В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Марков. Граница на замке? Назад
Сергей Марков. Граница на замке?

Традиционно Россия была страной, политические весьма сконцентрированной в Москве. И это одна из причин, почему межрегиональные связи развиваются недостаточно интенсивно. Кроме того, гражданское общество у нас под гнетом отчасти экономических проблем, под влиянием традиций, одной из которых является большая роль государства. Оно развивается не так быстро, как хотелось бы, и это снижает потенциал инициативы.



Возможности региональной дипломатии во многом зависят то того, насколько люди, проживающие в регионах, знают о своих возможностях, о том, что они могут сделать и чего не могут, как они могут повлиять на характер этой проблематики.

Мне кажется, что прояснение этой ситуации и представляет для нас одну из главных целей. Люди в большинстве случаев, стоя перед проблемой, просто не знают, с какой стороны к ней подойти. Это напоминает ситуацию, когда надо перейти болото, но нет карты.

Поэтому я бы предложил сначала сделать некий реестр основных задач. Было бы полезно попросить тех, кто занимается региональным сотрудничеством в конкретных приграничных регионах, прислать список проблем, с которыми они сталкиваются больше всего. Мы могли бы собрать эти основные идеи и потом вместе с министерством иностранных дел, где есть департамент, который занимается приграничным сотрудничеством, проанализировать и выделить наиболее типичные ситуации. И по ним сформулировать алгоритм действия региональных представителей.

Кто может составить такой реестр? Мне представляется, что этим могли бы заняться, во-первых, губернаторские службы, то есть исполнительная власть, во-вторых, законодательные собрания, в-третьих, региональные общественные палаты или, возможно, наиболее крупные организации данного региона. И, в-четвертых, конечно, средства массовой информации. Понятно, что нельзя обратиться ко всем, но, видимо, у главной газеты региона можно было бы попросить сделать небольшую подборку наиболее конфликтных ситуаций, связанных с трансграничными региональными проблемами.

Причем здесь не надо собирать все ситуации, которые только складывались в приграничье. Достаточно будет нескольких наиболее типичных проблем, с которыми постоянно сталкивается регион. Дальше мы бы проанализировали частотность повторения той или иной проблемы, а на этой основе уже можно предлагать вероятный алгоритм действия региональных организаций в этой ситуации. То есть, для того, чтобы дать людям знания, надо в прямом смысле слова собрать информацию.

Однако, безусловно, весьма полезной была бы и позитивная информация. В регионах могут суммировать лучшие образцы приграничного сотрудничества. Будет возможность без посредничества Общественной палаты связываться с родственными организациями в регионах и делиться опытом.

Одна из главных проблем, конечно, коммуникации в приграничных регионах, переход через границу и связанные с этим пограничные и таможенные дела. Мне довольно часто приходится пересекать сухопутную границу, в частности, между Россией и Украиной. Здесь, между прочим, огромное количество трансграничных и приграничных регионов. По сути дела, на границе сформированы организованные преступные группы, которые контролируют одновременно российских и украинских таможенников, и пограничников. Они искусственно создают массу препятствий для пересечения границы, вынуждают людей платить взятки.

Эти преступные группы исполнили мечту Остапа Бендера о приватизации одного метра государственной границы. На любые жалобы следует один и тот же адекватный ответ такого рода преступных группировок: раз жалуетесь, говорят, будем действовать строго по закону. А строго по закону означает, что каждую машину отправляют на отдельную антитеррористическую проверку. В результате на границе образовываются очереди по 10 километров. После этого все, чуть ли не на коленях, приползают и умоляют вернуться к прежней коррупционной практике.

Я думаю, нам нужно стать инициаторами создания рабочей группы, в которую бы вошли представители таможенной службы, пограничной службы, Министерства иностранных дел и ФСБ для расчистки этой "гнилой поляны". Потому что в конечном итоге простыми мероприятиями и оргвыводами там не отделаться. Все давно приняло характер прочно организованной преступной деятельности с целью вымогательства по максимуму с простых граждан. Но, подчеркну, страдают от коррупционного беспредела не только проезжающие, но и жители приграничных регионов.

Мое общение с пограничными службами Абхазии потрясло, скажу откровенно. В ответ на любую критику граждан там говорят: завис компьютер. Плохое качество электронных соединений, таким образом, создает огромные очереди. Поэтому могут просто закрыть границу и сказать: объявляется перерыв с 7 часов вечера до 10 утра.

Вот почему, вероятно, на этой границе каждый год кто-нибудь погибает в давке, особенно в период вывоза мандаринов и мимозы. А между прочим, в Абхазии почти 90 процентов населения - граждане России.

Наши оппоненты постоянно твердят, что мы поддерживаем приднестровских, абхазских и других сепаратистов. Я бы это по-другому назвал. Наша бюрократия милостиво разрешает им переползать время от времени границу на коленях. Может быть, поэтому на третье место по торговле с Абхазией вышла Румыния? Почему? Потому что абхазцы закупают бензин в Румынии, потому что только Россия и Грузия придерживаются режима экономических санкций. А Румыния продает все, что угодно - член НАТО, член ЕС.

Все телефонные переговоры в Абхазии осуществляются через Тбилиси: и мобильные, и стационарные, включая переговоры между воинскими начальниками. Таким образом, в случае грузинского вторжения абхазские армейские структуры будут с нашими офицерами переговариваться через Тбилиси. Происходит это потому, что наши телефонные компании не хотят поставить несколько вышек, боясь проблем с грузинским правительством. А на то, что наше правительство их защитит в борьбе с грузинским правительством, поможет компенсировать ущерб, компании не надеются.

Недавно я узнал ужасающий факт. Оказывается, на нас - на России и на Грузии, лежит огромная вина в гибели армянского пассажирского самолета. Это прямое следствие того, что мы не отработали ситуацию с коммуникациями. Сухумский аэропорт в советские времена играл роль запасного аэродрома для Сочи. Аэропорт в Сухуми, в отличие от сочинского, сложного из-за подлета только с одной стороны, открыт с трех сторон. Поэтому в плохих погодных условиях он очень устойчиво работает. Вернее, работал. А теперь воздушные ворота Сухуми закрыты, и возможности выбора стратегии полета для воздушных кораблей, в том числе, и для разбившегося армянского, оказались в огромной степени ограничены.

Наши власти боятся, что в Грузии начнется истерия, если мы займемся восстановлением Сухумского аэропорта. Так в угоду политкорректности, которую Тбилиси попросту игнорирует, мы лишились прекрасного аэропорта на Черноморском побережье, аэропорта, который сегодня может принимать любые типы самолетов. На такого рода коммуникационные проблемы, мне кажется, мы должны обращать внимание.

Может быть, необходимо создать в Общественной палате отдельную группу по защите прав российских граждан, проживающих в непризнанных республиках. Как известно, у нас вот программа по защите прав российских граждан за рубежом достаточно успешно развивается, но она ориентирована в основном на тех, кто временно выезжает в Турцию, Египет и другие страны как туристы либо бизнесмены.

Но граждане России, проживающие в Приднестровье, в Средней Азии, в Южной Осетии - это совсем другой состав граждан, у них совершенно другая проблематика. Поэтому и механизмы решения этих проблем должны быть совершенно другими. Это, кстати, напрямую имеет отношение к проблеме приграничного сотрудничества.



МАРКОВ Сергей Александрович,

заместитель председателя Комиссии по международному сотрудничеству

и общественной дипломатии Общественной палаты РФ,

директор Института политических исследований,

член Аналитического совета Фонда "Единство во имя России"



http://www.fondedin.ru/


Док. 499041
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 120

  • Марков Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``