В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Тишков. Что провоцирует нетерпимость? Назад
Валерий Тишков. Что провоцирует нетерпимость?

Вопрос о нетерпимости и экстремизме в российском обществе в последнее время обсуждается на общественных форумах, с политических трибун и в средствах массовой информации. На мой взгляд, это обсуждение носит хоть и активный, но мало удовлетворительный характер. Чаще всего разговор сводится к риторике о кризисе морали и нравственности под воздействием либеральных ценностей, к поиску объяснительных аргументов в геополитических, цивилизационных и этнокультурных столкновениях, к идеализации прошлого и к утопическим рецептам общественного развития.



Часть экспертного и политического сообщества интерпретируют саму концепцию терпимости или толерантности как некий разрушительный для России внешний аспект. Высказывается мнение, что активизация разговоров о неофашизме есть всего лишь намеренное заполнение или отвлечение медийного пространства от реальных проблем страны. Я же думаю, что вопросы толерантности и ксенофобии - самая, что ни на есть, общественная проблема, ибо она затрагивает всех и решить ее можно только общими усилиями.

Нетерпимость - глобальная проблема, а экстремизм, насилие на этой почве представляют собой серьезную угрозу для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности в целом. Наиболее распространенными проявлениями этого вызова являются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств, агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, расизм, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений и идеологий.

Суть нетерпимости, как глобальной проблемы современного мира, заключается в отрицании, подавлении различий между людьми и культурами. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития. Она подрывает принципы демократии и ведет к нарушению прав человека.

Многовековые усилия по утверждению цивилизованных взаимоотношений между неординарными в культурном, религиозном и социально-политическом отношении людьми, общностями и государствами привели к выработке принципов, которые носят гуманистический характер. Они получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах и международных декларациях.

Одним из таких принципов является толерантность. Более точное русское слово - терпимость. Это трудно достижимый и в то же время неизменный идеал не только выдающихся и совестливых мыслителей, но и приемлемая, желаемая норма морали для всех людей. Толерантность, терпимость заключают в себе уважение, признание других мнений и мировоззрений, отказ от унижения и насилия. Терпимость не позволяет существующим в каждом обществе явлениям состязательности или доминирования проявляться в насильственной форме.

Содержание и граница толерантности различается в зависимости от культурной традиции, состояния общества и других факторов. Но во всех случаях терпимость к иному есть культивируемая личностная установка и коллективная позиция как реакция и условия существования сложных обществ. Это есть показатель зрелости и жизненности человеческих коллективов, государственных и политических образований.

Таким образом, толерантность - это постоянные и направленные усилия на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения. И общественная толерантность - это когда личность культивирует в себе установку на согласие и сотрудничество, и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и средства массовой информации, а также через правовые нормы.

Многие страны, особенно, с демократическим общественным устройством, на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой дискриминации, против расизма, религиозной и этнической нетерпимости. Эти действия направлены не только на защиту той или иной категории населения, их цель - в сохранении демократического общественного устройства, основанного на равенстве прав человека и гражданина. Средством борьбы против расизма и ксенофобии является, в первую очередь, борьба против всего, что может угрожать сохранению демократической системы, а именно: возрождению идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим.

Во многих странах приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт важен, и он может быть использован в России. И подход к проблемам ксенофобии, межгрупповой вражды и насилия на основе изоляционизма, исключительности и даже некой формы мессианизма - далеко не самый перспективный. Он может породить лишь новые формы нетерпимости и новые аргументы в ее пользу.

Замалчивание проблемы, равно как и поспешное зачисление России в категорию стран с режимом типа режима Муссолини наносит ущерб внешнему образу нашей страны, и они должны быть отвергнуты.

Будем исходить из того, что российская Конституция гарантирует равенство граждан независимо от их расы, этнической и религиозной принадлежности, что обязанность государства - обеспечивать личную и коллективную безопасность, что ответственность общества в лице его институтов и объединений - сохранять мир и согласие между разными группами населения и отдельными людьми.

В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население, которое сформировалось в ходе тысячелетней истории государства. Российский народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом советской политики поддержки и развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конституцией. В российских республиках обеспечены условия для воспроизводства культур, для защиты прав граждан, основанных на их принадлежности к той или иной национальности.

В федеральных органах власти и других сферах общественной жизни достаточно широко представлены люди разных национальностей. Сам по себе федерализм отражает толерантную природу государственного устройства России. В стране приняты законы, которые гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются международной конвенцией в этой сфере. Несмотря на расслоение, в стране сохраняются установки социальной солидарности, действует система социального обеспечения и гарантий.

