В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Заместителя Руководителя Федерального агентства по недропользованию В.Н.Бавлова на пленарном заседании Второго Красноярского инвестиционного форума Назад
Доклад Заместителя Руководителя Федерального агентства по недропользованию В.Н.Бавлова на пленарном заседании Второго Красноярского инвестиционного форума
Заместитель Руководителя Федерального агентства по недропользованию В.Н.Бавлов

Уважаемые участники форума,

Состояние экономики Красноярского края и дальнейшие перспективы ее развития напрямую связаны с эффективным освоением природных ресурсов, которыми щедро одарила природа Красноярский край. Об этом говорили почти в каждом выступлении. Понимая это государство, ежегодно вкладывает значительные средства в развитие минерально-сырьевой базы Красноярского края. Объем средств федерального бюджета, вкладываемых в геологоразведочные работы на территории края, в последние годы существенно возрос. Если в 2003 году он составлял всего 163 миллиона рублей, в 2004 - 436 миллионов, то в 2005 он составит 1 миллиард 78 миллионов рублей. В том числе, половина из них, примерно, на нефть и газ и половина на твердые полезные ископаемые. Наблюдается рост объемов финансирования геологоразведочных работ за счет средств недропользователей. Если в 2004 году эти затраты составили 3 миллиарда с небольшим, то в 2005 году планируется, что они превысят 6 миллиардов. Хотя должен сказать, что по сравнению со средними цифрами по России, в Красноярском крае недропользователи не являются самыми активными. В среднем у нас на один рубль бюджетных средств недропользователи тратят 9 рублей, в Красноярском крае, к сожалению, 5. Эффективное использование этих средств планируется осуществлять через программы лицензирования и программы геологоразведочных работ. Они разработаны, в том числе, для Красноярского края. Программа лицензирования направлена на обеспечение устойчивого развития добывающих отраслей. Программа геологоразведочных работ на воспроизводство извлекаемых из недр запасов полезных ископаемых. При реализации программ решается ряд задач, из которых приоритетными являются: первое - поддержание развития сырьевой базы медно-никелевой промышленности. Второе - это развитие сырьевой базы быстро развивающейся золотодобывающей промышленности. И третье - это создание сырьевой базы для нефтегазодобывающей отрасли.

Сырьевой базой медно-никелевой промышленности являются уникальные месторождение медно-никелевых руд, с металлами платиновой группы норильского рудного района. Здесь, должен сказать, сосредоточено более трети всех мировых запасов никеля, шестая часть кобальта, 10% меди, более трети запасов металлов платиновой группы. Обеспеченность предприятия богатыми рудами составляет около 30 лет, вкрапленными более 70. Но, тем не менее, для укрепления сырьевой базы предприятия планируется проведение в этом году аукциона по Черногорскому медно-никелевому месторождению.

Россия имеет крепкие позиции на мировом рынке никеля, металлов платиновой группы, меди. Она полностью и надолго обеспечена сырьевой базой для их поддержки. В то же время федеральным интересам отвечает и создание альтернативных минеральных сырьевых баз никеля. В Красноярском крае к таким районам может быть отнесен новый рудный район - Канский зеленокаменный пояс. В его пределах выявлено Кингашское месторождение. Перспектива расширения минерально-сырьевой базы сульфидных медно-никелевых руд Канского зеленокаменного пояса оценивается достаточно высоко и здесь в 2004 году за счет федерального бюджета начаты прогнозно-поисковые работы. Объем финансирования этому объекту составит 30 миллионов рублей.

