех.

Естественно, что в процессе начатой модернизации с особой остротой вновь и вновь возникает извечный для России вопрос о ее идентификации в современном глобальном мире. Кто мы, как мы оцениваем свое прошлое и настоящее, куда мы идем, каковы ценности новой России, какова ее стратегическая цель, каковы, наконец, средства ее достижения. Для большинства наших граждан это отнюдь не вопросы праздного любопытства. Слишком уж глубоко сидит во всех нас исторический опыт предыдущих хождений в светлое будущее, когда путь к провозглашённым высоким и благородным по своей сути, но ни разу не достигнутым целям, подменялся бесконечным процессом народного долготерпения, бесчисленными жертвами, лишениями, нищетой и бесправием. Сегодня общество вновь ощущает актуальную потребность в социальных ориентирах, нравственных ценностях, в исторической традиции, основательно разрушенных и дискредитированных в минувшие годы. Идеология вновь обретает права гражданства.

Без этого бессмысленно выстраивать экономические модели и правовые концепции, поскольку любая смена правящих элит может спровоцировать тотальное разрушение всего уже достигнутого, резкую смену вех и новый мучительный поиск своего особого исторического пути, в основе которого тайная надежда на чудо. Без ясной идеологии, ценностных ориентаций мы рискуем оказаться в плену нашей стародавней традиции: на историческом переломе, выстраивая новую жизнь, до основанья ломать и то лучшее, что было достигнуто при старом порядке вещей. При этом худшее как-то незаметно и тихо всегда приживалось и в новой жизни. Не здесь ли истоки излюбленной палочки-выручалочки любой российской власти: "Умом Россию не понять ... в Россию можно только верить". Таинство русской души надо оставить поэтам, а власти от этого отказаться раз и навсегда.

Сегодня абсолютно очевидно, что процесс возрождения России, начатый Владимиром Путиным подошёл к такому рубежу, когда сама жизнь сформировала осознанную обществом необходимость провозглашения идеологии новой России и изменения механизмов власти в соответствии с ней. Это стало первоочередной практической задачей и, прежде всего, конечно, власти.

Идеология. Здесь надо договориться о том, что это такое. Судя по тому, что предлагают разные авторы, единой точки зрения явно нет. Но всеми сейчас признано, что одним из самых острых дефицитов оказался дефицит идей. Стало очевидным, что идеологический вакуум не могут заменить ни административный и финансовый ресурсы, ни политтехнологии, ни религия.

Сейчас тупиковость "идеологического нигилизма" выявилась со всей очевидностью. Не оправдались и широковещательные прогнозы, что ХХ век знаменует "конец идеологий".

Системный и, к сожалению, нарастающий кризис общества привёл к поиску идеологических символов, ажиотажному спросу на идеологические концепции, вызвал интерес к фундаментальным основам идеологии как общественного явления, истокам её возникновении и логике развития.

Прошли века, десятилетия, но в исторической памяти остались - "Свобода, равенство и братство"; "Землю - крестьянам, фабрики - рабочим, мир - народам"; "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами"; "Родина или смерть". Можно по-разному сейчас толковать их смысл, но, бесспорно, одни из них знаменовали рождение новых исторических эпох, социальные разломы старого мира, другие мобилизовали и воодушевляли миллионы людей, третьи - стали знамением своего времени.

Если одним истоком идеологии является философско-теоретическое знание, то другим, не менее важным, обыденное сознание, умонастроения людей. История убедительно показала, что потеря живой, постоянно возобновляемой связи с реальными общественными настроениями ведёт к омертвлению идеологии, превращению её в ритуал, систему фраз, лишённых содержания.

Французская буржуазная революция, провозгласившая ценности Свободы, Равенства и Братства, разрушила сакральный характер власти, впервые освободила и возвеличила человека, провозгласив его главным действующим лицом истории.

