В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константин Косачев. Понимание рождается в диалоге. Назад
Константин Косачев. Понимание рождается в диалоге.
Партия "Единая Россия" создавалась на базе трех общественных движений. Ни у одного из них не было собственной четко выраженной идеологии, хотя каждое претендовало на определенную нишу в политической жизни страны. Объединение этих движений в 2000-2003 годах в качестве единой фракции в Государственной Думе было ответом на достаточно аморфную политическую среду в России.



В соответствии с Конституцией президент Российской Федерации, будучи беспартийным, сформировал беспартийное же правительство. Оно не опиралось на собственное большинство в Государственной Думе, что и привело к потере темпа в самом начале первого президентского срока Владимира Путина.

Эта ситуация "безвременья" достаточно быстро была преодолена за счет того, что нами были изжиты известные субъективные политические амбиции. Нам первым в России удалось сделать то, что до сих пор не удается нашим соперникам и оппонентам ни слева, ни справа. Мы видим, как на двух флангах российской политики по-прежнему существует множество мелких политических партий, как правило, объединенных вокруг ярко выраженных харизматических личностей. Эти партии не способны взаимодействовать друг с другом и раз за разом, что называется, остаются за бортом большой политики. Наше изначальное объединение на неидеологической основе, естественно, не могло быть стратегически долгим. Мы вскоре приступили к выработке идеологического обеспечения объединения. В каких-то позициях мы уже определились, в каких-то продолжаем свободную дискуссию. В этом, на наш взгляд, залог того, что "Единая Россия" была и остается живой, развивающейся структурой.

Дискуссии в конечном итоге привели к конкретной постановке вопроса: кто может потенциально быть нашим партнером в окружающем мире? Ведь в первые годы межпартийные связи "Единой России" строились по принципу: кто хочет общаться с нами, с теми будем общаться и мы. По сути, это позволяло поддерживать контакты с партиями, которые занимали схожие с "Единой Россией" позиции в своих странах и парламентах, то есть были, проще говоря, партиями власти или партиями большинства.

Прояснение позиций произошло в связи с обсуждениями концепции межпартийных связей "Единой России", состоявшимися на нескольких уровнях партийного руководства примерно два года назад. Надо сказать, что мы совершенно осознанно отказались от концепции взаимодействия по принципу "правящая партия" или "оппозиционная". В мире нет вечных политических ситуаций. Сегодняшняя правящая партия может быть завтра оппозиционной и наоборот. Если в этой связи каждый раз менять партнера, то никто нас в этой ситуации как серьезную политическую силу воспринимать не будет.

Концепция, которая нами в конечном итоге выработана и которая последовательно реализуется, заключается в том, что мы выстраиваем наши отношения по трехуровневой схеме.

Первым и географически наиболее близким для нас уровнем являются отношения с партиями в странах СНГ, где точно так же, как в России, политические системы во многом в стадии становления, где очень часто так же, как в России, идеологический профиль тех или иных партий четко не определен. Для нас важна идеологическая близость, но не менее важно, как эти партии относятся к развитию России. Действуя по этому принципу, мы сейчас очень тесно сотрудничаем с Партией регионов в Украине. Эти контакты устанавливались, когда партия была у власти, и совершенно не менялись после того, как она оказалась в оппозиции. Мы надеемся, что партия вновь вернется к власти в Украине и уверены, что ресурс, накопленный во взаимодействии "Единой России" и Партии регионов, может быть очень серьезным подспорьем для решения многих проблем в двусторонних отношениях. Такого рода связи у нас есть с партиями ряда других стран Содружества.

