В проекте "О противодействии нетерпимости и экстремизму в российском обществе" говорится, если вдуматься, нечто пугающее: "Соблюдать справедливое представительство на всех уровнях власти граждан различных национальностей"...
Что значит справедливое представительство? Пропорциональное? Но при разделении мест в каком-либо органе, предположим, в парламенте или муниципалитете, при распределении должностей в органах исполнительной власти между представителями различных национальностей по справедливости, пропорционально, возникает несколько очень серьезных и взрывоопасных проблем.
Обязательно произойдет дискриминация либо очень малых народов, либо представителей тех народов, которые не образуют компактную группу на данной территории, в данном субъекте Федерации или где-то еще. Хотелось бы увидеть ассирийцев, которые, являясь полноправными гражданами России, не могут иметь самостоятельное представительство в органах власти. Обязательно начнется консолидация на национальной почве. То есть люди для защиты своих политических, экономических и иных прав должны будут сбиваться в национальные группы.
Возникнет множество очень сложных и практически не решаемых проблем. Например, по данным как последней, так и предпоследней переписи, наблюдалась большая группа населения, которая декларировала себя в качестве представителя одной из национальностей, но по культуре себя характеризовала как русских. Хотел бы еще специально подчеркнуть, что православная церковь у нас называется Русской православной церковью, а в эту церковь входят представители различных наций и народов.
И самое главное. Сама проблема пропорционального - или справедливого - представительства подобна задаче квадратуры круга, то есть решать ее можно, но решить нельзя.
Я как востоковед скажу, что существует страшный, другого слова не найду, опыт подобного рода политической системы. Этот опыт применялся в течение многих послевоенных десятилетий в Ливане, который, в конечном счете, привел к перманентному состоянию войны всех против всех. А цель поначалу была благая: здесь пытались выстроить такую справедливую систему, чтобы президент был христианином или представителем определенной конфессии. В Ливане под конфессиями понимаются этноконфессиональные образования, то есть и национальные, и религиозные одновременно. Скажем, премьер-министром должен быть мусульманин, и не просто мусульманин, а мусульманин-суннит, каким-то министром должен быть мусульманин-шиит и прочее, прочее. В России мы могли бы тоже так развлекаться. Но я надеюсь, что этого не произойдет.
Наконец, Ирак. Сейчас все говорят: ах, эти ужасные американцы, если бы американцы не оккупировали Ирак, то там была бы тишь, гладь, да божья благодать.
Что же имеет место в настоящее время? Межконфессиональная война - гражданская, ожесточенная, конца которой не видно. Война, где участвуют курды, которые являются мусульманами-суннитами и шиитами. А еще арабы, которые являются и суннитами, и шиитами. А также иранцы, которые являются шиитами. И еще множество наций и национальностей, включая тех же самых ассирийцев.
Из-за чего идет война? Из-за того, чтобы соблюдать в Ираке справедливое представительство на всех уровнях власти граждан различных национальностей. Здесь уже есть ностальгические настроения: ах, как было хорошо при Саддаме Хусейне, который сжимал стальным кулаком этот многонациональный и многоконфессиональный народ! Только убрали кулак, произошло то, что произошло. Конечно, американцы несут свою часть вины, но проблема в том, что так там было всегда. И решение проблем, существовавших в Ираке, лежало совсем не в русле справедливого, пропорционального представительства.
Уверен, что события в Ливане и в Ираке нас в разной мере интересуют, но находятся на обочине внимания. Однако Ирак может прийти к нам.
Александр ИГНАТЕНКО
Член Совета по взаимодействию
с религиозными объединениями при Президенте РФ,
президент Института религии и политики,
заместитель председателя Комиссии по вопросам гражданского общества
и реализации национальных проектов Общественной палаты РФ.
http://www.fondedin.ru/
Док. 498347 Перв. публик.: 29.03.06 Последн. ред.: 29.09.08 Число обращений: 127
Игнатенко Александр Александрович
|