Место монархий заняли республики. Однако место монархов тут же заняли диктаторы, а характер власти остался прежним. Но одно завоевание буржуазных революций кардинально изменило мир - это свобода предпринимательства, юридически закрепленная в знаменитом наполеоновском Кодексе. Мир взорвался невиданным экономическим ростом. Промышленники стали хозяевами жизни. Наступила диктатура производства и востребованной им науки. Так родилась новая эпоха - эпоха свободного предпринимательства и конкуренции, нового социального расслоения общества. До боли знакомая картина. Наверное, иначе и быть не может.

Протест против нового закрепощения был неизбежен. Свое идеологическое обоснование он получил в учении Карла Маркса с его идеей социальной справедливости. Тогда же начала формироваться современная демократия, основанная на противоборстве двух базовых идеологий - капитализма и социализма. Со временем на их основе выросли мощные политические партии, ставшие основой механизма смены власти, дающего этому процессу правовую легитимность. В лице этих партий складывающееся гражданское общество получило понятных ему лидеров.

Эта система была естественна и органична. Свободы и Справедливость вступили в острое политическое противостояние. Партии и их сторонников объединял живой нерв идеологии, а власть была жестко идеологически структурирована. Именно эта двухполярная политическая культура сформировала современные европейские демократии. Российская революция до предела обострила это противостояние. Сделав выбор в пользу справедливости и равенства, пожертвовав ценностями свободы и демократии, что стало роковой родовой травмой "социалистического государства", Россия убедительно продемонстрировала, что Свобода и Справедливость - суть две равновеликие ценности общественного развития.

Между тем в Европе начался мощный процесс социализации самого капитализма. При этом не только забота о стабильности общества предопределила необходимость формирования социального капитализма. К середине XX века стало ясно, что конкурентная рыночная экономика невозможна без высокообразованного, инициативного и благополучного исполнителя.

Социализация капитализма породила глубокие последствия. Произошла конвергенция базовых идеологических ценностей, капитализм и социализм сохранились лишь памятниками истории. Это в свою очередь повлекло глубокую деидеологизацию политики, что лишает демократию своих основных атрибутов - идеологизированных партий. Политика и демократия без идеологии теряют главное - душу и связь с людьми, носителями традиционных ценностей. Образовался разрыв между партиями и обществом, политика теряет ярких, масштабных лидеров, все больше становясь заложницей политтехнологий. Люди утрачивают интерес к политике. В мире развиваются опасные цивилизационные процессы.

В Европе идёт серьёзная дискуссия по этому поводу, ищутся новые подходы для идентификации партий, способных защитить столь необходимый обществу политический плюрализм.

Но, похоже, что новые подходы надо искать не в идеологии партий как таковых, а в характере, менталитете, образе мышления, генетической предрасположенности тех, сравнительно небольших по численности групп людей, которые и составляют активное ядро и движущую силу современных политических партий. Именно эти люди являются носителями традиционных партийных идеологий, либерализма и социализма. Других нет. Под влиянием их мировоззрения, образа мышления, видения текущего момента и перспективы партии формируют формы и методы партийной работы, оценку ситуации и способы решения стоящих перед страной социально-экономических проблем. Именно они являются носителями идеологии и лицом партии в глазах избирателей, её приводным механизмом. От них, прежде всего, зависит, сумеет ли партия завоевать симпатии граждан и убедить их отдать голоса предлагаемому ей варианту развития общества.

Эти люди избрали своей профессией политическую деятельность. Это предполагает не только частое мелькание на экранах телевизоров, на страницах газет, блеск юпитеров, но и накладывает на этих людей серьёзные поведенческие императивы, требует глубокого знания своей профессии. Они - основа жизнеспособности партий и сохранения ими своей идеологической идентификации. Партии, формирующиеся вокруг таких людей, не могут быть массовыми. Неоправданное наращивание численности партийцев грозит утратой идеологических ориентиров. Массовой может быть только поддержка общества.

На полюсах развитых демократий исторически сложились либералы-консерваторы и социал-демократы. Приверженцы либеральной идеологии сформировали свою общественную позицию предельно чётко - экономическая свобода, максимальные условия для развития бизнеса, а о социальной политике мы позаботимся.

