В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Ястржембский. Балтийский форпост: возможности и проблемы. Назад
Сергей Ястржембский. Балтийский форпост: возможности и проблемы.

За два с лишним года, которые минули с момента качественного расширения Европейского Союза, положение Калининградского региона существенно изменилось. Калининградская область оказалась опоясана государствами-членами Европейского Союза. Это осложнило решение многих проблем, но в то же время создало дополнительные возможности. Как это очень часто бывает, возможности и проблемы находятся в одной упаковке.



Хотел бы кратко напомнить о тех опасениях, которые существовали в Российской Федерации перед расширением Европейского Союза, особенно в том, что касалось Калининградской области. Перед расширением Евросоюза в апреле 2004 года было подписано совместное заявление России и ЕС, в котором в совокупном виде были отражены озабоченности нашей страны применительно к такому расширению. Особо оговаривалась ситуация вокруг Калининградской области. Нас в тот период волновали две самые острые темы, связанные с жизнеобеспечением Калининградской области. Первая - пассажирский транзит. Вторая - грузовой транзит.

Сейчас можно сказать, что за время, минувшее с расширения Европейского Союза, в целом эти проблемы решаются удовлетворительно. Жители Калининградской области не почувствовали себя изолированными от страны, поскольку был введен определенный льготный режим, который распространялся на россиян, путешествующих транзитом через территорию Литовской Республики. Напомню также, что впервые в истории российской дипломатии для того, чтобы снять, скажем, "фантомные" озабоченности наших соседей, мы пошли на подписание Соглашения о реадмиссии.

Это совершенно нормальный правовой документ, который позволяет решать определенные практические проблемы. За время его действия через территорию Литовской Республики в оба направления проследовало железнодорожным транспортом более миллиона калининградцев. И за все это время не было ни одного случая реадмиссии. Этот прецедент позволил нам и Европейскому Союзу совместно выйти на соглашение более высокого уровня, которое было подписано в Сочи во время саммита в мае этого года уже со всеми государствами, входящими в Шенгенскую зону. В данном случае ситуация с Калининградом послужила стимулом к решению очень острых проблем, дала дополнительный шанс в совершенно короткие сроки выйти на новый язык разговора с Европейским Союзом.

Так что пассажирский транзит в целом функционирует достаточно ритмично, без проблем. Как мы понимаем, в Европейском Союзе сложилось достаточно твердое мнение о том, что надо действовать в таком же ключе и дальше, после того, как Литва и Польша станут полноправными участниками Шенгенского соглашения. У меня есть информация, что в бюджетном плане Европейского Союза на 2007-2013 год уже предусмотрено соответствующее финансирование.

25 мая на саммите Россия - Европейский Союз было подписано Соглашение об упрощении визовых процедур и реадмиссии. Соглашение об упрощении визовых процедур предусматривает унификацию визовых тарифов - в размере 35 евро за визу. Это было неоднозначно воспринято в Калининградской области.

После вступления в силу Соглашения приходится отказаться от тех статей двусторонних соглашений, которые у нас работали и которые предусматривали для всех жителей Калининградского региона многократные бесплатные визы. Главное слово здесь "бесплатные". А Соглашение не предусматривает бесплатных виз для бизнесменов и юристов. Однако мы работаем с Литвой и Польшей, где существует режим визовых упрощений. И особый упор будет сделан на приграничный район Калининградской области.

Мы сделаем все возможное для того, чтобы сохранить для большего количества граждан Калининградской области комфортный визовый режим. Само по себе Соглашение несет, безусловно, и плюсы. В том числе и для жителей Калининградского региона. Скажем, выявление возможностей для получения многолетних виз, которые будут выдаваться от нескольких месяцев до 5 лет, что, безусловно, представляет интерес для тех же самых бизнесменов, для всех, кто часто выезжает в страны Европейского Союза. Поэтому некий баланс интересов, мне кажется, в Соглашении заложен, но не стоит забывать, что главное - это безвизовые отношения с Евросоюзом.

И я думаю, что эта работа будет, безусловно, продолжена. Практика применения Соглашения о заключении безвизовых процедур покажет нашим партнерам, странам Евросоюза, что Россия заслуживает безусловного доверия и что безвизовые отношения являются плюсом, а не проблемой.

Более сложная ситуация, по объективным причинам, существовала с грузовым транзитом. Это было связано, прежде всего, с тем, что Литва и Польша стали членом Евросоюза. По мнению наших литовских и польских партнеров таможенные и иные службы, которые работают на границе, не были полностью готовы перейти на стандарты ЕС по таможенному, фитосанитарному и ветеринарному контролю, возникали большие проблемы со страхованием российских грузов, идущих из Калининграда и в Калининград через Литовскую Республику.

