В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Шипов: Менять отношения! Назад
Виталий Шипов: Менять отношения!
Тезисно представлюсь. В 1990-х годах работал председателем Калининградского городского Совета, затем мэром Калининграда. Был секретарем Конгресса муниципальных образований Российской Федерации, в годах работал помощником и заместителем министра экономического развития и торговли. Руководил рабочей группы по подготовке и принятию Федерального Закона No 131. Поэтому сразу скажу: все претензии по поводу Закона можно адресовать мне. Однако не надо с этим спешить...

Первый закон о местном самоуправлении в Российской Федерации был принят 6 июля 1991 года. Он недолго просуществовал. Путч ограничил полномочия по избранию глав муниципальных образований. С начала 1990-х годов, с первых демократических выборов в местные советы, прошло не так уж много времени, но это - уже целая история, новая история развития местного самоуправления. И этапы этой истории были совершенно разные.

Сегодняшний этап пока относительно благополучный. Но нет никакой уверенности, что он будет доведен до конца и не изменит своего направления. А тенденции к этому явно выражены.

Для нормального развития местного самоуправления в нашей стране нужно время, и коллективные усилия, в том числе и федеральный власти. К вопросам ведения министерства регионального развития относятся вопросы местного самоуправления, министерство отвечает за реализацию Закона No 131. Сразу могу сказать, что наших усилий недостаточно. Напомню, что в середине 1990-х годов в министерстве по делам национальностей было пять департаментов, которые работали с местным самоуправлением. А в нашем министерстве этим занимается один из самых маленьких отделов.

Реформа местного самоуправления, предусмотренная Законом, это самая большая и сложная из всех реформ, которые мы проводили за последние 15 лет. Изменения в местном самоуправлении затрагивают не только экономику и хозяйственный уклад городов и сел, но сознание наших людей. А оно меняется не сразу. Для этого тысячи людей, понимающих суть реформы, владеющих механизмами и инструментами ее проведения, должны работать на всей территории Российской Федерации. А у нас большая часть руководителей субъектов Федерации знает о Законе либо понаслышке, либо только некоторые его базовые положения. Более того, многие главы муниципальных образований тоже в недостаточной степени разбираются в положениях Закона. И на федеральном уровне, могу честно сказать, далеко не все заместители министра, а, может быть, и не все министры хорошо представляют, что в этом Законе заложено.

Надо понять одно. Совершенно безразлично, сколько у нас муниципальных образований - 24 тысячи или всего 100. Потому что средств, которые идут в консолидированный местный бюджет, в равной степени будет не хватать на решение задач, закрепленных за органами местного самоуправления.

Самая главная ценность любого государства - люди. И одна из основных задач реформы помочь им раскрепостить свой потенциал. Но сделать это они могут только в том случае, если есть сильная мотивация. Мы поняли на протяжении последних десятилетий, что мотивация в виде звания ударника коммунистического труда не столь значительна для реализации своего потенциала, чем банковский счет. Да, мы ушли в рынок, мы создали мотивацию для человека, и он может реализовать свой потенциал в той степени, в которой адаптирован к рыночным условиям. Однако мотивация пока ограничивается интересами семьи. А в отношении социума, в котором человек живет, подобной мотивации нет. Мы еще одной ногой в "развитом социализме", и лишь элитные коттеджные поселки можно назвать территорией самоуправления. Она финансируется не из бюджета, а из других источников.

Для того, чтобы использовать главный потенциал, сосредоточенный в людях, и должно заработать местное самоуправление. Это единственный способ. Значит, нужно создать стимул. Сейчас важно понимать, что в любом поселочке денег в бюджете как было, грубо говоря, 10 рублей, так и осталось. Но эти 10 рублей поселковой власти дают и приговаривают: этот рубль истрать сюда, а этот - туда. Дайте поселку те же 10 рублей, но пусть он сам их тратит как считает нужным. При этом дайте возможность из 10 рублей сделать тысячу! Вот в чем суть, в общих чертах, Закона No 131. Этот Закон может работать только в рамках нормальных межбюджетных отношений, а сегодня мы не способны обеспечить потребности и расходные полномочия каждого из уровня бюджетной системы - федерального, регионального и местного.

Тогда давайте хотя бы пропорционально распределим недостаток средств по каждому уровню бюджетной системы! Ведь у нас на одном уровне - все замечательно, а на другом просто ничего нет. Причем нет на том самом уровне, где живет большинство людей.

У нас разнотипные муниципальные образования, что дает возможность решать практически все вопросы местного значения с учетом специфики нашей богатейшей страны. Закон 1995 года предоставлял возможность субъектам Российской Федерации создавать любую модель местного самоуправления или не вводить его вовсе. Лишь в некоторых единичных субъектах Федерации губернаторы поняли, насколько подобная гибкость закона помогает развитию территорий. И начали над этим работать!

Сегодня же к обязанностям местного самоуправления мы добавили еще и права. Но дело все равно не движется. Я убежден: надо менять межбюджетные отношения, иначе никакого местного самоуправления не будет.



Виталий ШИПОВ

Статс-секретарь, заместитель министра

регионального развития РФ





http://www.fondedin.ru/


Док. 499080
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 168

  • Шипов Виталий Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``