Это - ясный и естественный, но только один из подходов к отношениям между бизнесом и обществом. Есть и другой. Приоритет конкурентной рыночной экономики в современном обществе неоспорим, но отношения между теми, кто ее создает и поддерживает, и теми, кто пользуется ее плодами, должны быть партнерскими. На том стоят многие современные социал-демократические партии.

И это не просто политическая декларация. Такова политическая реальность. Формы работы этих двух партий во многом различны и определяются природой и характером их сторонников. При этом либерально-консервативные партии реально озабочены конкретными механизмами социальной политики, способными обеспечить стабильность общества, а социал-демократы - созданием условий для эффективного бизнеса, не забывая и о своих традиционных ценностях, сохраняют живой нерв со своими сторонниками.

В таком контексте сохранение и одновременно противостояние, взаимодополняемость либерально-консервативной и социал-демократической идеологий, вероятнее всего, останется надолго.

В этих идеологических координатах главной задачей практической политики является определение на каждом этапе национально и исторически обусловленной меры экономического роста и социальной ответственности, диктатуры Закона и целесообразности его изменения в рамках государственной и партийной идеологии.

На каждом этапе развития государства и общества определять этот исторический компромисс от имени народа могут только политические партии на основе гармонизации крайне разнообразных и часто противоречивых интересов различных групп с интересами всего гражданского общества и государства. Именно поэтому политические партии и являются основой и инструментом законодательной власти. Эта миссия партий определяет и будет определять их приоритетную роль в управлении государством и обществом.

Если обратиться к нашим реалиям, то самое главное, надо прекратить извечную российскую дискуссию на тему, что первично - человек или общество. Сама постановка этого вопроса некорректна. Интересы человека могут быть удовлетворены только тогда, когда они становятся целью государства. А интересы государства должны вырастать, в конечном счете, из интересов его граждан. Весь вопрос в том, как в этом двуедином процессе мы сумеем представить, сформулировать и защитить часто противоречивые, не стыкующиеся между собой интересы различных социальных, профессиональных и национальных групп, создать механизмы власти, способные справиться с этими проблемами. Система же ценностных и нравственных ориентиров, идеология общества и является базой и инструментом согласования интересов, той системой координат, в рамках которой интересы граждан могут стать целью государства.

Первой компонентой системы нравственных ориентиров новой России, ценность которой очевидна и признается практически всем обществом, является Свобода. Свобода политическая, экономическая, свобода выбора своей судьбы, профессии, доступа к информации, образа жизни и мышления. Модернизация в век высоких технологий, наукоёмких производств, экономики знания, может быть успешной только в условиях свободы. Для России это вопрос принципиальный. Надо признать, что все попытки изменить судьбу страны в условиях несвободы нами уже испробованы, и все окончились одинаково - полным провалом.

Свобода - это универсальная и фундаментальная ценность, дающая людям возможность раскрыть свои способности, самореализоваться. Наконец, свобода для России - это главный результат трудных и противоречивых лет реформ, гарантия их необратимости.

Второй ценностью для нас, безусловно, является Справедливость. Все социальные катаклизмы, революции и войны были порождением несправедливости и происходили под лозунгом установления нового, более справедливого порядка. Справедливость - это, прежде всего, защита социально слабых, нуждающихся в государственной поддержке слоев населения, тех, кто в силу разных причин не может воспользоваться благами и преимуществами свободы. Но это и вопрос доступности образования, квалифицированной медицинской помощи. Здесь особенно необходимо соблюсти меру. Ведь справедливость - это не уравниловка. Принципиально важно достичь баланса, равнодействия экономической эффективности и социальной справедливости. Все развитые демократии в своей эволюции сумели выстроить оптимальное соотношение между эффективностью и справедливостью, и там эти понятия не противостоят друг другу, а стали взаимопроникающими. Разумеется, что и в благополучных странах вопрос об уровне достигнутого баланса возникает непрерывно. И там случаются забастовки, пикеты, выдвигаются коллективные требования. Да и вся политика ведущих партий, их предвыборные установки строятся на путях оптимизации достигнутого баланса. Но речь идет только о тонкой настройке механизмов социальной защиты - сама суть явления под вопрос не ставится.