Два с лишним года Европейский Союз постоянно отклонял любые наши предложения подписать некое суммарное соглашение по грузовому транзиту. Однако постепенно удалось выйти на две договоренности, которые существенно облегчили грузовые транзиты. Первая имеет достаточно локальное значение. Речь идет о признании российских страховых агентов в страховании грузов, которые идут через литовскую территорию. До этого литовские партнеры признавали только собственные сертификаты. Страхование сегодня - право российских страховых компаний, это сразу сняло очень многие проблемы. Надо сказать, что Европейский Союз поддержал Россию, да и Литва в конечном итоге пошла на разумный компромисс.

О второй договоренности меньше известно, но я считаю, что она в будущем может иметь далеко идущие позитивные последствия. Впервые в отношениях между Россией и Европейским Союзом было принято решение о введении электронной системы оформления всего грузового транзита, которая сегодня используется только для автомобильного транспорта. По сути дела - это регистрационное оформление, оно в значительной степени облегчило работу наших компаний, которые работают на этом направлении. Сегодня так остро, как было два года назад, проблема грузового транзита не стоит. Сохраняются вопросы, связанные, прежде всего, с фитосанитарным, ветеринарным контролем, а также с прохождением так называемых живых грузов, то есть животных, через территорию Литвы и Польши. Но я думаю, что постепенно эти проблемы будут тоже решены. Они, конечно, осложняют пока жизнь Калининграда, но в целом тенденция в отношении оптимизации грузового транзита позитивная - даже с учетом, что придется преодолеть большое количество бюрократических барьеров.

Не решена до конца проблема воинского транзита, и сказывается она, прежде всего, на отношениях России и Литвы. Никак пока наши литовские коллеги не могут проявить политическую волю, преодолеть некие страхи, для которых нет никаких оснований, и пойти на заключение с Россией нового Соглашения о воинских и специальных перевозках в Калининград. Причем в данном случае недооценивается тот факт, что позиция Литвы оказывает сдерживающее влияние на развитие сотрудничества России и НАТО, в частности в отношении транзита НАТО в Афганистан, который хоть и работает достаточно успешно, мог бы развиваться интенсивнее.

Есть еще очень серьезные проблемы, связанные с использованием транзитных возможностей Калининграда. Совершенно очевидно, если бы в Калининграде хватало логистической инфраструктуры, современных автодорог и оборудованных соответствующим образом пропускных пунктов на границе, балтийский форпост России гораздо активнее использовал бы свои транзитные преимущества, участвуя в экономическом взаимодействии Российской Федерации и Европейского Союза.

Здесь, я глубоко убежден, "мяч" находится на нашей стороне, и задержки, которые существуют в финансировании и в развертывании инфраструктуры, происходят по нашей недоработке. Наиболее характерный пример - это строительство международного автомобильного пассажирского переходного пункта Мамоново-2. Важнейший проект для Калининграда, для отношений России и Европейского Союза, поскольку пункт будет находиться на одной из европейских трасс и станет составной частью ответвления так называемого Критского коридора - это маршрут Рига-Калининград-Гданьск.

С европейской стороны, в частности, с польской, сделано практически все для того, чтобы в соответствии с договором между Россией и Польшей открыть этот пропускной пункт к сроку. Но срок уже прошел, с польской стороны дорога подведена, таможенная инфраструктура подготовлена. К сожалению, мы не можем тем же самым похвастаться. Это очень важный пункт, который призван обеспечить максимальные пропускные способности на автомобильной дороге международного значения. Мы здесь отстаем, и задержка связана с нерасторопностью российских дорожников, Минтранса, а также Федеральной таможенной службы.

В Администрации Президента мы недавно рассматривали этот вопрос и пытаемся сейчас всячески активизировать работу, чтобы все-таки наверстать упущенное. Здесь Калининграду надо помогать активнее, поскольку появление новых современных автомобильных дорог существенно повысит интерес к региону европейских автомобильных перевозчиков.

За годы, которые прошли после расширения Европейского Союза, внимание к Калининграду существенно возросло и в структурах ЕС. Свидетельством того является появление в регионе в полноформатном масштабе работающих консульских учреждений стран Европейского Союза. Из стран ЕС сегодня в Калининграде представлены Германия, Швеция, Польша, Латвия, Литва. К сожалению, на данный момент визы в Шенгенскую зону выдаются только шведским консульством. Немецкое тоже обещает начать эту работу, но пока еще не сумело этого сделать. Кроме того, присутствуют белорусские дипломатические представители.