В тоже время в условиях трансформации общественных отношений продуцируется нетерпимость к здоровому индивидуализму, частной собственности и предпринимательству, личному преуспеванию. Часть граждан, особенно представители старших поколений и уязвимых групп, оказались психологически, материально не готовы к восприятию радикальных перемен, а вместе с ними - новых ценностей и возможностей. Это вызывает отчуждение и недовольство, провоцирует радикальные формы социального и политического поведения. Результатом становятся обостряющиеся отношения между поколениями, акты подавления частного успеха и даже террористические действия.

Терпимость и согласие оказались трудно совместимыми с либерально-рыночными реформами. Преуспевающие в бизнесе часто демонстрируют неспособность к самоограничению, гражданской солидарности и уважительности к другим. Получившие власть, проявляют нетерпимость к своим предшественникам или конкурентам, личную алчность и нескромность. Освобожденная от политического контроля культура и информация не смогли столь быстро сформировать этику самоограничения и ответственности, уступая штампам насилия и другим формам коммерческого примитива.

Деструктивную роль играют порой и средства массовой информации, не имеющие общепринятого этического кодекса, когда усилиями журналистов распространяются негативные этнические стереотипы, экстремистские взгляды и ксенофобия. Государственные информационные образовательные системы недостаточно отражают культурное многообразие населения России и установки на толерантное восприятие различных традиций и ценностей. Информационно-образовательная система ряда республик предпочла пропаганду местного национализма и отторжения общероссийских ценностей и русской культуры в пользу мифических миров или цивилизаций.

Современная Россия не может быть отнесена к странам, где имеют место притеснение свободы и интеллектуальной деятельности. Однако политическая либерализация столкнулась с проблемой политической нетерпимости. Отсутствие культуры самоограничений, консенсуса, ответственного гражданского поведения, подчинение закону - порождает агрессивную риторику и межличностную вражду в сфере политики. Недостаток толерантности в политике затрудняет строительство партийных коалиций и осуществление демократических процедур.

Невозможно не сказать, что в последнее время насилие в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан привело к многочисленным насильственным акциям, случаям погромов и убийствам десятков людей. Неприемлемым для страны, которая внесли решающий вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне, является проявление неофашистской идеологии, распространение фашистской символики и литературы, пропаганда экстремизма и ненависти через русскоязычный Интернет.

Язык вражды и группы ненависти присутствуют, главным образом, среди молодежи, хотя идеологами и организаторами выступают взрослые люди, в том числе политики и представители интеллигенции. Зарегистрированная статистика жертв расистского и неофашистского насилия такова: в 2004 году в стране было убито 46, избито и ранено 208 человек; в 2005 году убито 28, избито и ранено 374. И это самые минимальные данные. Основными очагами насилия остаются Москва, Санкт-Петербург, Воронеж. Но география расширяется. В 2004 году нападения были отмечены в 26 регионах, в 2005 году - в 36 регионах. В январе-апреле 2006 года зафиксировано 3 убийства и более 20 нападений, жертвами которых стали около 40 человек.

На общефедеральном уровне действует несколько партий и движений, использующих ксенофобию или расизм в качестве основы для своей идеологии. В ряде регионов, в том числе в российских республиках действуют националистические и этносепаратистские группы и движения. В 2005 году произошел ряд массовых столкновений на межнациональной почве, в которых принимали участи десятки и даже сотни человек.

Ксенофобские лозунги используются в избирательных кампаниях по выборам в федеральные и региональные парламенты. Власти приняли некоторые меры по ограничению такого рода агитации только во время выборов в Московскую городскую Думу, отстранив от участия в них крупные партии.

Показателем усиления роли ксенофобии в российской политике стали попытки другой известной партии объединить под своим началом ряд мелких националистических организаций, включая движение против нелегальной эмиграции.

В России насчитывается порядка 100 газет, пропагандирующих ксенофобию и расизм, самая тиражная из которых - газета "Завтра". Наконец, с марта 2006 года насчитывалось не менее 800 Интернет-сайтов ксенофобского характера. Литературу антисемитской направленности регулярно выпускают российские издательства.

Что касается проблемы религиозного экстремизма, то его проявления не получили широкого распространения в России. Действующие в стране основные конфессии демонстрируют должную ответственность и установки на взаимодействие. Однако в ряде регионов религиозный фактор в форме радикального исламизма используется в целях политической мобилизации и террористической деятельности. Остается проблема возвращения достойного статуса церкви как общественного института и уважения чувств и потребностей верующих. И это одно из важных направлений утверждения гражданского согласия.

