Могу привести в пример Республику Алтай, где, готовясь к реализации закона, органы местного самоуправления обратились не к тому, каким образом будут решаться вопросы местного значения, а к проблеме полномочий. В семнадцатой статье закона написано, что именно органы местного самоуправления отвечают за разработку, принятие и реализацию программ и стратегий социально-экономического развития. И в этой связи территории провели вначале общественные референдумы. Уверяю, когда на основе таких референдумов и в других регионах появится стратегия развития, на этих территориях будут решаться все проблемы борьбы с бедностью.
Недавно прошел координационный совет "Сибирского соглашения", посвященный проблемам местного самоуправления. На этом совещании привели замечательный опыт Республики Бурятия: субъект Федерации отдал часть своих полномочий в рамках транспортного налога местному самоуправлению. С удовольствием привожу пример Омской области, где сегодня любой глава муниципального образования на уровне района или городского округа говорит: я знаю свои точки роста.
В Новосибирской области на выравнивание развития муниципалитетов созданы те самые необходимые три фонда, которые зафиксированы в нормах Закона No 131. Более того, муниципалитетам переданы полномочия, например, в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения. В бюджете 2007 года Новосибирская область готова, как субъект государственной власти, поделиться своими полномочиями в подоходном налоге и в налоге на прибыль. Но опять-таки только для тех муниципальных образований, которые тоже готовы к этому.
Так что движение муниципалитетов к реальной самостоятельности - не проблема финансов, а проблема лидеров. Мы вынуждены констатировать неготовность руководящих кадров принимать ответственные решения на уровне муниципалитетов. Общественные референдумы, как в Республике Алтай, конечно, не всякая власть хочет проводить. Давайте поможем, давайте дойдем до технологии соучастия. А если проявим соучастие, то в какой-то степени разделим ответственность.