В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Чадаев: Кому жить в доступном жилье? Назад
Алексей Чадаев: Кому жить в доступном жилье?

Мы, к сожалению, очень часто судим о ситуации с местным самоуправлением в отрыве от того, что происходит со страной, с городским хозяйством, с ключевыми инфраструктурными основами, на которых она живет.

Невероятно интересно, когда час за часом слушаешь одно и то же, когда люди приходят и говорят, как они получили новые полномочия по Закону No 131, но еще не получили под них деньги. И в этой ситуации вынуждены одной рукой заворачивать лопающиеся краны, потому что идет параллельно реформа ЖКХ, а другой рукой отбиваться от пенсионеров, потому что одновременно с этим идет реформа социальной сферы. То есть система одновременно реформирует саму себя и еще несколько сфер, которыми она пытается руководить.

Мы вошли в некий клинч реформирования того, что называлось жутким, по-моему, понятием 1990-х годов под названием "процесс реформ". В этом смысле здесь неоднократно упоминались модные в последние годы слова "национальные проекты", которые в своей базовой идее и представляют попытку произвести какое-то действие в значимой жизненной сфере иным методом, чем методом проведения самой реформы. Именно в этой связи особенно часто сегодня упоминается национальный проект "Доступное жилье".

Важно увидеть ситуацию в целом, объемно, и тогда заметна достаточно простая и объяснимая вещь. Мы увидим стремительно стареющую инфраструктуру и стремительно стареющий жилой фонд, не соответствующего задачам развития и выживания, которые ставятся сегодня нашей политической и социальной системой и государством, как ее агентом.

Мы говорим о развитии и демографическом росте, а выступает мэр Великих Лук и приводит жуткую статистику ежегодного уменьшения населения. Мы говорим о доступном жилье, но кто будет в нем жить, если в маленьких городах не останется населения? В больших городах ситуация развивается наоборот. Доступное жилье строится методом точечной застройки, после чего жители выходят и кидаются камнями. Невозможно по-другому реагировать, если у тебя на том месте, где был парк, куда ты детей водил гулять, без твоего согласия строят дом на тысячу квартир, в которые непонятно кто приезжает селиться. А при строительстве нового микрорайона, в условиях отсутствия транспортных коммуникаций, возникают пробки на выезде и въезде.

Мы пытаемся согласовать вопросы местного самоуправления. Если кто-то сказал, что это не политический вопрос, то я вам напоминаю, что в городе Волгограде в СИЗО сидит мэр и, как ни грустно это констатировать, он будет первой ласточкой. Секрет прост: город Волгоград - самый длинный город России и здесь самые длинные коммуникации. Значит, самые дорогие. Поэтому мэр просто первым попал под раздачу.

В контексте сегодняшнего обсуждения обнажился главный конфликт: управление страной ориентировано под управление территориями, а нужно, кроме этого, встраивать систему управления поселениями и городами.

Да, Конституцию мы договорились не менять. Но у нас есть органы, которые сегодня решают вопросы перспективного развития, и о которых в Конституции ничего не сказано. Однако эти органы много решают. Я имею в виду Государственный совет. Предложение состоит в следующем: изменить принцип формирования и работы Государственного совета таким образом, чтобы в нем в равной мере присутствовали как органы государственной власти, так и поселенческого, городского уровня.



Алексей ЧАДАЕВ

Член Комиссии по вопросам регионального развития

и местного самоуправления Общественной палаты РФ,

заведующий отделом политики сетевого издания

"Русский журнал"






http://www.fondedin.ru/


Док. 499047
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 157

  • Чадаев Алексей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``