Второй уровень - это отношения с партиями стран, где существуют так называемые устойчивые традиции парламентской и партийной жизни, где этот идеологический фактор играет более выраженную роль. Это, прежде всего, европейские политические партии. Здесь мы осознанно выбрали контакты с партиями центристской, консервативной, правоцентристской или христианско-демократической направленности - много есть и других определений такого вида партий. Они объединяются в так называемую Европейскую народную партию. Мы обратились в этот межпартийный союз с просьбой предоставить "Единой России" статус наблюдателя. На большее мы рассчитывать не можем по чисто формальным соображениям, потому что Россия не является ни страной-членом Евросоюза, ни страной-кандидатом на членство в Евросоюзе. Для нас возможен только статус наблюдателя, и это вполне приемлемая форма.

Естественно, в двустороннем плане мы выстраиваем отношения преимущественно с членами Европейской народной партии. Хотя это и не догма - мы проявляем широкий подход, стараемся откликаться на любые другие предложения о сотрудничестве. У нас очень хорошие контакты с крупными европейскими партиями, например, с партией ХДС-ХСС в Германии, причем без ущерба для ранее установленных нами связей с Социал-демократической партией Германии. Хорошо развиваются отношения с французским союзом "За народное движение", с партией "Вперед, Италия!", с Консервативной партией Великобритании. Мы сейчас находимся в процессе налаживания контактов с Республиканской партией США, с Либерально-демократической партией Японии.

Третий уровень - это отношения с партиями стран, что называется, дальнего зарубежья, где межпартийные связи могут быть неким дополнением к нерегулярным контактам по линии глав государств и правительств. Здесь мы уже менее разборчивы в хорошем смысле этого слова и ориентируемся на партии, которые реально находятся у власти, с которыми можно вести диалог, в том числе по вопросам межгосударственных отношений. В этом смысле нашими партнерами оказываются Коммунистическая партия Китая, Индийский национальный конгресс и другие.

Мы поддерживаем контакты с дипломатическим корпусом в Москве, в последнее время практикуем встречи с главами дипломатических миссий. У нас состоялись такие встречи с послами стран Евросоюза, с послами СНГ и на двусторонней основе со многими другими руководителями диппредставительств.

У нас есть план: вместе с рядом ведущих европейских политиков приступить на межпартийном уровне к подготовке концепции отношений между Россией и Европой. Кульминацией этого процесса будет, очевидно, встреча "Единой России" с Европейской народной партией, которая предварительно запланирована на 30 октября в Брюсселе. У нас есть договоренность, что в этой встрече примут участие президент Европейской народной партии Вильфред Мартенс, президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене Ван дер Линден, который до этого являлся лидером Европейской народной партии в ПАСЕ, председатель комитета по международным делам Европарламента Эльмар Брок, а также многие другие политики. Мы серьезно готовимся к встрече. Рассчитываем принять некую концепцию нашего партийного видения будущих отношений между Россией и объединенной Европой.

Проведем также в Москве форум за демократию. Это совместное мероприятие российского парламента и Совета Европы, где Россия сейчас председательствует. К участию в этом форуме приглашены представители всех без исключения политических партий Европы, представленные в национальных парламентах - примерно 250 партий. В рамках форума мы планируем провести под эгидой "Единой России" отдельный семинар с представителями тех партий, которых мы считаем нашими партнерами. Планируем провести подготовительную встречу в Брюсселе по линии "Единая Россия" - Европейская народная партия. Мы убеждены, что партийный фактор до сих пор, во всяком случае, в отношении России, задействован в минимальном объеме. Мы прекрасно понимаем, какую роль играет этот фактор в объединенной Европе, в Евросоюзе, в Европейском парламенте, и конечно же, не хотели бы оставаться в стороне от этих процессов. Мы хотим видеть "Единую Россию" как партнера, который не просто готов к развитию межпартийного сотрудничества, но в этом заинтересован, в состоянии через межпартийные контакты влиять на решение очень многих важных вопросов межгосударственных отношений.



КОСАЧЕВ Константин Иосифович,

председатель Комиссии по партийным и международным связям президиума Генерального совета партии "Единая Россия",

председатель Комитета по международным делам Государственной Думы РФ





http://www.fondedin.ru/

Док. 499024
Перв. публик.: 30.09.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 139

  • Косачев Константин Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``