Для нас, для современной России проблема социальной справедливости особенно актуальна. Одним из главных двигателей перестройки и последовавших за ней либеральных реформ был лозунг отмены незаслуженных привилегий и обеспечения равного доступа граждан к материальным благам, продуктам, жилью, произведениям культуры. Однако общество получило невиданное социальное расслоение, обострённое чувство справедливости. И дело не только и не столько в размере сверхкрупных состояний, сколько в самом характере их приобретения. Даже правовая законность не дает нашему олигархическому капиталу моральной легитимности в глазах большинства населения. И власть и бизнес-сообщество, похоже, начали понимать, что откровенная бедность почти четверти населения страны - явление абсолютно ненормальное. Оно не только создает угрозу стабильности в стране, а в стабильности крупный бизнес заинтересован больше, чем кто-либо, но и вступило в явное противоречие с задачей роста экономики.

Но Свобода и Справедливость в условиях безвластия легко превращаются во вседозволенность и уравниловку. Разгул свободы может быть крайне разрушительным, а уравниловка приводит к идее экспроприации и дележа. Свобода и Справедливость нуждаются в защите со стороны общества и государства. И защитить их может только Закон, только диктатура Закона, выработанного обществом на основе органичного согласования интересов различных социальных групп и слоев.

Закон - это такая же базовая ценность, как Свобода и Справедливость. Без диктатуры Закона нормальное общество функционировать не может. Не может быть Справедливости, когда Закон не для всех одинаков и не может быть Свободы в обществе, когда Закон попирается целесообразностью.

Для России, где строгость законов нередко компенсировалась необязательностью их исполнения, утверждение верховенства Закона, формирование традиции его неукоснительного соблюдения является задачей общенациональной, не менее важной, чем выстраивание справедливого общества и защита свобод.

К сожалению, Закон и сам находится под угрозой. Мы живем в чрезвычайно динамичном мире. Изменения в экономике, политической и общественной жизни происходят стремительно, и Закон, каким бы совершенным он ни был, начинает устаревать, становится тормозом развития. Конечно, важнейшая задача власти - это защита Закона от любой чехарды, от попыток приспособить его к конъюнктуре сегодняшнего дня. Но это вовсе не означает, что адекватные времени изменения не должны происходить. А для этого абсолютно необходимым является гражданское Согласие, которое может быть достигнуто только путем согласования интересов. Согласие и возможность его достижения - необходимое условие стабильности общества. Для нас оно является такой же базовой ценностью, как Свобода, Справедливость, Закон. Без согласия, готовности к согласию, без умения выстраивания компромиссов и терпеливого поиска взаимоприемлемых вариантов решения проблем, без терпимости, наконец, к чужому мнению и иной точке зрения, невозможно обеспечить динамичное развитие общества. Тем более в России, где до сих пор не преодолен раскол гражданской войны. И власти, и ответственным политикам, и общественным деятелям пора понять и признать, что все они - и красные, и белые на фронтах гражданской - боролись и умирали за будущее России. Понимали они это будущее по-разному, и каждый в этом понимании был по-своему прав. Не надо сегодня пытаться выставлять окончательные оценки, всё расставит по своим местам сама история. Не надо будоражить общество раскручиванием темы выноса тела Ленина из мавзолея в стране, где почти половина населения относится к этому отрицательно и готова к протестным действиям. Не надо разрушать памятники. Прах и память и красных, и белых достойны уважения. Пора закончить состояние войны и установить, наконец, в России гражданский мир. И было бы очень своевременным, если бы Общественная палата взяла на себя разработку и предложила хартию общественного согласия, принятие которой означало бы бесповоротное окончание давнего противостояния.

