В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Митрополит Климент: Универсальная категория Назад
Митрополит Климент: Универсальная категория

Обсуждая один из важнейших вопросов, связанных с развитием гражданского общества, программу противодействия нетерпимости и экстремизму, считаю необходимым указать на ряд концептуальных моментов, объясняющих позицию Русской православной церкви.

Прежде всего, верующее сознание считает недопустимым использование силы для разрешения каких бы то ни было противоречий в религии, культуре, национальных и социальных отношениях, безусловно осуждая всякое проявление экстремизма как форму зла в сфере человеческой жизни.

Причины зла в человеческом обществе церковь видит в греховном злоупотреблении благодатной свободой. Христианство настаивает на равном человеческом отношении ко всем членам общества, независимо от их национальности, политических взглядов, мировоззренческой и социальной принадлежности.

Принцип свободы совести, являющийся одним из основных положений существования российского государства, несомненно, есть одно из наиболее значимых достижений человеческой цивилизации. Создание условий, при которых терпимость станет основным принципом взаимоотношений в обществе, - наиболее значимая и актуальная задача государственных, общественных и религиозных институтов.

Вместе с тем хотелось бы заметить, что толерантность, основываясь на уважении других, не предполагает признания абсолютного равенства всех мировоззрений, взглядов и убеждений, ибо невозможно уравнять в правах норму и преступление, грех и добродетель. Толерантность, терпимость предполагают готовность согласиться с тем, что другой человек считает свои убеждения для него более ценными и правильными. Толерантность не допускает проповедь превосходства и без сомнения должна быть универсальной категорией. А поэтому и термин, эту категорию обозначающий, должен быть в равной степени приложим ко всем без исключения национальностям, социальным и религиозным группам.

Недопустимо заявлять о проявлениях расизма, национализма, экстремизма одной нации по отношению к другой, поскольку маргинальные идеи, питающие подобные чувства, без сомнения могут быть присущи представителям всякой нации и любого сообщества.

Безусловно, любые акты насилия, направленные на представителей этнических меньшинств, людей с иным цветом кожи, подлежат осуждению. Однако не стоит забывать, что насилие на улицах наших городов, к сожалению, имеет более широкий спектр. В частности, в Москве был жестоко избит студент семинарии, возвращавшийся из храма. К сожалению, порой в подобных случаях мы можем наблюдать отсутствие последовательности и двойственность оценочных стандартов. Избиение бейсбольными битами православного семинариста расценивается СМИ как хулиганство. А использование той же биты против представителя иной религии или национальности представляется как проявление неонацизма.

Если убивают православного священника - это совершил психически больной человек, если наносят побои или телесные повреждения носителям иной веры - это считается демонстрацией неофашизма или религиозного экстремизма. И вообще, умалчиваются порой факты, когда забрасывают гранатами, к примеру, дом, где живет семья, принадлежащая к другой культуре, к другой национальности, как это было совсем недавно в одном из южных наших регионов.

Перечень можно продолжить. И эти трагические примеры еще раз с очевидностью демонстрируют, что нетерпимость, отсутствие уважения к достоинству человека не имеют национальных или социальных границ.

При этом надо иметь в виду, что борьба за свободу внешних проявлений личности еще не является универсальным средством для борьбы с нетерпимостью. Не так давно мы все могли наблюдать, как под флагом отстаивания права на свободу художественного творчества в Москве происходило поругание православных святынь. Я имею в виду выставку "Осторожно, религия!". Или как в пылу борьбы за религиозное равенство высказывались требования об изменении государственной символики России, имеющей не только государственное, но и важное культурно-историческое значение для всего нашего народа.

Большую тревогу вызывают попытки апологетики этих поступков со стороны отдельных политиков, а также некое безразличие у большей части населения. Продолжением этого являются случаи попрания достоинства человеческой личности. И безразличие, когда совершается зло, приводит к росту насилия, экстремизма и агрессивного национализма. Мы должны научиться противостоять злу, в какой бы форме оно ни совершалось.

В связи с необходимостью воспитания в российском обществе толерантности как основного принципа социальных и бытовых отношений, необходимо сказать о назревшей сегодня необходимости организации в общеобразовательных школах преподавания основ традиционной духовной культуры, что, несомненно, станет важным шагом на пути формирования социальной атмосферы мира и согласия.

Религиозная безграмотность является одним из факторов, отрицательно влияющих на общий социальный фон, она порождает напряженность и враждебность в отношении представителей иных национальностей или религиозных убеждений. Знание же основ религии помогло бы поддерживать межнациональный и межконфессиональный мир и согласие, ибо ни одна из традиционных религий не проповедует человеконенавистническую идеологию.



Климент

Митрополит Калужский и Боровский,

Управляющий делами Московской Патриархии,

председатель Комиссии по вопросам сохранения

культурного и духовного наследия Общественной палаты РФ





http://www.fondedin.ru/


Док. 498382
Перв. публик.: 29.03.06
Последн. ред.: 29.09.08
Число обращений: 134

  • Климент (Капалин Герман Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``