Я не сторонник кардинального изменения концепции Закона No 131. Работаю более 13 лет мэром города и тоже могу посмотреть на проблемы муниципального сообщества с разных сторон.
До 2003 года, до принятия закона, и после 1 января 2006 года, когда он был введен, ситуация существовала иная. Местного самоуправления на отдельных территориях не было совсем, и даже власть в отдельных субъектах Российской Федерации была устроена по-другому.
Да, существует огромное количество недостатков в практике применения закона, отмеченных в докладе. И все-таки полномочия разграничены. Идет совершенствование разграничения, текущие финансовые потребности большинства муниципальных образований обеспечены.
Зато не проходит исполнение пункта закона об обеспечении малоимущих слоев населения жильем в муниципалитетах. Еще никто и не приступал к этому. Прочитали и отложили. В надежде, что когда-нибудь этот пункт исключат? К тому же сама государственная власть порождает слухи о попытке изъятия других полномочий. Это нисколько не стабилизирует ситуацию в муниципальном сообществе, люди волнуются.
Когда принимали Закон No 131, власти потребовалась поддержка муниципального сообщества. Тогда выработали пакетную формулу: мол, сначала проголосуем за закон, а в следующем году в Бюджетный и Налоговый кодексы внесем поправки, разграничим финансовые ресурсы и обеспечим закон в том объеме, в котором это будет возможно.
Этого так и не произошло. И первый упрек, конечно же, Федеральному Собранию, Государственной Думе. Если бы законодатели выполнили свое обещание, то не сложилась бы нынешняя ситуация в органах местного самоуправления, не было бы такого пессимистического настроения у его руководителей.
Сегодня в муниципальных образованиях не могут понять, почему у них нет бюджета развития? Крупные города этот вопрос ставят профессионально, объединяются в какие-то сообщества, а муниципальные образования не могут ничего сделать. Всероссийский совет по местному самоуправлению и Конгресс муниципальных образований должны совместно помогать им. Иначе будет постоянно возникать один и тот же парадоксальный вопрос, адресованный минэкономразвития и минфину: почему, когда в стране столько денег, у меня, главы муниципалитета, нет средств на ремонт водоразборной колонки?
Конечно же, кроме межбюджетных отношений есть и другие. Мы, например, сами породили новое противостояние: муниципальный район - поселение. Руководитель района, депутат района считают себя начальниками над поселением. Значит, надо убеждать, разъяснять права, показывать на телевидении для региональной власти и органов местного самоуправления учебные программы вместо какой-то части сериалов...