Постоянное повышенное внимание к Калининграду проявляется на многих форумах, которые проводит Европейский Союз, содержится в определенных декларациях и заявлениях Европарламента, звучит на всех конференциях, которые связаны с так называемым "северным измерением". И это само по себе побуждает нас делать ответные ходы, учитывать это возросшее внимание. Федеральная исполнительная власть и Государственная Дума в последнее время сделали определенные шаги в поддержке Калининградского региона. Я, прежде всего, говорю о принятии новой редакции закона об особой экономической зоне. Необходимо эту работу довести до конца. Похвально, что новая администрация области достаточно активно пропагандирует этот документ. В Германии, например, была презентация. Надо и в других странах представить этот закон, который, несомненно, очень интересен многим потенциальным инвесторам.

Со стороны исполнительной власти будет разумным поручить торговым представительствам или аппаратам торгового советника при посольствах Российской Федерации вести активную и целенаправленную информационную работу по этому закону, поскольку информации о нем, совершенно очевидно, за рубежом не хватает. О новом законе должны хорошо знать в Германии, Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Швеции, Финляндии, Дании. То есть там, где проявляется повышенный интерес к экономике Калининградской области. И, безусловно, необходимо завершить как можно быстрее работу по принятию всех необходимых подзаконных актов, документов, которые "развязали" бы руки инвесторам, чтобы они могли приступить к работе уже непосредственно в Калининградском регионе.

"Северное измерение" - еще одно направление нашего взаимодействия со странами Евросоюза. Есть северные страны, которые не входят в Евросоюз, но активно участвуют в "северном измерении", где присутствие Калининграда выглядит совершенно естественным образом. Безусловно, здесь нужно откликнуться с нашей стороны на предложения, которые поступают по различным каналам, о том, чтобы Калининград был представлен на форумах, которые проводятся под флагом "северного измерения", - хотя бы в информационном плане.

Уверен, что политическая партия "Единая Россия" ведет межпартийный диалог со многими партнерами в странах, которые входят в Евросоюз. С точки зрения политики имиджа в отношении Калининградского региона, с точки зрения информационного позиционирования Калининграда за рубежом, межпартийные связи представляют большой потенциал и дают дополнительные возможности как на двустороннем, так и на межфракционном уровне. Я имею в виду работу с фракциями, которая ведется в рамках Европарламента.

Пока мы в Европарламенте нередко видим доминирование предвзятого отношения к Калининградскому региону. Скорее всего это происходит из-за недостаточной информированности о том, что из себя реально представляет область. Часто тиражировались штампы вроде того, что Калининград - это "черная дыра" Европы, поставщик нелегальной иммиграции, наркотиков и так далее. Эти штампы звучали, к сожалению, в стенах Европарламента и влияли на принятие резолюций, которые не украшали это достойное учреждение.

Один из примеров - попытка возбудить интерес в Европарламенте к платформе Лукойла Д-6 в Балтийском море. С нашей стороны были предприняты ответные шаги. Мы пригласили группу европейских парламентариев, которые посетили платформу, посмотрели, как она работает. Познакомились с экологической составляющей, что очень важно для европейской общественности, как важно и для российской, и для калининградской общественности. Очень многие вопросы были сняты. Поэтому я считаю, что резолюции, которые время от времени появляются в Европарламенте, вызваны, прежде всего, недостатком информации. Хорошо, что работа ведется с еврокомиссарами. Впервые они стали посещать Калининград, нужно продолжать использовать потенциал, накопленный в межпартийных связях.

Передо мной сегодня "Российская газета" и "Комсомольская правда Калининграда". На первых полосах газет говорится об одном и том же - о равнодушном отношении к переселенцам. Это материал, который заслуживает внимания партии "Единая Россия" как самой мощной в России политической силы. Совсем недавно был подписан Указ Президента, который призван увеличить переселение наших соотечественников в Российскую Федерацию. Газеты пишут о решениях, которые принимаются и на самом высоком чиновном уровне, и на низовом уровне таможенной и информационной служб. Такие решения я бы назвал позорными. Они точно не способствуют достижению того результата, на который рассчитаны правительственные постановления, это подножка всем инициативам администрации Калининградской области, которая приглашала переселенцев.

Подобная тема равнодушного, бюрократического отношения к переселенцам не случайно звучит и в Калининградской, и в Ярославской области, и в других российских регионах. Если она звучит постоянно, значит, есть тенденция, на которую необходимо обратить внимание. Это очень актуально для Калининградского региона, где существует дефицит квалифицированной рабочей силы. И если мы хотим, чтобы Калининградская область стала более конкурентоспособной по сравнению со своими соседями, которые входят в Евросоюз, то переселенческой темой надо постоянно заниматься.



ЯСТРЖЕМБСКИЙ Сергей Владимирович,

помощник президента РФ,

спецпредставитель президента РФ по вопросам сотрудничества с Европейским Союзом




http://www.fondedin.ru/

Док. 499026
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 156

  • Ястржембский Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``