Более того, все мировые религии и верования, а для России это, прежде всего, православие и ислам, заключают в себе большой потенциал терпимости. Религия призвана способствовать развитию чувств и установок на терпимость и ненасилие. Однако в многоконфессиональной России государство может быть только светским, а возрождение религии возможно только на основе межконфессионального диалога и сотрудничества. Или, как сказал на Десятом русском православном Соборе Патриарх Алексий II, "на основе многокультурности и многоукладности российского общества".

Общество и государство в России пока не смогли предложить адекватные ответы на вызовы радикального национализма и экстремизма. Принятый федеральный Закон о противодействии экстремистской деятельности действует слабо. Федеральная программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе, действующая в 2001-2005 годах, закончилась научно-методическими разработками, не переросла в общественную кампанию и не принесла практических результатов.

Принимаемые в некоторых регионах страны усилия и проводимые мероприятия в рамках политики многокультурности, не получают должного освещения и поддержки. Но самое главное - отмечается провал в правоприменительной практике по части реагирования и адекватной оценки, в том числе и судебной, индивидуальных и групповых форм проявления экстремизма и насилия.

Судебная практика в 2005-2006 годов показывает, что суды стали жестче карать лиц, совершавших преступления на почве этнической ненависти. Но, к сожалению, ряд поправок, принятых в декабре 2003 года по этому вопросу, позволяют подсудимым уходить от ответственности, затягивая судебный процесс. При этом сохраняется стремление правоохранительных органов представить преступления на почве этнической ненависти как бытовые. Подобная ситуация вызвана не столько сочувствием действиям экстремистов, сколько нежеланием правоохранительных органов заниматься трудно доказуемым делом. В целом противодействие со стороны государства не носит систематического и последовательного характера, чтобы искоренить преступления на почве ненависти.

Что касается общественных организаций, то здесь есть позитивный, но очень маленький опыт. Его нужно всячески поддерживать и распространять.

Исходя из нынешней ситуации, можно предложить некоторые общие принципы и подходы.

Первый принцип. В России проживают представители разных национальностей, разных религиозных убеждений, которые пользуются одинаковыми правами и свободами, в том числе правом сохранять и развивать собственную культуру, исповедовать религию или быть вне религии.

Второй. Межэтническое согласие и сотрудничество являются нормой и глубокой традицией, и они обеспечивают существование и развитие страны и российского народа.

Третий принцип. Неравенство и дискриминация порождаются социально-политическими условиями, а нетерпимость и конфликты являются следствием неправильного воспитания, идеологического воздействия и правовой распущенности, а также меркантильного расчета от присвоения собственности дискриминируемых и унижаемых.

Четвертый. Граждане России имеют гораздо больше общих историко-культурных ценностей и общественно-политических установок, чем различий на основе религий и этнической принадлежности.

Пятый принцип. Вместе они составляют единый российский народ.

Наконец, шестой. Нетерпимость и насилие возникают там, где неблагоприятная социальная обстановка соединяется с плохим управлением и когда политики и общественные активисты используют этнические и религиозные факторы для достижения власти и собственного благополучия.

Руководствуясь этими принципами, многое могут сделать различные государственные институты, общественные организации и отдельные люди. Эти оценки и принципы затрагивают сферы государственного управления и политики, образования и информации, социальной и этнокультурной политики, мониторинга и экспертного обеспечения.

В демократических обществах могут быть самые разные проявления нетерпимости. И задача государства и общества не допускать их крайних, в том числе насильственных форм, которые подрывают общественный порядок и основы государственности. С идеологами и исполнителями насилия следует бороться не только через кампании осуждения, но и другими методами: отказом от публичности, судебными преследованиями, привлечением к полезной гражданской активности.

Работа по предотвращению экстремизма требует самоотдачи и добрых человеческих качеств. Но она может быть результативной, если делается сообща и при поддержке государства. Мы не можем себе позволить повторения ситуации, когда пятнадцать лет назад появление проблемы новой преступности среди граждан бывшего СССР, вызвало к жизни злобный миф о русской мафии, который нанес большой ущерб России. Мы не позволим, чтобы фашистская свастика и другие гадости прилипли к репутации нашей Родины.



ТИШКОВ Валерий Александрович,

директор Института этнологии и антропологии

имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН,

председатель Комиссии по вопросам толерантности

и свободы совести Общественной палаты РФ



http://www.fondedin.ru/


Док. 498390
Перв. публик.: 29.03.06
Последн. ред.: 29.09.08
Число обращений: 150

  • Тишков Валерий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``