Если говорить о золотодобывающей отрасли, то это одна из наиболее быстро развивающихся отраслей. Ввод в последние годы в эксплуатацию ряда золоторудных месторождений вывели край в число лидеров по добыче золота в России. Основу минерально-сырьевой базы золота составляет рудное золото - 92%. На рудное золото выдано 27 лицензий, в том числе на добычу - 6, на геологическое изучение и добычу - 10, на геологическое изучение - 11. Распределенный фонд рудного золота по краю составляет 95%. Рассыпное золото в структуре минерально-сырьевой базы составляет всего 8%, зато лицензий - 98. Программой лицензирования недр в 2005 и 2006 годах по рудному золоту планируется выдача 6 лицензий на геологическое изучение недр и 14 совмещенных лицензий; по россыпному золоту, соответственно - 24 лицензий.

Геологоразведочные работы за счет средств федерального бюджета направлены на локализацию прогнозных ресурсов коренного золота высоких категорий, подготовку перспективных участков к лицензированию и передачу их недропользователям для разведки и добычи. Работы будут продолжаться в Южно-енисейском золотоносном районе, на Ангаро-Канском выступе Енисейского кряжа, в западном и восточном Саянах, в юго-западной части Эвенкийского автономного округа. Объем финансирования за счет средств федерального бюджета по начатым объектам составляет 388 миллионов рублей. Ожидаемый объем локализации ресурсов категории Р1 - 80 тонн, а категории Р2 - 450 тонн.

Здесь уже много говорилось про нефть и газ. Запасы и ресурсы углеводородного сырья весьма неравномерно распределены, как по латерали, так и в разрезе осадочного чехла. В результате проведенных региональных, поисково-разведочных работ и научных исследований выполнена количественная оценка начальных потенциальных ресурсов нефти, газа и конденсата выделенных нефтегазоносных комплексов и доказана их промышленная нефтегазоносность. Имеющиеся данные показывают, что в пределах нефтегазоносных областей на территории Красноярского края сосредоточены крупные по величине начальные прогнозные и перспективные ресурсы. Однако разведанность ресурсов, перевод их в запасы промышленных категорий остается крайне невысокой. Это обусловлено низкой и неравномерной изученностью территорий Красноярского края всеми геологическими методами, а также сложными горно-геологическими условиями, характерными для большей части нефтегазоносных областей края. Создание на территории Красноярского края нефтедобывающей промышленности в ближайшие годы возможно лишь при интенсификации региональных и поисково-разведочных геолого-геофизических работ, за счет бюджетных средств, и особенно за счет средств недропользователей. Для этой цели разработана программа геологоразведочных работ на территории Красноярского края до 2020. За счет бюджетных средств предполагается выполнять региональные геолого-геофизические исследования и научно-исследовательские работы по их сопровождению. Планируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета только по уже начатым объектам, в ближайшие 3 года составит два с половиной миллиарда рублей, в том числе в текущем году - 612 млн.руб. Работы планируется проводить на 18 объектах, в зоне проектируемого нефтегазопровода "Ангарск-Находка".

Изучение территорий, где имеются разведанные запасы углеводородов и перспективные локализованные ресурсы, мы планируем проводить за счет средств недропользователей, путем вовлечения их в процесс лицензирования и усиления геологоразведочных работ на лицензионных участках. В соответствии с планом лицензирования нефтегазоперспективных территорий Красноярского края в 2005 году запланировано проведение аукционов по 9 участкам, в 2006 году планируется к лицензированию еще 8 участков. После завершения геологоразведочных работ, выполняемых за счет федерального бюджета, будут подготовлены к лицензированию в 2007 году - 8 участков и 2008 году - 11 участков.

Учитывая, что здесь в зале на форуме присутствуют инвесторы, действующие и потенциальные, хотелось бы так же остановиться и на других видах минерального сырья, важных для сбалансированного и эффективного развития промышленности края. Здесь уже говорили про уголь, балансовые запасы промышленных категорий которого в Красноярском крае превышают 46 миллиардов тонн, осваивается же лишь 12% от этого. Подготовленный резерв разведанных месторождений позволил бы построить 10 разрезов суммарной мощностью около 400 миллионов тонн угля в год. Поскольку в крае подготовлены огромные запасы угля, вопрос воспроизводства их сырьевой базы не ставится. Геологоразведочные работы ведутся в небольших объемах, с целью выявления небольших месторождений с запасами угля 5-10 миллионов тонн для местных топливных нужд.