Свобода и Справедливость, Закон и Согласие - вот те базовые ценности, которые могут сегодня сплотить общество и стать идеологией новой России.

И ничего нового в этих ценностях нет. Они по своей сути являются историческим результатом развития европейской цивилизации, современной трактовкой идеалов, провозглашенных еще революциями XVIII-XIX веков. Свобода. Равенство. Братство.

Свобода и Справедливость равноценны - это главный исторический результат и главный вывод 20 века.

Закон - это современный эквивалент равенства, которое возможно только пред Законом и является единственным средством, способным защитить и Свободу, и Справедливость. Братство - это не что иное, как готовность к согласию и, прежде всего, готовность тех, кто уже сегодня может в полной мере воспользоваться достоинствами свободы, проявить солидарность с теми, кто в силу разных причин такой возможности ещё не имеет.

Возникает естественный вопрос: если идеи свободы и справедливости, закона и согласия носят универсальный, общецивилизационный характер, как они могут и как учитывают нашу национальную специфику, ведь Россия всегда претендовала на то, что она является особой цивилизацией?

Ответ на этот вопрос понятен. Идеалы и ценности от национальной специфики не зависят. Национальные особенности определяют лишь то, как они конкретно реализуются в реальной жизни.

Это во многом определяется историческими традициями, культурой, уровнем жизни, образования - всем тем, что входит в понятие национального менталитета. Безусловно, идеология новой России должна и может исходить из опыта развитых демократий. Но это вовсе не означает механического переноса всей совокупности морально-правовых аспектов жизни европейских стран, стандартов и норм их жизни на нашу почву. Говорят, что законы одинаковы для всех стран. Это так и не так. Законы-то одинаковы, но проявляются они по-разному. Тем более это относится к моральным категориям. Они не поддаются простому копированию, а могут сформироваться только под влиянием происходящих в стране процессов, которые, конечно же, всегда имели, и будут иметь национальные особенности и специфику.

Но задача состоит не в зацикливании на нашей специфике, а в том, чтобы наши особенности и достоинства: необъятные просторы России, её геополитическое положение, природные богатства, неистребимая духовность народа, пробившаяся чрез несвободу выдающимися достижениями науки и культуры - органически соединить с идеалами свободы и справедливости, закона и согласия, превратить их в эффективные инструменты современной модернизации. А таинство русской души пусть останется предметом исследования художественной литературы.

У нас есть все для того, чтобы сохранить все лучшее, что дано нам Богом и природой, оставаясь суверенной страной. Мы во многом самодостаточны. А это значит, что мы, выстраивая на длительную перспективу стратегию своего развития, меньше зависим от конъюнктуры мирового рынка, состояния экономик и политики в других странах. Вот почему стратегической задачей сегодня становится сохранение и упрочнение суверенитета России. Не каждая страна обладает сегодня такими возможностями, как наша. И суверенитет нам необходим для того, чтобы развиваться в соответствии с национальными интересами, и прежде всего в соответствии с интересами своих граждан.

Суверенитет может быть обеспечен только конкурентоспособностью России в современном глобальном мире по всем ключевым направлениям: экономика и благосостояние, образование и наука, техника и технологии, здоровье нации и сохранность природной среды. Всё это невозможно без конкурентоспособности государственно-политической системы.

Возрождение России на новых исторических рубежах началось. И оно поддерживается обществом и большинством граждан. Уважаемое мировым сообществом право России на свою точку зрения, на отстаивание своих интересов может быть обеспечено только одним - нашей возможностью быть конкурентоспособной страной.

Уверен, что для этого есть всё. Россия столетия прожила под лозунгом "За веру, царя и отечество". Сегодня царем становится человек, народ, все вместе и каждый в отдельности. Уверен, что придет то время, когда на школьной тетрадке появится: "Мы верим в Бога, в себя и в Россию".



ВЛАДИСЛАВЛЕВ Александр Павлович,

Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор,

председатель правления Фонда "Единство во имя России"






http://www.fondedin.ru/


Док. 499082
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 163

  • Владиславлев Александр Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``