В крае есть реальные возможности для развития металлургического комплекса. Имеющиеся запасы и прогнозные ресурсы железных руд для этого вполне достаточны. По мере необходимости они могут быть вовлечены в процесс лицензирования.

Есть марганцевые руды. На территории края расположено одно из наиболее крупных месторождений в России - Порожнинское. Есть и другие объекты марганцевых руд. В случае разработки экономически эффективной технологии обогащения этих руд и внедрения ее в производство, в крае может быть создана новая отрасль промышленности, способная обеспечить дефицитным сырьем все металлургические предприятия России.

Существует в крае реальная возможность масштабной добычи пирохлоровых концентратов - наиболее эффективного сырья для производства феррониобия, а также других видов ниобиевой продукции.

Красноярский край - один из важнейших магнезитоносных регионов России. Государственным балансом учитывается 6 месторождений магнезитов. Учитывая трудности с сырьем на уральских предприятиях при расширении действующего производства и вовлечении в эксплуатацию новых месторождений, край из резервной базы может вполне превратиться в основного производителя магнезитовых огнеупоров, каустического магнезита, электротехнического периклаза.

Оценивая в целом итоги 60-летней деятельности геологов Красноярского края, следует констатировать, что ими создана мощная минерально-сырьевая база, обеспечивающая многоотраслевое развитие народного хозяйства. Подготовлены объекты для крупных инвестиционных проектов. Мы надеемся, что предстоящее объединение субъектов Красноярского края еще больше повысит его инвестиционную привлекательность и будет способствовать привлечению средств в развитие горнодобывающей отрасли и геологоразведочные работы, что особенно важно. Спасибо за внимание.

А.Н.ШОХИН

Я хотел бы такой, Владимир Николаевич, вопрос задать. Новый закон о недрах, который уже получил одобрение на заседании Правительства, несколько меняет роль субъектов Федерации в недропользовании и, наверно, объединение субъектов Федерации вряд ли усилит эту роль. Все-таки как вы оцениваете список тех полезных ископаемых, лицензии по которым выдают субъекты и саму технологию взаимодействия? Как это улучшит ситуацию с геологоразведочными работами и состоянием минерально-сырьевой базы?

В.Н.БАВЛОВ

Мы работаем в тесном взаимодействии с администрациями субъектов Федерации. И то, что сегодня законом предусмотрен, как мы говорим, один ключ, то это только на пользу и во благо. Вы знаете, что за год работы федерального агентства по недропользованию, мы значительно усилили не только программное выполнение геологоразведочных работ, но и значительно активизировали процесс лицензирования. Ведь мы за второе полугодие 2004 провели аукционов значительно больше, чем за 2 предыдущих года. Во многом этому способствовало и то, что сократился объем согласований. Тем не менее, представители субъектов Федерации обязательно участвуют в обсуждении программы лицензирования и геологоразведочных работ на территории субъектов. Они включены у нас в достаточном количестве в состав лицензионных комиссий. Мы делегировали своим территориальным агентствам по недропользованию значительный объем полномочий по лицензированию и по направлению геологоразведочных работ на территории и готовы делегировать еще больше полномочий. Мы находимся сейчас в стадии становления и в перспективе работа с регионами, с субъектами Федерации будет еще более плотной. Я думаю, что закон здесь не сильно повлияет на то, чтобы отстранить администрации субъектов от управления недрами.

А.Н.ШОХИН

Уважаемые коллеги, есть вопросы к Владимиру Николаевичу?

Спасибо Владимир Николаевич за интересный доклад.

08.04.2005
http://www.rosnedra.com/article/158.html


Док. 498491
Перв. публик.: 08.04.05
Последн. ред.: 29.09.08
Число обращений: 201

  • Бавлов Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``